3а-285/2016 090а |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2016 года |
г.Красноярск |
Красноярский краевой суд в составе: судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И., при секретаре Еркаловой Я.В., |
с участием представителя административного истца Игошина В.В. по доверенности Хасанова В.Н.,
представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности Кочкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игошина <данные изъяты> к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Игошин В.В. (далее административный истец), являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных в <данные изъяты> обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанных выше земельных участков в размере <данные изъяты>., <данные изъяты> <данные изъяты>. не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного земельного налога.
Просил об установлении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости <данные изъяты> определенной по состоянию на 08.08.2016.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц - Правительства Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца Игошина В.В. - Хасанова В.Н., выступающего по доверенности, поддержавшего заявленные требования, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - Кочкиной Е.А., выступающую по доверенности, не возражавшую против удовлетворения заявленных требований, изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> принадлежат на праве собственности Игошину В.В., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.10.2016 (л.д. 15, 21, 25, 31, 37).
Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 05.10.2016 вышеуказанные земельные участки входят в категорию земель населенных пунктов; разрешенное использование - "<данные изъяты>", их кадастровая стоимость составляет <данные изъяты>. соответственно (л.д. 17-20, 23-24, 28-30, 33-36).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края.
Земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти участки не были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05.10.2016 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты> <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>. (л.д. 16, 22, 26, 32, 38).
Кадастровая стоимость указанных выше земельных участков определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п и утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 08.08.2016 Управлением Росреестра по Красноярскому краю в размере <данные изъяты>. соответственно.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 08.09.2016 N 62зу (учетный N 62зу/7/08/16), выполненный оценщиком Карелиным О.И., в котором рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 08.08.2016 составляет: с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 41-191).
Соответствие отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, полнота и достоверность проведенных расчетов, расчет стоимости объекта оценки, проведенный оценщиком подтверждается положительным экспертным заключением от 26.09.2016 N 6149 некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация "Деловой союз оценщиков", членом которого является оценщик Карелин О.И. (л.д. 192-217).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследован отчет от 08.09.2016 N 62зу (учетный N 62зу/7/08/16) (л.д. 41-191) и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Положительное экспертное заключение от 26.09.2016 N 6149 (л.д. 192-217) так же отвечает требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, из его выводов следует, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, расчет стоимости объекта оценки произведен верно.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 08.08.2016 составляет: с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты> <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты>., с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты>. не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ). Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта налогообложения, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна быть определена равной рыночной в размере <данные изъяты>., определенной по состоянию на 08.08.2016, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна быть определена равной рыночной в размере <данные изъяты>., определенной по состоянию на 08.08.2016, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна быть определена равной рыночной в размере <данные изъяты>., определенной по состоянию на 08.08.2016, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна быть определена равной рыночной в размере <данные изъяты>., определенной по состоянию на 08.08.2016, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна быть определена равной рыночной в размере <данные изъяты>., определенной по состоянию на 08.08.2016.
Рыночная стоимость указанных выше земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения Игошина В.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> <данные изъяты> следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – 06.10.2016.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Игошина <данные изъяты> – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 08.08.2016.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> метров от границы д.<данные изъяты> в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 08.08.2016.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 08.08.2016.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>) в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 08.08.2016.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию на 08.08.2016.
Датой обращения Игошина <данные изъяты> с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> считать 06.10.2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда |
Д.И. Пашковский |