Решение по делу № 2-2163/2018 от 19.09.2018

Дело № 2-2163/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2018 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,

при секретаре Ядвижак О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тужнековой <В.В.> к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Тужнекова В.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения РА о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, мотивируя требования тем, что в период с 1997 г. по 2006 г. истец обучалась и воспитывалась в КОУ РА «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова», находилась на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за ней не закреплялось, жилья в собственности не имеет. С 2007 г. по 2012 г. обучалась в Аграрном колледже, проживала в общежитии. В период проживания в школе-интернате в очередь на жилье истца не включили, о чем ей стало известно во время обучения в колледже. В 2010 г. Тужнекова В.В. обратилась в Администрацию города по вопросу обеспечения жильем, однако ей пояснили, что поскольку в школу-интернат истец поступила из <адрес>, то в очередь на жилье необходимо вставать там. В администрации Турочакского района увидев прописку истца по адресу в городе, отправили Тужнекову В.В. обратно, пояснив, что вставать в очередь нужно по месту жительства, то есть в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцом было написано заявление в Администрацию города, однако Администрация принять заявление отказалась, поскольку произошли изменения в законодательства. Истцу пояснили, что на этом основании постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, временно не осуществляется. Срок обращения с заявлением о постановке в очередь истцом пропущен по уважительной причине – вследствие бездействия школы-интернат в период проживания истца, органов опеки и попечительства в период обучения в колледже, и администрации города, отказавшей в принятии заявлений Тужнековой В.В. На основании изложенного истец просит обязать ответчика включить ее список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Истец Тужнекова В.В., ее представитель Семирунник И.Б. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Министерство труда, социального развития и занятости населения РА о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке..

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.121996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из материалов дела следует, что Тужнекова В.В.родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ Отец ФИО2 решением Турачакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении детей ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., Тужнековой В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

С 1997 г. по 2006 г. Тужнекова В.В. являлась воспитанницей КОУ РА «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова» и находилась на полном государственном обеспечении.

Из искового заявления и пояснений истца следует, что Тужнекова В.В. в 2010 году обращалась в Администрацию г. Горно-Алтайска в устной форме по вопросу обеспечения жильем, на что ей было рекомендовано обратиться в Администрацию Турочакского района. В администрации Турочаского района ей также было отказано на ее устное обращение.

Из ответа БУРА «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска» от 19.06.2018 года усматривается, что Тужнековой В.В. факт письменного обращения в возрасте до 23 лет о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подтвержден.

При обращении истца в прокуратуру г. Горно-Алтайска в 2013 году по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, Тужнековой В.В. разъяснялось право на обращение с соответствующим заявлением в Администрацию по месту жительства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, приведенной в Определении от 25.02.2013 N 261-О, законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ (01.01.2013) должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения.

Согласно пункту 3 той же статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (абзац первый).

В силу ст. 1 Закона Республики Алтай от 15.06.2006 года № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю» (действовавшего до 01 августа 2013 года) органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью вне очереди.

В настоящее время на территории Республики Алтай вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Алтай от 26 марта 2013 года № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай".

Согласно ч. 1 ст. 3 названного закона список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона (далее - список), формируется и ведется уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства.

В соответствии ч. 15 п. «г» Положения Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2013 года № 314 «Об утверждении Положения Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Республики Алтай» Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай однократно предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, в настоящее время государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа наделено Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

Гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, предоставляется им по их обращению в уполномоченные органы до достижения им вышеуказанного возраста 23 лет.

Указанный срок, в течение которого гражданин может реализовать право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе по обеспечению жилым помещением, является пресекательным.

При этом, достижение лицом из указанной категории граждан возраста 23 лет не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения лишь в случае, когда указанные лица обратились за данной социальной поддержкой до достижения указанного возраста.

Доказательств, свидетельствующих о том, что истец до достижения ею возраста 23 лет, обращалась в администрацию г. Горно-Алтайска либо в Администрацию Турочакского района, в органы опеки и попечительства с заявлением о постановке ее на жилищный учет с учетом ее статуса ребенка-сироты, истцом не представлено и материалы дела не содержат.

Кроме того, истцом не представлено доказательств уважительности причин не обращения с заявлением о включении в список на получение жилья до достижения им возраста 23 лет.

Довод истца о том, что социальная поддержка не была реализована в связи с бездействием уполномоченных органов, является несостоятельным, поскольку установление возраста 23 лет направлено, в том числе, и на предоставление дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Кроме того, ссылка Тужнековой В.В. на то, что она обращалась в установленный срок в Администрацию г. Горно-Алтайска и Турочакского района могут подтвердить свидетели Сеткина и Ялбакпашева, не может быть принята во внимание, поскольку факт обращения истца с заявлением о предоставлении жилья как ребенку-сироте до достижения 23-х летнего возраста, не может быть подтвержден свидетельскими показаниями. Устное обращение в Администрацию г. Горно-Алтайска и Турочакского района, на которое ссылается истец, основанием для постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении не является, каких-либо письменных доказательств обращения ею не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении искового заявления Тужнековой <В.В.> к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Судья Е.Ю. Зрелкина

Решение в окончательной форме принято 24 октября 2018 года

2-2163/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Тужнекова Варвара Владимировна
Тужнекова В.В.
Ответчики
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
19.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2018Передача материалов судье
21.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2018Судебное заседание
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее