3а-147/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пешкина А.Г.,
при секретаре Розовой А.Г.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми 27 июля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Бондаренко Александра Владимировича о признании недействующим приказа Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года №43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в части пункта 2421 Перечня, предусматривающего включение в него объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <Номер обезличен>,
установил:
приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года №43-од определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
28 декабря 2020 года данный приказ опубликован путем размещения в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru.
В Перечень на 2021 год (пункт 2421) включен принадлежащий Бондаренко А.В. на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящийся по адресу: <Адрес обезличен>.
Бобрецова О.Г., действующая по доверенности в интересах Бондаренко А.В., обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2421 Перечня на 2021 год.
В обоснование указала, что принадлежащее административному истцу нежилое здание не относится к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение объекта недвижимого имущества в Перечень на 2021 год влечет нарушение прав административного истца (индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения), так как незаконно увеличивает налоговое бремя.
Заинтересованным лицом по делу привлечено Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (ГБУ РК «РУТИКО»).
Административный истец в судебном заседании отсутствовал, извещен надлежащим образом.
Заинтересованным лицом явка представителя в суд не обеспечена.
Представитель административного истца Бобрецова О.Г. требования поддержала.
Представитель административного ответчика Некрасова Г.Н. с требованиями не согласилась, указав, что приказ Комитета полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий, опубликован в установленном законом порядке, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Заслушав объяснения представителей сторон, свидетельские показания, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 3, 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из положений статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 25 ноября 2014 года №29/2014-406 «О введении на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» налога на имущество физических лиц» установлены налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в частности в размере 1,5 процентов на 2020, 2021 и 2022 годы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением объектов, определенных в пункте 2.4 настоящего решения (подпункты 2.3, 2.3.1 пункта 2).
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования определен существенный элемент налогообложения физических лиц - налоговая ставка, размер которой поставлен в зависимость в том числе от такого объективного критерия, как вид объекта налогообложения.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Коми является Правительство Республики Коми (статья 89 Конституции Республики Коми).
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2020 года №537 «О Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Комитете, согласно которому данный орган исполнительной власти Республики Коми определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (подпункты 20 - 23 пункта 11).
Согласно части 1 статьи 5 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года №101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» (далее - Закон Республики Коми №101-РЗ) нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В силу частей 1, 4 статьи 8 Закона Республики Коми №101-РЗ официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов в одном из следующих источников официального опубликования: газета «Республика»; газета «Коми му»; журнал «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми»; сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми №101-РЗ размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, а также иные правовые акты, материалы - документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (Постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2014 года №124).
С учетом перечисленных положений, оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком по вопросу, входящему в его компетенцию, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку опубликования и введения в действие.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Подпункты 2 пунктов 3, 4, пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, что в целях настоящей статьи административно-деловой центр и торговый центр (комплекс) могут быть идентифицированы по признакам их фактического использования. Фактическое использование при этом также не связано лишь с данными кадастрового учета, а определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 этой же статьи).
Согласно части 1 статьи 4(1) Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года №67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции, действующей с 1 января 2020 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, определенных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежат включению такие отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), которые отвечают одному из условий, перечисленных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принадлежащее административному истцу на праве собственности здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 959 кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, относящемся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: «склады V класса вредности по классификации СанПин, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов».
Согласно техническому паспорту, составленному филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми по состоянию на 2 мая 2012 года, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости, отдельно стоящее нежилое одноэтажное здание общей площадью 959 кв.м. имеет наименование и вид использования «склад», а расположенные в нем помещения имеют назначение: тамбуры, склады, кабинеты, бытовые помещения, помещение, коридоры.
В соответствии с представленными административным истцом договорами помещения в здании сдаются им в аренду индивидуальным предпринимателям З. (255 кв.м., помещения №№13-16 и часть 17 по плану БТИ), С. (118,7 кв.м., помещения №№7-11 по плану БТИ), П. (161,5 кв.м., часть помещения №17 и помещение №18 по плану БТИ) для использования под складирование.
Как следует из материалов дела, единственным основанием для включения здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в Перечень на 2021 года является установление фактического использования более 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Понятие «торгового объекта» приведено в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года №582-ст.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
По типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различают стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты.
По типу торговых предприятий ГОСТ Р 51303-2013 определяет: «магазин» - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38); «магазин-склад» - предприятие торговли, в котором по методу самообслуживания осуществляют продажу физическим лицам и/или хозяйствующим субъектам продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно из транспортной упаковки (ящиков, контейнеров и др.) или в транспортной упаковке (пункт 50).
Пункт 33 названного ГОСТ также раскрывает содержание понятия «склад», как специального здания, строения, сооружения, помещения, открытой площадки или их части, обустроенных для целей хранения товаров и выполнения складских операций. При этом согласно примечанию, к складским операциям относятся операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
В соответствии с пунктом 118а ГОСТ торговое оборудование - это технические средства (стационарные или перемещаемые предметы мебели, устройства и (или) механизмы), устанавливаемые в торговом помещении предприятия розничной и оптовой торговли для размещения, фасовки, хранения и демонстрации товара, реализации, а также для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.
Из приведенных определений следует, что склад в качестве самостоятельного объекта (здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части) имеет специальный характер и соответствующее этому характеру обустройство. Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров, он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в том случае, если он включает в себя помещение специально оснащенное оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, в которое имеется свободный доступ покупателей.
Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года №546.
В силу пункта 3.1. Порядка организационно-техническую работу, связанную со сбором информации в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества и проведением обследований объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 Порядка, проводит государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (далее - ГБУ РК «РУТИКО»).
Обследование здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в соответствии с пунктом 9 Порядка проведено уполномоченными должностными лицами 2 ноября 2020 года.
Результаты проведения мероприятий по установлению вида фактического использования здания зафиксированы в акте от 26 ноября 2020 года, утвержденном 30 ноября 2020 года (далее - акт), из которого следует, что в помещениях №№9-11, 14-17 по плану БТИ произведена перепланировка, 48,72% общей площади здания используется для размещения торговых объектов (помещения №№10, 18, 17 (часть помещения) общей площадью 467,2 кв.м.).
Из содержания акта, объяснений представителей сторон, показаний лиц, проводивших обследование объекта и составивших акт - свидетелей К., В., следует, что заключение об использовании помещений №№10, 18, 17 для размещения торговых объектов, сделано в результате визуального осмотра и фиксации внешних признаков.
Вместе с тем, данное заключение суд считает необоснованным, поскольку ни из самого акта, ни из приложенных к нему фотоматериалов невозможно достоверно определить фактическое использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения торговых объектов.
Содержание вывесок и таблички о режиме работы на представленных фотографиях не указывает на вид фактического использования помещений склада как торговых, на возможность свободного доступа в эти помещения покупателей.
По фотографиям можно только определить, что в помещениях находится продукция в различной таре (мешках, ящиках, коробках и т.п.), которая в основном размещена на полу и уложена друг на друга без каких-либо обозначений и ценников, что не свидетельствует о её демонстрации покупателям. Какое-либо специальное торговое оборудование для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями на фотографиях отсутствует.
Размещение товаров без ценников в закрытой транспортной упаковке (коробах, ящиках и тому подобной упаковке), не позволяющее покупателю самостоятельно обозревать товар выкладкой не является (пункт 124 ГОСТ Р 51303-2013).
Согласно пункту 182 ГОСТ Р 51303-2013 ценник: Бумажный или иной визуальный носитель информации, доступный для покупателей, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. Примечание - Ценник сопровождает образцы товаров, выставляемых на прилавках, витринах и т.п., и должен содержать информацию о наименовании товара, сорте (при наличии), цене за массу или единицу (штуку, метр и т.д.) товара.
Возможность нахождения в осматриваемых помещениях покупателей фотоматериалами не подтверждается, в акте такая информация также не отражена. Из показаний К. и В. следует, что на момент осмотра покупателей в помещениях не было, а вывод о возможности свободного доступа покупателей для самостоятельного обозрения и приобретения товаров сделан ими со слов работников, находившихся в помещениях. При этом каких-либо сведений о работниках, предоставивших такую информацию, в материалах проверки не имеется.
Наличие на отдельных помещениях надписи «Касса» само по себе не подтверждает проведение в них денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, так как такие помещения могут использоваться и для осуществления производственно-складской деятельности. Кроме того, сведений о наличии в этих помещениях оборудования для расчетов с покупателями, акт не содержит, внутри они не обследовались.
Согласно имеющимся материалам витрина с размещенными на ней образцами товара и ценниками находится в помещении (№17 по плану БТИ) арендуемом П. для использования под складирование. При этом на фотографиях видно, что за витриной размещена продукция, упакованная в мешки и уложенная штабелями на поддоны. Такой характер размещения свидетельствует о складировании, а не демонстрации товара покупателям, тем более в отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих обстоятельства доступа покупателей в помещение для приобретения этого товара.
Следует также учитывать, что в ходе проверки выявлены обстоятельства проведения перепланировки помещения №17 (разделение его перегородкой). Переданная в аренду П. часть этого помещения оборудована отдельным входом, её площадь 149,6 кв.м. (согласно результатам замеров, произведенных в ходе проверки), что составляет 15,6 процентов общей площади здания.
Иные признаки ведения в помещениях здания склада торговли представителями уполномоченной организации не зафиксированы.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что акт обследования не подтверждает обоснованность включения здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в Перечень на 2021 год.
Других относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, оспариваемый пункт 2421 Перечня на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года №43-од, не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2021 год и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт Перечня недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Бондаренко Александра Владимировича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2421 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года №43-од.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, где был ранее размещен нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 августа 2021 года.
Судья А.Г. Пешкин