Решение по делу № 2-94/2024 от 25.01.2024

Дело № 2-94/2024

УИД 29RS0025-01-2024-000047-73

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос. Октябрьский 18 марта 2024 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А., при секретаре судебного заседания Абакумовой О.Н., с участием представителя истца администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области Швабской О.Д., ответчика Ипатова С.П., старшего помощника прокурора Устьянского района Новиковой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области к Ипатову С.П. о принудительном изъятии жилого помещения,

установил:

администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области обратилась в суд с иском к Ипатову С.П. об изъятии жилого помещения путем выкупа. В обоснование требования указано, что заключением межведомственной комиссии от 05.12.2012 жилой ... в ..., в котором квартира ... принадлежит на праве собственности ответчику, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы». В связи с изъятием земельного участка, истец направил собственнику уведомление об изъятии жилого помещения путем выкупа, стоимость которого согласно отчету от 16.05.2023 № ..., выполненного экспертом ООО Экспертное агентство «Формула Оценки», с учетом доли ответчика в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, составила 1 116 000 рублей включая убытки 86 000 рублей, проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, проект соглашения об условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ... учетом доплаты разницы между фактической стоимостью, предоставляемой квартиры и рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения в размере 1 116 000 руб., которые получены последним. Уведомление и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, проект соглашения об условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости направлены собственнику, получены последним, ответа от него не получено. Учитывая изложенное, с учетом уточнения требований, просят изъять у Ипатова С.П. для муниципальных нужд принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ..., путем выплаты возмещения: рыночной стоимости в размере 1 116 000 рублей, включая размер убытков 86 000 рублей.

Представитель истца - администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области Швабская О.Д. на судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Ипатов С.П. на судебном заседании с исковыми требованиями не согласен. Пояснил, что администрацией ему иных вариантов предоставления жилых помещений, в том числе без доплаты и меньшей площади не предлагалось.

Суд, заслушав представителя истца, ответчика, заключение старшего помощника прокурора Устьянского района Новиковой Д.Д., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.

Положениями Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и гарантировано, что никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1 ст.40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.

Вместе с тем, возлагая на органы государственной власти обязанность по созданию для этого условия, Конституция Российской Федерации провозглашает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 ст. 40), тем самым предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилье, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. При этом жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с нормами ЖК РФ производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Ипатов С.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Заключением межведомственной комиссии от 05.12.2013 ... жилой дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением Администрации МО «Октябрьское» от 29.12.2012 ..., предусмотрены меры в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, согласно которому постановлено продолжать использование жилых помещений, в том числе многоквартирного дома по адресу: ..., управляющим организациям до момента переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу обеспечить проведение обследования технического состояния аварийных жилых домов и выполнение неотложных ремонтных работ для безопасного проживания граждан, по каждому дому, находящемуся в управлении.

Данный дом включен в региональную адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением ... от 26.03.2019 № 153-пп.

Окончание срока переселения дома по адресу: ..., согласно адресной программе – 30.09.2024.

25.03.2022 администрация городского поседения «Октябрьское», правопреемником которой с 01.01.2023 является администрация Устьянского муниципального округа ..., направила ответчику письменное требование о сносе собственными силами жилого помещения в течение 10 дней со дня получения данного требования, которое получено ответчиком 31.03.2022.

Постановлением администрации городского поселения «Октябрьское» от 24.03.2022 ... принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения ... в многоквартирном доме по адресу: ..., путем предоставления возмещения за жилое помещение. Указанное постановление было направлено в адрес ответчика 30.03.2022.

Постановлением администрации городского поселения «Октябрьское» от 29.12.2022 ... принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером ... под жилым домом по адресу: ....

Согласно отчету об оценке от 16.05.2023 № ..., выполненного экспертом ООО «ЭА Формула Оценки», рыночная стоимость спорного жилого помещения, расположенного по адресу: ..., без учета налога на добавленную стоимость с учетом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, и с учетом размера убытков, причиняемых изъятием, по состоянию на 16.05.2023 составила 1 116 000 рублей, в том числе размер убытков 86 000 рублей.

Администрация Устьянского муниципального округа направила в адрес Ипатова С.П. письмо ... от 29.08.2023 с предложением выбрать вариант реализации жилищных прав и принять решение, с которым направлены проекты соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, путем выплаты ответчику за изымаемое жилое помещение выкупной стоимости в размере 1 116 000 рублей, в том числе убытки 86 000 руб. и соглашения об условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, расположенного по адресу: ..., с учетом доплаты разницы между фактической стоимостью предоставляемой квартиры и рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения, которая составляет 1 362 000 рублей. Указанное Письмо с проектами соглашений получено ответчиком 05.09.2023. Для их подписания Ипатов С.П. в администрацию не явился.

Обращаясь в суд с данным иском администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области, ссылалась на исполнение обязанности по предоставлению ответчику жилого помещения взамен изымаемого, рыночная стоимость которого выше стоимости находящейся в собственности Ипатова С.П. квартиры, от получения которой он отказался в связи с нежеланием доплачивать разницу в ее стоимости. В этой связи в целях реализации региональной адресной программы истец полагал возможным изъять у ответчика принадлежащие ему жилое помещение с выплатой за него возмещения в денежной форме.

Как следует из п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012 (ответ на вопрос № 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, по общему правилу, при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.

Следовательно, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, увеличивающим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

С учетом изложенных правовых норм выбор ответчиком способа реализации жилищных права путем предоставления в собственность взамен изымаемых других жилых помещений не может быть проигнорирован органом местного самоуправления.

При этом со стороны истца должны быть предприняты все возможные меры, направленные на предоставление жилых помещений равнозначных по общей площади изымаемым. Обязанность по предоставлению жилого помещения взамен изымаемого должна быть исполнена до окончания установленного в региональной адресной программе переселения срока расселения жилого ..., расположенного по адресу: ....

Адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» утверждена Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп (далее – Адресная программа).

Согласно Адресной программе финансирование мероприятий Программы, реализуемых с финансовой поддержкой Фонда, осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утвержденных решением правления Фонда от 05.03.2014.

Механизм реализации Адресной программы согласно разделу VI предусматривает выделения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда: 1) строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом "под ключ"; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ч. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено); 3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; 4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Органу местного самоуправления на подготовительном этапе до начала реализации соответствующего этапа Программы рекомендуется проводить работу по информированию граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017, об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.

Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Таким образом, в региональной адресной программе воспроизведены положения ч. 8 ст. 32 ЖК с учетом их разъяснения Пленумом Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14.

Из вышеуказанных положений Адресной программы следует, что собственнику изымаемого жилого помещения в рамках реализации Адресной программы до установленного программой срока (в данном случае 30.09.2024) может быть:

- предоставлено конкретное жилое помещение, путем строительства многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено); приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения,

- либо предоставлено возмещение, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии.

При этом исходя из конкретной стоимости предоставляемого жилого помещения, определяется разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения для решения о выплате разницы собственнику, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, либо по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Поскольку право выбора способа реализации жилищных прав в силу положений действующего законодательства предоставлено ответчикам, то для разрешения указанного спора истцу необходимо предоставить суду доказательства, подтверждающие принятие всех возможных мер по реализации любого из вышеназванных способов обеспечения его жилищных прав.

Между тем таких доказательств суду не представлено.

Поскольку многоквартирный дом по адресу: ... включен в региональную адресную программу, соответственно, право ответчика, на предоставление жилого помещения взамен изымаемого, подлежит реализации в порядке и в сроки, предусмотренные данной программой.

Судом установлено, что ответчику предлагалось только одно жилое помещения взамен изымаемого, стоимость которого превышает рыночную стоимость принадлежащей ему квартиры, но производить доплату в размере разницы в стоимости изымаемых и предоставляемых жилых помещений он отказался.

Вместе с тем, жилые помещения, равные по стоимости изымаемым, а также жилые помещения меньшей стоимости ответчику не предлагались и с учетом срока действия региональной адресной программы возможность такого предложения нельзя признать исчерпанной.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что жилой дом, в котором находится принадлежащее Ипатову С.П. на праве собственности и изымаемое у него жилое помещение включено в региональную адресную программу переселения, при этом ему не было предложено иных возможных вариантов предоставления взамен изымаемого равные по стоимости изымаемым, а также жилые помещения меньшей стоимости, возможность реализации жилищных прав в отношении изымаемого жилого помещения избранным ответчиком способом в установленные региональной адресной программой переселения сроки не утрачена, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации Устьянского муниципального округа ... к Ипатову С.П. об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ..., путем выплаты возмещения рыночной стоимости в размере 1 116 000 рублей, включая размер убытков 86 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области к Ипатову С.П. об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ..., путем выплаты возмещения рыночной стоимости в размере 1 116 000 рублей, включая размер убытков 86 000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Заостровцева И.А.

Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2024 г.

2-94/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Устьянского муниципального округа
Ответчики
Ипатов Сергей Петрович
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Заостровцева Ирина Александровна
Дело на странице суда
ustyansud.arh.sudrf.ru
25.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2024Передача материалов судье
31.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2024Подготовка дела (собеседование)
19.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
18.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее