КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Иванова И.А. 39RS0002-01-2021-001808-76
2-2925/2021
33-455/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 февраля 2022 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Уосис И.А., Алексенко Л.В.
при помощнике Журавлеве Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 февраля 2022 года апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Калининград» на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 15 сентября 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Калининграда в интересах Володиной Елены Николаевны к администрации городского округа «Город Калининград» об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения прокурора Ефановой А.С., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Калининграда обратился в суд с иском в интересах Володиной Е.Н., указав, что истица страдает тяжелым хроническим заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, является инвалидом <данные изъяты>, в связи с чем имеет право на жилую площадь в виде отдельного жилого помещения.
Володина Е.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, данная квартира является коммунальной и находится в муниципальной собственности. С 18.10.2001 г. она включена в льготный список инвалидов по общему заболеванию, с 21.02.2007 г. дополнительно включена в список граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по заболеванию.
Несмотря на изложенное, администрацией городского округа «Город Калининград» до настоящего времени отдельное жилье Володиной Е.Н. не предоставлено. Просит обязать администрацию городского округа «Город Калининград» предоставить Володиной Е.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма по установленным нормам с учетом права на дополнительную жилую площадь, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, расположенное в г.Калининграде.
Судом первой инстанции 15 сентября 2021 г. принято решение, которым исковые требования прокурора г.Калининграда удовлетворены.
Суд постановил обязать администрацию городского округа «Город Калининград» предоставить Володиной Е.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма по установленным нормам с учетом права на дополнительную площадь, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, расположенное в г.Калининграде.
В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Калининград» просит решение отменить. Указывает на то, что суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, неправильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, пришел к неправильным выводам.
Володина Е.Н., представители администрации городского округа «Город Калининград», Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания никем из участвующих в деле лиц не заявлено, о невозможности явиться в судебное заседание по объективным причинам не сообщалось, в связи с изложенным с учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлен ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 г. N 987н.
Кроме того, действующим законодательством, для инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся до 01 января 2005 года, предусмотрена возможность реализации права на предоставление жилых помещений в ином порядке.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 приведенного Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом до 01 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством.
Порядок предоставления ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области утвержден Постановлением Правительства Калининградской области от 29 июня 2006 г. N 469 и предусматривал, что формой обеспечения прав на получение социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов на территории Калининградской области является предоставление указанным категориям граждан безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения.
В дальнейшем Постановлением Правительства Калининградской области от 20 ноября 2008 г. N 762 утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Калининградской области за счет средств федерального бюджета, который определяет механизм взаимодействия органов исполнительной власти Калининградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области по реализации норм федеральных законов в части предоставления гражданам социальных выплат для обеспечения жильем инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учет до 01 января 2005 г.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела – Володина Е.Н. является инвалидом <данные изъяты>, инвалидность ей установлена бессрочно, заболевание (код по МКБ-10: <данные изъяты>), имеющееся у Володиной Е.Н., подпадает под перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также под перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Володина Е.Н. зарегистрирована и проживает в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, площадью 13 кв.м., в котором кроме нее зарегистрирован также ее сын – Р.Н. Обеспеченность каждого члена семьи общей площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы.
По данным регистрирующего органа зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества Володина Е.Н. не имеет, как не имеет и прав на какое-либо жилье.
Володина Е.Н. состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения с 04.02.1992 г., включена в общий список и льготный список.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Володиной Е.Н., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Володина Е.Н. относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, состоит на соответствующем учете, она имеет право на внеочередное обеспечение отдельным жилым помещением.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия находит обоснованными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах правильной оценке доказательств, правильном применении приведенных правовых норм.
Как установлено по делу - Володина Е.Н. поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, до 01 марта 2005 г., ее право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не реализовано в течение длительного времени.
Право Володиной Е.Н. на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, администрацией городского округа «Город Калининград» не оспаривается.
Наличие у Володиной Е.Н. такого права подтверждено совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение Володиной Е.Н. не предоставлено.
В соответствии с ч.1, 2 ст.50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется нормой предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2005 г. № 408 норма предоставления общей площади жилого помещения в г. Калининграде для одиноко проживающего гражданина определена в размере 20 кв.м.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обоснованно руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию городского округа обязанности предоставить Володиной Е.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры.
Ссылки администрации городского округа «Город Калининград» на необоснованность возложения на нее указанной обязанности судебная коллегия не может признать обоснованными, поскольку они основаны на ошибочном толковании закона.
Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положения ч.1 ст. 17, ст. 28.2 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также устанавливают право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем.
С учетом положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которыми вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 17.12.2009 г. № 1563-О-О, обязанность по предоставлению жилья Володиной Е.Н., правильно возложена судом на орган местного самоуправления - администрацию городского округа «Город Калининград».
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Таким образом, право на обеспечение Володиной Е.Н. жилым помещением подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу пункту 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального правового регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда.
Между тем, Володина Е.Н. к такой категории граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, законом не отнесена.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Володина Е.Н. с 04.02.1992 г. состоит в очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и страдает заболеванием, указанным в Перечне, право Володиной Е.Н. на внеочередное обеспечение жильем администрацией не оспаривается.
Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
С учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию городского округа обязанности предоставить Володиной Е.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Вопреки доводам жалобы, сама по себе возможность Володиной Е.Н. реализовать право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, как лица, относящегося к категории инвалидов, не исключает ее право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по приведенным выше основаниям.
При этом следует учитывать, что право на получение субсидии не было реализовано истицей по независящим от нее причинам с 1992 г.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии соответствующего финансирования, направленного на реализацию жилищного права Володиной Е.Н., не могут повлечь отмену решения суда, учитывая, что данное право не может быть поставлено в зависимость от финансовых взаимоотношений между государственными и муниципальными органами, на которые возложена обязанность по его реализации, учитывая, что участником таких взаимоотношений она не является.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не может влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Других доводов апелляционная жалоба администрации городского округа «Город Калининград» не содержит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 17 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи