Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 года г.Орел
Железнодорожный районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,
при секретаре Жирковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Мазановой Татьяны Александровны к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Мазанова Т.А. обратился в суд с иском к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее КУ ОО «ОЦСЗН») о признании незаконным отказа в предоставлении социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг, взыскании задолженности по компенсационным выплатам, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указала, что она является получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 2013 года как педагогический работник-пенсионер.
ДД.ММ.ГГГГ истец изменила адрес регистрации, собрала необходимый пакет документов и обратилась в филиал по Хотынецкому району КУ ОО «ОЦСЗН» с заявлением об изменении адреса регистрации, передав документы работнику филиала Корсовой Н.В.
В январе 2024 года истец при обращении в банк за выпиской по счету узнала о том, что начисление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг ей не производится с ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо уведомлений о том, что выплата ЕДВ ей прекращена, истец не получала. Выплата компенсации была возобновлена истцу только с ДД.ММ.ГГГГ.
Просила признать незаконным отказ в предоставлении социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать задолженности по компенсационным выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей, судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца Мазановой Т.А. по доверенности Власов К.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска, уточнив, что просит признать незаконным решение о прекращении выплаты ЕДВ истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика КУ ОО «ОЦСЗН» Бай А.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, указав, что предоставление мер социальной защиты носит заявительный характер. От истца заявление о назначении ей ЕДВ по новому месту регистрации в филиал по Хотынецкому району не поступало.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальные услуги). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Постановлением Главы администрации Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об управлении социальной защиты населения администрации Орловской области, согласно которому управление социальной защиты населения (управление соцзащиты) осуществляет на территории области государственную политику социальной защиты населения, является таким образом отраслевым органом администрации.
В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, постановлениями и распоряжениями федеральных органов, главы администрации области.
Управление, районные (городские) отделы соцзащиты, подведомственные предприятия и учреждения образуют на территории области единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения.
Основными задачами управления социальной защиты населения являются, в том числе разработка и осуществление практических мер по реализации законодательства и конституционных прав в области социальной защиты и поддержки населения, инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения, а также граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; организация на территории области пенсионного обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных граждан: социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов; организация и внедрение автоматизированной системы обработки информации, назначения и выплаты пенсий и пособий по социальному обслуживанию и другим направлениям социальной защиты; разработка и осуществление мероприятий по материально-бытовому и другим видам обслуживания пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, граждан уволенных с военной службы и членов их семей; других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, создание на государственной и благотворительной основе комплексной сети служб и дифференцированной системы социальной защиты указанных категорий граждан.
Согласно п.1 Положения о Департаменте социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №, органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, а также функции по контролю в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан Орловской области является Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.
Согласно содержанию Устава КУ ОО «ОЦСЗН» данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Орловской областью для оказания государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральным и областным законодательством полномочий органов государственной власти Орловской области в сфере социальной защиты населения. Учреждение предоставляет меры социальной поддержки населению Орловской области на основе принципа адресности.
Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов в силу ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации может предоставляться отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об образовании", ч. 8 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об образовании в Российской Федерации" правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (ранее право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением) обладают педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Из содержания положений ч. 2 ст. 15 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1525-ОЗ "Об образовании в Орловской области" следует, что правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, кроме действующих педагогических работников, обладают также и те лица, которые являлись таковыми и достигли возраста, дающего право на пенсию, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию.
При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (далее - Порядок).
Пункт ДД.ММ.ГГГГ Порядка предусматривает, что ежемесячная денежная компенсация назначается в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения (в случаях отсутствия раздельного учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения и иные нужды - электроснабжения), отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов: педагогическим работникам государственных образовательных организаций Орловской области, муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым по основному месту работы независимо от выполнения ими объема учебной нагрузки (абз. 2); лицам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, являвшимся педагогическими работниками и достигшим возраста (приобретшим иное основание), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию (абз. 3).
Для получения ежемесячной денежной компенсации получатели мер социальной поддержки обращаются с заявлением по месту своего жительства в отделы (филиалы) казенного учреждения Орловской области "Областной центр социальной защиты населения" (п. 2.1 Порядка).
В соответствии с п. 7.5 Порядка предоставление ежемесячной денежной компенсации прекращается органом социальной защиты населения в случаях прекращения регистрации получателя по месту жительства в жилом помещении, по оплате которого ему предоставляются меры социальной поддержки. Гражданам, которым выплата ежемесячной денежной компенсации была прекращена в связи с прекращением проживания по месту жительства в жилом помещении по предыдущему месту жительства на территории Орловской области, ежемесячная денежная компенсация назначается со дня начала проживания по новому месту жительства, но не ранее начала финансового года, в котором последовало обращение за ее назначением по новому месту жительства (пункт 3.2 Порядка).
Решение о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации принимается в течение 5 рабочих дней с даты, когда учреждению социальной защиты населения стало известно о наступлении обстоятельств, указанных в настоящем пункте.
Уведомление о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации доводится до сведения получателей в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием основания принятия такого решения (пункт 7.5 Порядка).
В судебном заседании установлено, что Мазанова Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в филиале по Хотынецкому району КУ ОО «ОЦСЗН» по категории «педагогический работник» и пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, освещения, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов, установленных Законом Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об образовании в Орловской области».
В связи с увольнением с места работы ДД.ММ.ГГГГ Мазановой Т.А. денежная компенсация оплаты жилого помещения стала предоставляться по категории «педагогический работник-пенсионер».
ДД.ММ.ГГГГ Мазанова Т.А. изменила место регистрации с адреса: <адрес>, на адрес: <адрес>.
Как поясняли стороны в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Мазанова Т.А. обратилась в филиал по Хотынецкому району КУ ОО «ОЦСЗН», где ей были даны разъяснения по назначению ежемесячной денежной компенсации в связи со сменой адреса регистрации.
Данные обстоятельства подтверждаются записью приема граждан в электронном журнале регистрации обращений граждан.
В материалах личного дела Мазановой Т.А. имеется копия паспорта Мазановой Т.А. с информацией о смене места ее регистрации ДД.ММ.ГГГГ, заверенная работником филиала ДД.ММ.ГГГГ.
Решением филиала КУ ОО «ОЦСЗН» Хотынецкого района от ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой адреса регистрации Мазановой Т.А. была прекращена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по предыдущему месту ее регистрации: <адрес>.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Мазанова Т.А. была проинформирована филиалом о прекращении денежной компенсации в связи с прекращением проживания по месту жительства в жилом помещении, по оплате которого ему предоставляются меры социальной поддержки.
Решение о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг Мазановой Т.А. по новому адресу регистрации: <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ было принято ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Мазановой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
Истица Мазанова Т.А. свои исковые требования о взыскании задолженности по ЕДК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обосновывала тем, что, несмотря на подачу ею заявления о назначении ЕДК по новому месту регистрации в сентябре 2019 года, филиалом такого решения принято не было, о чем она узнала только в апреле 2024 года, поскольку уведомления о выплате ЕДК она не получала, смс-информирования от банка о произведенных платежах не подключено.
В судебном заседании было установлено, что Мазанова Т.А. после смены адреса регистрации в сентябре 2019 года обратилась в филиал по Хотынецкому району КУ ОО «ОЦСЗН», предоставив документы для выплаты ЕДК по новому адресу жительства, что подтверждается показаниями допрошенных свидетелей Новиковой Е.А., Маркиной Е.В., Мельникова О.А., а также фотокопиями документов и почтового конверта о направлении почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ в филиал по Хотынецкому району КУ ОО «ОЦСЗН» сведений о назначении ЕДК по новому месту жительства.
Вместе с тем, прекратив ей выплату ЕДК по прежнему месту жительства решением от ДД.ММ.ГГГГ, филиал по Хотынецкому району КУ ОО «ОЦСЗН» не принял решения о назначении Мазановой Т.А. ЕДК по месту ее нового жительства по адресу <адрес>.
Доказательств обратного в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчик суду не представил.
Доводы ответчика о том, что Мазанова Т.А. не обращалась в филиал по Хотынецкому району КУ ОО «ОЦСЗН» с заявлением о назначении ей ЕДК по новому месту жительства, что подтверждается отсутствием записей в электронном журнале приема граждан, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, подтверждающими факт обращения Мазановой Т.А. в филиал с заявлением о назначении ей ЕДК в связи со сменой места жительства.
На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования Мазановой Т.А. и обязать ответчика осуществить перерасчет невыплаченной Мазановой Т.А. суммы ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг Мазановой Т.А. по новому адресу регистрации: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Абзац 10 указанной статьи в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Выплата педагогическому работнику ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг относится к числу мер социальной поддержки работников образования и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этой категории граждан, необходимого для поддержания их благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в том числе права на социальную защиту, гарантированные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законом.
Исходя из того, что Мазанова Т.А. имеет право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, то действиями ответчика, не принявшего надлежащих мер к назначению Мазановой Т.А. и выплате компенсации, нарушены личные неимущественные права истца.
При таких обстоятельствах истец имеет право на компенсацию морального вреда за нарушение ее личных неимущественных прав. Доказательств отсутствия вины в причинении морального вреда истцу ответчиком не представлено.
На основании статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает конкретные обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, характер нравственных страданий, индивидуальные особенности личности истца, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.
В силу ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мазановой Татьяны Александровны к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Обязать казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» осуществить перерасчет невыплаченной Мазановой Татьяне Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммы ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по адресу регистрации: <адрес>, и произвести ей данную выплату за указанный период.
Взыскать с казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в пользу Мазановой Татьяны Александровны денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 18.07.2024 года
Судья Севостьянова Н.В.