.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УИД № ХХ
19 марта 2024 года п. Кадуй Дело № 2-127/ 2024
Вологодской области
Кадуйский районный суд Вологодской области в составе судьи Кононовой Н.Р.,
при секретаре Бояриновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Департамента здравоохранения Вологодской области к Солодовой Ю.А. о взыскании денежных средств
с участием представителя ответчика Имановой Р.Ф. по доверенности
У С Т А Н О В И Л:
Истец - Департамент здравоохранения Вологодской области обратился в суд с иском к Солодовой Ю.А. в котором просил взыскать с ответчика в пользу бюджета денежные средства в размере 890 000 рублей. Свои требования обосновал тем, что 29 мая 2014 года между Солодовой Ю.А. и Департаментом здравоохранения Вологодской области заключен договор о целевом обучении в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с условиями заключенного договора Департамент принял на себя обязательство по предоставлению ответчику в период обучения меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законом Вологодской области от 06 мая 2013 года № 3035-О «О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение системы здравоохранения области».
В свою очередь ответчик обязалась освоить образовательную программу по специальности «лечебное дело» и после окончания обучения заключить трудовой договор с БУЗ ВО <данные изъяты> либо иным бюджетным учреждением Вологодской области по усмотрению департамента, где отработать не менее трех лет.
В соответствии с приказом Департамента от 17 сентября 2014 года № 372 «О предоставлении ежемесячной денежной выплаты студентам» с 01 сентября 2014 года ответчику предоставлялась ежемесячная денежная выплата, предусмотренная статьей 1 Закона №3035- ОЗ, в размере 4 000 рублей.
Приказом Департамента от 24 июля 2020 года № ХХ ежемесячная денежная выплата ответчику с 01 июля 2020 года отменена в связи с окончанием обучения и утратой права на ее получение.
После окончания обучения ответчик свои обязательства по договору не исполнила. Заключенный 21 июля 2020 года трудовой договор с БУЗ ВО <данные изъяты> расторгнут по инициативе ответчика 18 января 2023 года.
Согласно положениям подпункта «е» пункта 5 договора, в случае неисполнения его условий ответчик обязана возместить в течение одного месяца расходы, связанные с предоставлением ей мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ей мер социальной поддержки. Кроме того, согласно положениям подпункта «ж» договора, в случае неисполнения обязанности, предусмотренной подпунктом «е» пункта 5 договора, ответчик обязана выплатить штраф в размере 50 000 рублей. Всего за период обучения в образовательном учреждении ответчику была перечислена ежемесячная денежная выплата в сумме 280 000 рублей. После окончания учебного заведения ответчику было предложено возместить Департаменту расходы, связанные с предоставлением ей мер социальной поддержки и выплатить предусмотренный договором штраф в добровольном порядке. До настоящего времени денежные средства ответчиком не перечислены.
В судебное заседание Департамент здравоохранения Вологодской области своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик Солодова Ю.А. судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представила.
Представитель ответчика по доверенности Иманова Р.Ф. в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме, поддержала письменные возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что заключенный с ответчиком договор на обучение не содержал требования отработать на менее 3 лет в бюджетном учреждении, а также действующим трудовым законодательством не предусмотрена обязанность лица, прошедшего обучение в соответствии с условиями ученического договора, в случае неисполнения обязанности приступить к работе на условиях ученического договора, возмещать работодателю штраф.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 29 мая 2014 года между Департаментом здравоохранения Вологодской области и Солодовой (до заключения брака Кочневой Ю.А.) заключен договор о целевом обучении, по условиям которого Кочнева Ю.А. взяла на себя обязательства освоить образовательную программу по специальности 31.05.01 «лечебное дело», реализуемую в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с БУЗ ВО <данные изъяты> или иным бюджетным учреждением здравоохранения Вологодской области по усмотрению Департамента.
Согласно положениям договора Департамент в период обучения Кочневой Ю.А. в учебном заведении предоставлял ей ежемесячно меры социальной поддержки в соответствии с законом Вологодской области от 06 мая 2013 года № 3035-ОЗ «О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение здравоохранения области».
Подпунктами е), ж) пункта 5 договора установлена обязанность Кочневой Ю.А. возместить Департаменту в течение одного месяца расходы, связанные с предоставлением ей мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ей мер социальной поддержки, и штраф в сумме 50 000 рублей в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения условий, предусмотренных настоящим договором.
Департаментом затрачены на обучение Кочневой Ю.А. денежные средства в размере 280 000 рублей, что ответчиком не оспаривалось.
Приказом Департамента от 24 июля 2020 года № ХХ ежемесячная денежная выплата ответчику с 01 июля 2020 года отменена в связи с окончанием обучения и утратой права на ее получение.
По окончании обучения Солодова Ю.А. была принята на работу БУЗ Вологодской области <данные изъяты> с 21 июля 2020 года на должность <данные изъяты> (основная должность) на 0,26 ставку без испытательного срока на неопределенный срок.
По заявлению от 17 января 2023 года Солодова Ю.А. была уволена из БУЗ Вологодской области <данные изъяты> 18 января 2023 года по собственному желанию на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно справке, представленной и.о.главным врачом БУЗ ВО <данные изъяты> Ш., Солодова Ю.А. в период с момента трудоустройства (23 июля 2020 года) по дату расторжения трудового договора (18 июля 2023 года) находилась в отпуске по уходу за ребенком.
19 января 2023 года истцом в адрес Солодовой Ю.А. направлено уведомление о возврате денежных средств.
Суд, руководствуясь положениями статей 198, 199, 207, 249 Трудового кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установив, что ответчик не исполнила в полном объеме свои обязательства по договору о целевом обучении, поскольку отработала в БУЗ ВО <данные изъяты> 2 года 6 месяцев вместо предусмотренных договором 3 лет, увольнение ответчика имело место по собственному желанию, то есть без уважительных причин и до истечения установленного срока, ответчик не заявила суду об обстоятельствах, освобождающих ее от обязанности возместить истцу расходы, связанные с выплатой ей ежемесячной денежной выплаты в период ее обучения, приходит к выводу, что ответчик обязана возместить затраты, понесенные истцом на ее обучение, в размере 280 000 рублей.
В силу частей первой и второй статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на дату заключения Департаментом с ответчиком договора о целевом обучении от 29 мая 2014 года необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью первой статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть вторая статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть первая статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть первая статьи 204 Трудового кодекса Российской Федерации).
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (статья 205 Трудового кодекса Российской Федерации).
Условия ученического договора, противоречащие настоящему Кодексу, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются (статья 206 Трудового кодекса Российской Федерации).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью второй статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Из правового регулирования порядка заключения работодателем ученического договора на профессиональное обучение с лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, следует, что обязанность такого лица возместить затраты, связанные с его обучением, понесенные работодателем, возникает в связи с намерением работодателя заключить трудовой договор с данным лицом по окончании обучения и невыполнением учеником после окончания обучения обязательства отработать у данного работодателя установленный ученическим договором период.
Доводы представителя ответчика о том, что условия договора о целевом обучении не содержат обязанность ответчика отработать в БУЗ ВО <данные изъяты> три года, судом отклоняются, поскольку ежемесячная денежная выплата в период обучения была выплачена ответчику в рамках ведомственной целевой программы по обеспечению государственной системы здравоохранения Вологодской области медицинскими кадрами и за счет бюджетных средств, при этом в силу пунктов «д» и «е» договора о целевом обучении, заключенного между Департаментом здравоохранения Вологодской области и Кочневой Ю.А., обязательства по трудоустройству, предусмотренные этим договором, включают не только обязанность заключить трудовой договор с бюджетным учреждением здравоохранения Вологодской области <данные изъяты>, но и отработать в этой больнице не менее 3 лет.
При этом Департамент выдавал Кочневой Ю.А. направление по целевому приему от 25 мая 2024 года № ХХ, в котором последней разъяснялось, что в случае поступления в вышеуказанное учебное заведение она обязуется прибыть в Департамент здравоохранения Вологодской области по окончании 5 курса для заключения договора о послевузовской подготовке (интернатуре, ординатуре) и трудоустройстве в учреждение здравоохранения Вологодской области с обязательством отработать не менее трех лет (не включая интернатуру, ординатуру). С условиями направления по целевому приему и договора о целевом обучении Кочнева Ю.А. ознакомлена и согласна, о чем имеется ее собственноручная подпись.
Оснований для освобождения ответчика полностью или частичного от возмещения причиненного ущерба, в том числе согласно ст. 250 Трудового кодекса РФ, судом не установлено, ответчиком каких-либо доказательств не представлено. Доводы представителя ответчика о возможном взыскании причиненного ущерба пропорционально не отработанному времени со дня окончания обучения суд также признает не соответствующими указанного выше законодательству, таких условий заключенный с ответчиком договор не содержит.
Таким образом, исковые требования в части взыскания расходов на обучение в размере 280 000 руб. подлежат удовлетворению, а в остальной части иска удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Из определенных договором о целевом обучении от 29 мая 2014 года условий видно, что он заключен между Департаментом и Кочневой Ю.А. с целью дальнейшего трудоустройства последней в БУЗ ВО <данные изъяты> или иное учреждение по усмотрению Департамента по окончании обучения истца. Такой договор, по смыслу части первой статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации, является ученическим договором, заключаемым между работодателем и лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя.
Соответственно, дела по спорам об исполнении обязательств по контракту о прохождении обучения, одной из сторон которого является работодатель, содержащему условие об исполнении лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, обязательства по отработке у работодателя в течение определенного времени, разрешаются судом в соответствии с положениями главы 32 «Ученический договор» Трудового кодекса Российской Федерации.
К данным отношениям подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации, а не нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об исполнении обязательств по договору (указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02 марта 2020 года № 70-КГ19-3, от 09 августа 2021 года № 24-кг21-5).
Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляется работодателем в том числе и на условиях, определенных трудовым договором. Одним из дополнительных условий, которые в соответствии с законом (часть четвертая статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации) могут включаться в трудовой договор и которые не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, является обязанность работника отработать после обучения не менее определенного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя. В случае неисполнения этой обязанности статья 249 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность работника возместить работодателю затраты, связанные с его обучением.
Вместе с тем, трудовым законодательством не предусмотрено возмещение лицом, ищущим работу у данного работодателя, штрафа в каком-либо размере в случае неисполнения обязанности по трудоустройству (увольнение ранее 3 лет работы).
Правовые нормы главы 32 «Ученический договор», главы 39 «Материальная ответственность работника» Трудового кодекса Российской Федерации не содержат положений о возмещении лицом указанного штрафа.
Соответственно, положения подпункта «е» пункта 5 договора от 18 июня 2014 года о возмещении штрафа в двукратном размере расходов на обучение, подпункта «ж» пункта 5 договора о возмещении штрафа в связи с невыполнением обязанности, не могут быть применены в силу их противоречия трудовому законодательству.
Таким образом, с ответчика Солодовой Ю.А. в пользу истца подлежат взысканию только 280 000 рублей в счет возмещения расходов, затраченных на обучение.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
От уплаты государственной пошлины истец был освобожден в силу положений ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, при этом государственная пошлина от суммы иска определенная положениями ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 6000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в соответствии с частью 1 ст. 103 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Департамента здравоохранения Вологодской области к Солодовой Ю.А. о взыскании затрат на обучение удовлетворить частично.
Взыскать с Солодовой Ю.А. <данные изъяты> в пользу Департамента здравоохранения Вологодской области ИНН3525010519 денежные средства размере 280 000 рублей.
В остальной части исковые требования Департамента здравоохранения Вологодской области оставить без удовлетворения.
Взыскать с Солодовой Ю.А. <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кадуйский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 марта 2024 года.
Судья Н.Р.Кононова