Решение по делу № 33-2228/2021 от 09.06.2021

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Гончарова Л.А. № 2-357/2021

Докладчик Степанова Н.Н. № 33-2228/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Малыка В.Н.,

судей Степановой Н.Н., Варнавской Э.А.,

при ведении протокола секретарем Капыриной Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации города Липецка на решение Советского районного суда г.Липецка от 19 апреля 2021 года, которым постановлено:

«Обязать администрацию города Липецка в срок не позднее 31.12.2021 предоставить в собственность Рыковой Нине Михайловне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 32,1 кв.м., взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Обязать Рыкову Нину Михайловну передать в муниципальную собственность принадлежащее ей жилое помещение по адресу: <адрес>, взамен предоставленного ей администрацией города Липецка благоустроенного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований Рыковой Нины Михайловны к администрации Липецкой области и Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области отказать».

Заслушав доклад судьи Степановой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рыкова Н.М. обратилась с иском к администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.

В обосновании требований указала, что с ноября 2013 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В апреле 2013 года многоквартирный дом признан аварийным и в 2019 году включен в Областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы». Она обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка с заявлением о предоставлении ей жилого помещения взамен аварийного, однако ей было отказано со ссылкой на приобретение жилого помещения в собственность после того, как дом был признан аварийным, и наличие у нее в силу положений п. 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации права претендовать лишь на выплату денежной компенсации.

К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация Липецкой области и Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.

В судебном заседании истец Рыкова Н.М. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика администрации города Липецка по доверенности Селезнева Д.С. иск не признала.

Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, а также третье лицо Рыков Ю.А. в судебное заседание не явились.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик администрации города Липецка просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку право собственности у Рыковой Н.М. на квартиру возникло после признания дома аварийным, следовательно, она имеет право только на выплату возмещения.

Выслушав объяснения истицы, возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного кодекса.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Если многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то гражданин вправе рассчитывать на предоставление ему другого жилого помещения либо на возмещение за изымаемое жилое помещение. Выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Федерального Закона от 21.07.2007 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

28 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которым была введена часть 8.2 статьи 32 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Учитывая, что жилищные отношения, как правило, носят длящийся характер, правовое значение для разрешения настоящего спора имеет обстоятельство, когда именно дом признан аварийным (включен в программу по переселению) и, когда лицо приобрело право на предоставление жилого помещения взамен аварийного.

Судом установлено, что Рыкова Н.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 18 ноября 2013 года.

Постановлением администрации города Липецка от 16 апреля 2013 № 963 <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно пункту 3 данного постановления межведомственной комиссии г.Липецка по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции поручено направить собственникам жилых помещений многоквартирного дома требования о сносе в срок до 1 мая 2014 года.

Как верно указал суд, после признания дома аварийным, в силу действующего законодательства у администрации города Липецка возникла обязанность по обеспечению условий для реализации жильцами дома права на безопасность жилища, в том числе путем изъятия для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен указанный дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме, в соответствии с нормами материального права, действовавшими на тот период времени.

В целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан постановлением администрации Липецкой области от 25 марта 2019 №159 была утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы», задачей которой определено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В приложении №2 к данной адресной программе определен Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1.01.2017, в который под номером 99 включен и многоквартирный <адрес>, планируемая дата окончания переселения которого определена – 31 декабря 2021. При этом площадь, подлежащая расселению, указана 643,4 кв.м..

Из сообщений Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка от 26.11.2020 года № 6394-01-11 и от 30.12.2020 года № 7190-01-09 следует, что <адрес> включен в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы».

В 2020 году жителям 8 квартир были предоставлены благоустроенные жилые помещения.

В 2021 году планируется расселение в благоустроенные квартиры жителей 8 квартир (<адрес>).

24 октября 2020 года собственнику жилого помещения, расположенного по <адрес>, было направлено письмо с уведомлением об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с указанием размера возмещения 937 726 руб., копией Постановления администрации г.Липецка от 9.10.2020 года № 1812 «Об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для муниципальных нужд», проектом соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

При этом судом установлено, что взамен аварийного жилья для собственника <адрес> застройщика также была закуплена квартира, однако планируемая к передаче собственнику жилого помещения <адрес> квартира была перераспределена жителям квартиры, включенной в перечень второго этапа Программы.

Разрешая настоящий спор, суд верно учел фактические обстоятельства дела, что квартира была приобретена истицей в 2013 году спустя всего семь месяцев после признания дома аварийным и подлежащим сносу, и задолго до утверждения областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 год».

Требование о сносе в срок до 1 мая 2014 года исполнено не было, поэтому за собственниками жилых помещений в МКД <адрес> в силу п. 3 ст. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» сохранялось право на предоставление взамен аварийного другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имел право выбора любого из данных способов обеспечения его жилищных прав.

Проживая в аварийном жилье на протяжении восьми лет, истица выбрала способ обеспечения жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения на праве собственности, при этом администрация города Липецка с 2013 года признавала за ней данное право, включив площадь ее квартиры в площадь, подлежащую расселению, указанную в адресной программе переселения.

Кроме того, судом правомерно учтено, что для реализации программы по переселению граждан из <адрес> были выделены соответствующие денежные средства как из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, так и из бюджета Липецкой области, денежные средства были освоены по целевому назначению и на них закуплены жилые помещения для предоставления жителям данного дома, в том числе и собственнику квартиры <адрес>.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы права и обстоятельства дела, судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.

Доводы жалобы о том, что право собственности у истицы возникло после признания дома аварийным, не может стать причиной умаления конституционного права гражданина на жилище при конкретных обстоятельствах дела.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана верная правовая оценка.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Липецка от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации города Липецка без удовлетворения.

Председательствующий: .

Судьи: .

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

8


33-2228/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Рыкова Нина Михайловна
Ответчики
Департамент ЖКХ г. Липецка
Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области
администрация г. Липецка
Администрация Липецкой области
Другие
Рыков Юрий Александрович
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Степанова Н.Н..
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
07.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021Передано в экспедицию
07.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее