Решение от 04.04.2022 по делу № 2-717/2022 от 04.02.2022

11RS0002-01-2022-000336-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута, Республика Коми              4 апреля 2022 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

    при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,

с участием представителя истца Мочаловой Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-717/2022 по иску Пигарева А.И. к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об установлении тарифной ставки (оклада), взыскании заработной платы, перерасчете заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Пигарев А.И. обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее ООО «Водоканал»), в котором просил за предоставление недостоверной информации об условиях труда (ст.21) в части соответствия локального акта работодателя от 16.01.2020 № 06 нормам трудового права, положениям ОТС и как следствие нарушение трудовых прав в счет возмещения компенсации морального вреда взыскать 50000 руб.; о возложении обязанности включить с 01.01.2021 все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме вредных условия труда), премиальные, выслугу лет в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни (начислять не на тарифную ставку, а на заработную плату); о возложении обязанности установить тарифную ставку (оклад) с 01.01.2021 в размере 24092,64 руб., а с 01.01.2022 в размере 26250,48 руб.; произвести перерасчет заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по заработной плате с 01.01.2021, в сроки, установленные для получения заработной платы из тарифной ставки с 01.01.2021 в размере 24092,64 руб., с 01.01.2022 в размере 26250,48 руб.; за нарушение трудовых прав в счет возмещения компенсации морального вреда в размере 25000 руб.

В обоснование иска указал, что работает в ООО «Водоканал» в должности водителя 5 разряда и ему установлен оклад в размере 8488 руб. В связи с тем, что 08.12.2016 было заключено отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, которое вступает в силу с 01.01.2017 и действует по 31.12.2022, следовательно, тарифная ставка должна быть установлена с учетом данного Соглашения. Также указал, что оплата за сверхурочную работу, за работу в праздничные и выходные дни, за совмещение профессий, расширенную зону обслуживания должна производиться не на тарифную ставку, а на заработную плату.

Определением от 10.03.2022 приняты увеличения исковых требований, в которых истец просил признать приказ № 06 от 16.02.2020 «Об утверждении Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал» утратившим свою юридическую силу, недействительным и неподлежащим применению с момента его издания, в связи с нарушением при его принятии ст. 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12, 13, 21, 22, 24, 45, 135, 143 372 и других норм ТК РФ, ст. 8 Федерального закона от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей», ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и иных норм трудового права имеющих высшую юридическую силу и в частности Отраслевого тарифного соглашения от 08.12.2016, регистрационный №22/17-19, приказа Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» и как следствие ухудшающего социально трудовые права работников; признать приказ № 1587т от 31.12.2013 «Об утверждении тарифной сетки» утратившим свою юридическую силу, недействительным и неподлежащим применению с момента его издания, в связи с нарушением при его принятии ст., 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12, 13, 21, 22, 24, 45, 135, 143 372 и других норм ТК РФ, ст. 8 Федерального закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и иных норм трудового права имеющих высшую юридическую силу и в частности Отраслевого тарифного соглашения от 08.12.2016, регистрационный №22/17-19, приказа Госстроя РФ от 31.03.1999 №81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» и как следствие ухудшающего социально трудовые права работников; обязать ООО «Водоканал» производить начисление премии на все часы работы сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни с 01.01.2021; обязать ООО «Водоканал» включить с 01.01.2021 все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме за вредные условия труда), премиальные, выслугу лет в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни (начислять не на тарифную ставку, а на заработную плату).

В обоснование указал, что оспариваемые локальные акты не подлежат применению с момента их издания, поскольку они противоречат ОТС и иным нормам трудового права, работодатель не привел их в соответствие с ОТС и они ухудшают положение работников, следовательно, не подлежат применению.

Истец о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в суд направил своего представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в локальных актах. Приказом от 31.12.2013 № 1578г с 01.01.2014 утверждена схема тарифных коэффициентов на основании 18-ти разрядной тарифной сетки. Истец занимает водителя 5 разряда, должна применяться тарифная сетка, действующая в Обществе. Оклад истца должен составлять с 01.01.2021: 11154*1,82=20300,28 руб., с 01.01.2022: 11154*1,013*1,82=21173,20 руб. При применении Приложения № 1 ОТС с 01.01.2022 оклад составит 11600*1,82=21112 руб. Также указала, что применение тарифных коэффициентов, установленных ОТС, приведут к необратимым последствиям для жизнедеятельности города. Пункт 1 просительной части иска считает неподлежащим удовлетворению, поскольку на предприятии действует приказ № 1587г от 31.12.2013, которым утверждены тарифные коэффициенты. Считает разумным взыскать в пользу ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В дополнительном отзыве указала, что ОТС предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами Организации, оснований для признания локальных актов ООО «Водоканал» не имеется.

Суд считает возможным, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам иска.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей за нарушение трудовых прав, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, выразившихся в предоставлении недостоверной информации об условиях труда в части несоответствия Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал», утвержденного приказом от 16.01.2020 № 06 (далее по тексту – Положение), трудовому законодательству.

В обосновании указанных требований истец указывает на то, что Положение составлено с нарушением Трудового законодательства РФ, иных норм трудового права, Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительства РФ на 2021-2023 годы от 31.03.2021, Отраслевого тарифного соглашения. Положение ухудшает положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства и ОТС, лишает установленных государственных гарантий трудовых прав работников. В силу положений ст.ст. 5,8,9,50 Трудового кодекса РФ не подлежит применению. Положение разработано не на основании ОТС, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, приказа Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 31.03.1999 № 81, а противоречит указанным нормативным актам. Из Положения следует, что индексация заработной платы не производится вообще.

Разрешая указанные требования суд исходит из следующего.

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 913-О-О, от 17.07.2014 № 1707-О, от 19.11.2015 № 2618-О).

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.

Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, в спорный период работы истца Пигарева А.И. «Тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы» был определен способ повышения уровня реального содержания заработной платы работника - путем проведения индексации не реже одного раза в год, с 1 июля текущего года, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной согласно индексу потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал.

Положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал» (далее по тексту – Положение), пунктом 1.7 также установлена обязанность по проведению индексации окладов работников на основании ст. 134 ТК РФ, в связи с ростом потребительских цен.

Положением Общества работодателем конкретизирован размер оплаты труда за сверхурочную работу (п.2.4), за работу в выходной или нерабочий праздничный день (п.2.7), а в пункте 1.9 Положения установлена система оплаты труда, включающая вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе месячный (должностной) оклад, установленный трудовым договором, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; надбавку за выслугу лет; надбавку за высокое профессиональное мастерство работника; премиальные выплаты за достижения определенных производственных показателей в соответствии с системой премирования; доплаты за особые условия труда (вредные, опасные, тяжелые работы и иные особые условия труда), а также за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, в ночное время, за работу в особых климатических условиях и другие); иные поощрительные надбавки и доплаты компенсационного характера, предусмотренные трудовым законодательством и локальными нормативными актами Общества; оплату работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; вознаграждение за выполнение индивидуальных и коллективных особо важных производственных заданий определяется на усмотрение руководителя Общества; стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Проанализировав указанное Положение Общества суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям трудового законодательства, в том числе в части регулирования оплаты сверхурочной работы и оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. ст. 152, 153 ТК РФ).

Судом не установлен факт, предоставления ответчиком работнику недостоверной информации об условиях труда в ООО «Водоканал», оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда за предоставление недостоверной информации работнику, признании Положения об оплате труда не подлежащим применению с момента его издания по доводам иска не имеется.

Оспариваемое Положение не противоречит трудовому законодательству.

Других правовых обоснований указанных требований истец не приводит.

Кроме того, главой 61 Трудового кодекса РФ установлен порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, правом выдвижения требований от имени работников в соответствии со ст.ст.29 - 31, ч.5 ст.40, ч.1 ст.399 Трудового кодекса РФ наделены не конкретные работники, а их представители.

Защита индивидуальных трудовых прав работника возможна только в рамках индивидуального трудового спора, при рассмотрении которого правом требовать недействительным, ничтожным акта, принятого в результате коллективных переговоров, отдельный работник не наделен.

В связи с чем истец не вправе оспаривать акты, затрагивающие права и интересы всех работников предприятия, что не исключает применения при разрешении индивидуального трудового спора нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.

Истцом заявлены также требования о возложении обязанности включить с 01.01.2021 все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме за вредные условия труда), премиальные, выслугу лет, в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни, то есть начислять не на тарифную ставку, а на заработную плату.

Разрешая указанные требования суд исходит из следующего.

В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника)- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

    Из материалов дела следует, что Пигарев А.И. работает в ООО «Водоканал» на основании трудового договора от 01.12.2009 и дополнительным соглашениям к нему с 05.12.2009.

Согласно трудовому договору от 01.12.2009 № 647 Пигарев А.И. с 05.12.2009 принят на должность водителя автомобиля (автобус) 5 разряда, и ему установлен должностной оклад в размере 5206 руб. в месяц; месячная премия в размере до 25% от заработной платы с учетом всех доплат, другие вознаграждения, предусмотренные коллективным договором, с начислением установленных законодательством районного коэффициента в размере 60 % и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %. С 01.01.2021 ему установлен оклад в размере 8488 руб.

Согласно части 1 статьи 153 Трудового Кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями абзаца 2 части 2 статьи 22 и статей 132 и 149 данного Кодекса, следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.

При этом оплата труда работника (заработная плата), как следует из статьи 129 Трудового Кодекса Российской Федерации, наряду с окладом (должностным окладом) или тарифной ставкой (т.е. фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей (выполнение нормы труда) определенной сложности) включает в себя выплаты, которые призваны компенсировать работнику неблагоприятное воздействие на него вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат) и установление которых обусловлено наличием оказывающих такого рода воздействие на работника (его здоровье, работоспособность и пр.) объективных обстоятельств, существующих независимо от того, в какой день выполняется работа - в будний, выходной или нерабочий праздничный день (компенсационные выплаты), а также выплаты, направленные на улучшение результатов труда и, как правило, связанные с выполнением заранее определенных показателей или условий (стимулирующие выплаты).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в от 28.06.2018 № 26-П, предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, следовательно, по смыслу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации учитываются работодателем при определении заработной платы работника и начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни.

Из расчетных листков истца следует, что заработная плата истца, помимо месячного оклада включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты, доплаты, выслугу, премию, районный коэффициент и северную надбавку.

Доплаты за сверхурочную работу, оплата за работу в праздничные дни, надбавка за классность, выслугу лет начисляются на оклад работника, что соответствует положениям ст. 129 и частей 1 и 2 статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Ежемесячная премия начисляется согласно условиям трудового договора и Положения об оплате труда на заработную плату работника, в которую включаются: оклад + сверхурочные часы (одинарный размер) + праздничные/выходные дни (одинарный размер) + надбавка за классность.

Районный коэффициент и Северная надбавка исчислены исходя из заработной платы работника, в состав которой включены оклад + сверхурочные часы + праздничные/выходные дни + надбавка за классность =доплата за выслугу + ежемесячная премия.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении обязанности производить начисления компенсационных, стимулирующих выплат, премиальных, за выслугу лет, за сверхурочную работу и работу в праздничные и нерабочие дни на заработную плату, а не тарифную ставку не имеется.

Истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности установить истцу тарифную ставку с 01.01.2021 в размере 24092, 64 руб.(11154*2,16 (тарифный коэффициент 5 разряда)), а с 01.01.2022 в размере 26250,48 рублей (12153*2,16).

Разрешая исковые требования в указанной части, суд исходит из следующего.

08.12.2016 Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», действие которого продлено согласно положениям ч.2 ст.48 ТК РФ до 31 декабря 2022 года включительно.

На основании письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденному 08.12.2016, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД ОК 36.11.1), в связи с чем ответчик относится к организации, осуществляющей деятельность в жилищно-коммунальной сфере.

Материалами дела установлено, что ООО «Водоканал» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденного 08.12.2016.

Следовательно, действие данного соглашения считается распространенным и на ООО «Водоканал».

В Приложениях № 1 и № 3 к ОТС указаны минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок.

Согласно п. 2.3 ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению.

На основании Приложения №1 к ОТС с 01.01.2019 минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10303 руб. При этом в соответствии с абз. 2 п. 2.3 ОТС заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда. В случае отсутствия у работодателя средств на повышение оплаты труда, индексация фонда на оплату труда производится с 1 июля текущего года одновременно с повышением тарифов на предоставляемые услуги, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной согласно индексу потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал (п. 2.3.3 ОТС).

В п. 2.3.4 ОТС указано, что в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 г.г. приводится в Приложении №3.

Согласно Приложению № 3 ОТС внутренние диапазоны коэффициентов могут определяться работодателем самостоятельно, тарифные коэффициенты рекомендуется устанавливать в соответствии с девятью квалификационными уровнями.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что положения п. 2.3 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников ООО «Водоканал».

С 01.02.2020 оплата труда в ООО «Водоканал» установлена Положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал», введенным в действие с 01.02.2020 приказом от 16.01.2020 № 06 и согласованного 01.02.2020 с первичной профсоюзной организацией ООО «Водоканал».

Как следует из Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал», в обществе установлена повременно-премиальная система оплаты труда на основе должностных окладов, следовательно, с учетом положения п. 2.3 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, указанного в Приложении № 1, минимальная месячная тарифная ставка (оклад) работника неквалифицированного труда первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения с 01.01.2019 должна составлять 10303 руб.

Поскольку отраслевым соглашением определение внутреннего диапазона тарифных коэффициентов оставлено на усмотрение работодателя, а способы присвоения тарифных разрядов Положением об оплате труда до настоящего времени в ООО «Водоканал» не определены, то ответчик обязан установить тарифную ставку (оклад) истцу исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 10303 руб., с применением тарифного коэффициента, определяемого работодателем самостоятельно.

Приказом ООО «Водоканал» от 31.12.2013 № 1587г работодателем утверждена тарифная сетка с 01.01.2014, согласно которой тарифный коэффициент для 5 разряда составляет 1,82.

В «Методических рекомендациях по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве», утвержденных Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81, тарифный коэффициент для 5 разряда также определен в размере 1,82.

Пунктом 2.4. Соглашения установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

При этом указано, что рекомендации об индексации доводятся до сведения организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

Совместным письмом председателя Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения и президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14.03.2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы» до работодателей организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере, доведены минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда с учетом индексации по состоянию на 01.01.2020, на 01.01.2021 и на 01.01.2022.

Согласно письму минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 01.01.2020 с учетом индексации определена в сумме 10746 руб.; на 01.01.2021 – 11154 руб. (п.1 и п. 2 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»).

Совместным письмом общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения № 01/172 и общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения № 287-АК/2021 от 01.12.2021 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022 – 2023 годы» минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда на 01.01.2022 установлена в размере 12153 руб.

Таким образом, тарифная ставка (оклад) истцу подлежит установлению в соответствии с минимальной месячной тарифной ставкой рабочего первого разряда на 01.01.2021 в размере 10303 руб., а с 01.01.2022 в размере 12153 рубю, с последующей индексацией, предусмотренной п. 2.4 Соглашения.

Материалами дела установлено, что при исчислении тарифной ставки (оклада) истца работодатель использует минимальную месячную тарифную ставку (по профессии истца) с 01.01.2021 в размере 4663,74 руб. (8488 руб./1,82= 4663,74 руб.), что существенно ниже минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заработная плата за период с 01.01.2021, а также исчисленные в 2021 году отпускные рассчитаны и выплачены истцу в меньшем размере, чем этом установлено ОТС в ЖКХ РФ.

На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика следующих обязанностей: об установлении истцу с 01.01.2021 тарифной ставки (оклада) в размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 11154 руб., а с 01.01.2022 в размере 12153 руб., с учетом индексации, предусмотренной п. 2.4 Соглашения и с применением тарифного коэффициента, определяемого ООО «Водоканал» на день рассмотрения дела приказом от 31.12.2013 № 1587г; о перерасчете заработной платы и отпускных за 2021 год, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада); о выплате образовавшейся задолженности.

Соответственно, минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда (по профессии истца) подлежит умножению на коэффициент соответствующий разряду истца, который на дату рассмотрения настоящего дела составляет – 1,82.

Приказом ООО «Водоканал» от 27.12.2021 № 172 произведена индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен, для расчета применен индекс 1,043.

Таким образом, ответчик обязан установить истцу тарифную ставку (оклад) исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленного Приложением №1 к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019г.г., которая с 01.01.2021 с учетом индексации в соответствии с приведенными выше нормативными актами составляет 11154 руб., умноженную на коэффициент соответствующий разряду истца – 1,82, а именно 20300,28 руб., с 01.01.2022 в размере 22118,46 руб. (12153*1,82 =22118,46).

Истцом заявлены требования о признании приказа № 1587т от 31.12.2013 «Об утверждении тарифной сетки» утратившим юридическую силу, недействительным, не подлежащим применению с момента его издания в связи с допущенными нарушениями норм трудового законодательства и как следствие ухудшающего трудовые права работников.

В обоснование указанных требований истец ссылается на то, что в оспариваемом приказе не определен порядок повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, следовательно, приказ противоречит пункту 2.4 ОТС. Из приказа не следует, что им утверждена тарифная сетка потому как тарифная сетка и схема тарифных коэффициентов это совершенно два разных понятия. Единственным документом, которым утверждена тарифная сетка, является приказ Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, которым утверждена 18-ти разрядная тарифная сетка по оплате труда, которая применяется Верховным судом Российской Федерации, ФАС и другими государственными органами. Из сравнительного анализа тарифной сетки, утвержденной приказом работодателя от 31.12.2013 № 1587т и приказом Госстроя РФ от 31.03.199 № 81 следует, что ООО «Водоканал» занизил (не увеличил) тарифные коэффициенты по оплате труда рабочей категории работников, чем существенно уменьшил заработную плату работников в целом, и как следствие, ухудшил положение работников.

Разрешая заявленные требования в указанной части, суд исходит из следующего.

В соответствии с приказом ООО «Водоканал» от 31.12.2013 № 1587г работодателем утверждена схема тарифных коэффициентов на основании 18-ти разрядной тарифной сетки с 01.01.2014, согласно которой для 5 разряда установлен тарифный коэффициент в размере 1,82.

В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Размер тарифной ставки вырастает по мере увеличения разряда.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 31.03.1999 № 81, на который ссылается истец в обоснование своих требований, утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие) (далее по тексту – Методические рекомендации).

Согласно таблице № 1 Методических рекомендаций утверждена единая тарифная сетка по оплате труда, согласно которой для 5 разряда оплаты труда установлен тарифный коэффициент в размере 1,82.

Доводы иска о том, что Приказом от 31.03.1999 № 81 для 5 разряда установлен тарифный коэффициент в размере 2,16 ошибочны, поскольку рекомендуемая модель оплаты труда применялась на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», которое утратило силу с 01.12.2008.

На основании изложенного доводы иска, что работодатель занизил, (не увеличил) тарифные коэффициенты, являются несостоятельными, поскольку утвержденная ООО «Водоканал» тарифная сетка, соответствует приказу Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81.

В силу пункта 2.3.4 ОТС в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. При этом в Приложении № 3, тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017 - 2019 годы является рекомендательной.

Следовательно, оснований для применения тарифного коэффициента, предусмотренного в Приложении № 3 к ОТС на 2017-2019 г.г. не имеется.

Анализ вышеприведенных норм права, позволяет суду прийти к выводу, что установленная в ООО «Водоканал» схема тарифных коэффициентов на основании 18-рязрядной тарифной сетки соответствует нормам трудового права.

Как уже указано выше, в ООО «Водоканал» с 01.01.2020 отсутствует коллективный договор. Однако сам по себе факт отсутствия коллективного договора не свидетельствует о невозможности обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы на основании иных локальных нормативных актов действующих у работодателя принятых в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ, а также о невозможности утверждения тарифной сетки, подлежащую применению. То есть отсутствие в Обществе коллективного договора, действующего с 01.01.2020, не является основанием к неприменению приказа от 31.12.2013 № 1587т.

Истец в уточненных исковых требованиях просит обязать ООО «Водоканал» включить с 01.01.2021 все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме вредных условий труда), премиальные, выслугу лет в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни (начислять не на тарифную ставку, а на заработную плату).

В пунктах 2.1, 2.4, 2.7 Положение об оплате труда работников ООО «Водоканал» указано, что в Обществе установлены следующие виды доплат и надбавок: при совмещении профессий (должностей) или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника; за сверхурочную работу, за работу в выходные дни; за работу в ночное время; за увеличенный объем работы; водителям за разрывный график работы; за классность водителям в размерах: водителя 1 класса до 25%, водителям 2 класса до 10% от должностного оклада за фактически отработанное время на линии; за руководство бригадой (сменой) при численности рабочих в бригаде от 5 до 10 человек, включительно, до 6%, более 10 человек в размере до 10% от должностного оклада за фактически отработанное время. Сверхурочная работа оплачивается в обществе за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы в двойном размере. Начисление премии производится на одинарный оклад. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Начисление премии на оплату за работу в выходные и праздничные дни производится на одинарную оплату.

В соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Из части первой статьи 153 Трудового кодекса РФ следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

Из расчетного листка Пигарева А.И. усматривается, что начисление заработной платы происходит следующим образом:

Оклад + оплата сверхурочных часов в полуторном размере + оплата за работу в выходные и праздничные дни + доплата сверхурочных часов до двойной оплаты + доплата за работу в выходные и праздничные дни + надбавка за классность + выслуга за месяц +месячная премия + районный коэффициент + северная надбавка.

Произведенное ответчиком начисление заработной платы за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни в полной мере соответствует трудовому законодательству.

Начисление доплаты за сверхурочную работу на всю заработную плату, а не тарифную ставку приведет к необоснованному увеличению заработной платы, поскольку именно сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, в то время как в размер заработной платы входит начисление не только за сверхурочную работу.

Относительно начисления премии на все часы сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни суд приходит к следующему выводу.

Как уже указывалось выше, пунктами 2.4 и 2.7 Положения об оплате труда работников ООО «Водоканал» начисление премии за работу в сверхурочные часы и на оплату за работу в выходные и праздничные дни производится на одинарный оклад.

Из расчетных листков Пигарева А.И. усматривается, что премия начисляется в соответствии с пунктами 2.4 и 2.7 вышеуказанного Положения.

Как уже указывалось выше, доплаты за сверхурочную работу, оплата за работу в праздничные дни, надбавка за классность, выслугу лет начисляются на оклад работника, что соответствует положениям ст. 129 и частей 1 и 2 статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П, предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда.

Таким образом, требования истца о возложении обязанности с 01.01.2021 производить начисления всех компенсационных и стимулирующих выплат (кроме за вредные условия), премиальные, выслугу лет в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни на заработную плату, а не тарифную ставку оклад, удовлетворению не подлежат.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика в счет компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 предусмотрено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что ответчиком нарушены трудовые права истца, в том числе право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Также судом учитывается длительность допущенных нарушений, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 10000 руб. как соответствующей требованиям разумности и справедливости.

Согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Исходя из удовлетворенных требований с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ 1 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░ 20300,28 ░░░., ░ 01.01.2022 ░ ░░░░░░░ 22118,46 ░░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2017-2019 ░░░░ ░░ 08.12.2016; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░).

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 11.04.2022.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-717/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ПИгарев Александр иванович
Ответчики
ООО "Водоканал"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Машковцева Елена Владиславовна
Дело на сайте суда
vktsud.komi.sudrf.ru
04.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2022Передача материалов судье
10.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее