Копия Дело № 2-277/2022
24RS0008-01-2022-000262-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2022 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н., при секретаре Коровенковой О.Н.,
с участием истца Соколова В.Е.,
представителя третьего лица - администрации Большемуртинского района Красноярского края по доверенности <данные изъяты>
помощника прокурора Большемуртинского района <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколова В. Е. к Управлению образования администрации Большемуртинского района Красноярского края, Министерству образования Красноярского края о восстановлении в очереди для предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Соколов В.Е. обратился в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивирует тем, что 03.12.2015 г. между администрацией Большемуртинского района и Торосяном О.А. был заключен муниципальный контракт №-Адм купли-продажи жилого помещения, на основании которого в собственность администрации района передано жилое помещение, расположенное, по адресу: <адрес>, оплата квартиры произведена покупателем за счет средств краевого бюджета в сумме 1 039 500 рублей. Указанное жилое помещение предоставлено истцу как гражданину из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилого помещения 08.10.2018 г. Решением комиссии министерства образования Красноярского края истец исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Вместе с тем, в ходе проверки соблюдения требований законодательства при предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, прокуратурой Большемуртинского района Красноярского края выявлены признаки непригодности приобретенного жилого помещения для проживания, в связи с нарушением требований градостроительных и технических регламентов, строительных норм и правил (СНиП), иных обязательных требований, действующих в сфере градостроительства, предъявляемых к жилым помещениям. По результатам рассмотрения искового заявления прокуратура Большемуртинского района, решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 23.08.2021 г., с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда, признан недействительным муниципальный контракт № 19-АДМ от 03.12.2015 г., расторгнут договор найма жилого помещения от 08.10.2018 г. № 8, заключенный между истцом и администрацией Большемуртинского района. В указанном решении на администрацию Большемуртинского района возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение на территории пгт. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками установленными п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка». Собственного жилья у истца не имеется, право пользования каким-либо жилым помещением на условиях социального найма отсутствует. При таких обстоятельствах истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».
Просит обязать Управление образования администрации Большемуртинского района предоставить в Министерство образования Красноярского края документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Соколова В.Е., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как не имеющего закрепленного жилого помещения. Обязать Министерство образования Красноярского края восстановить Соколова В.Е. в очереди детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, для предоставления жилого помещения на территории пгт. Большая Мурта.
В судебное заседание представители ответчиков - Управления образования администрации Большемуртинского района Красноярского края, Министерства образования Красноярского края не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. От представителя Министерства образования Красноярского края поступил письменный отзыв на иск с указанием на необоснованность заявленных требований, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом мнения участников, положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании истец Соколов В.Е. исковые требования поддержал, обосновывая вышеизложенными доводами, на их удовлетворении настаивал.
В судебном заседании представитель третьего лица - администрации Большемуртинского района Красноярского края <данные изъяты> помощник прокурора Большемуртинского района <данные изъяты>. полагали исковые требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд находит исковые требования Соколова В.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Подпунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции РФ определено, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п.1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным п. 1 является основанием для исключения этих лиц из списка.
Согласно ч. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальным районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительнораспорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02.11.2000 г. №12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
На осуществление передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета. Показателем (критерием) распределения между муниципальными районами, муниципальными округами и городскими округами края общего объема субвенций является численность проживающих на территориях муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 17 Закона края «О защите прав ребенка», включенных в список (ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 г.).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Соколов В.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежит обеспечению жилыми помещениям.
В целях реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями сирот, между министерством образования Красноярского края и администрацией Большемуртинского района Красноярского края в 2015 году было заключено соглашение, согласно которому муниципальному образованию предоставлена субвенция на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей для предоставления Радченко Н.В. жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ между Торосяном О.А. (продавец) и администрацией Большемуртинского района Красноярского края (покупатель) был заключен муниципальный контракт №-Адм, по условиям которого продавец передал в собственность покупателя жилое помещение - квартиру с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> стоимостью 1 039 500 рублей.
Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 07.12.2017 г. на администрацию Большемуртинского района Красноярского края возложена обязанность предоставить Соколову В.Е. изолированное благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в пгт. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в пгт. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям.
08.10.2018 г. между администрацией Большемуртинского района Красноярского края и Соколовым В.Е. был заключен договор № специализированного найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по условиям которого Соколову В.Е. было передано во владение и пользование жилое помещение - квартира площадью 36,6 кв.м по адресу: <адрес>. Срок действия договора с 08.10.2018 г. по 08.10.2023 г., помещение передано по акту приема-передачи от 08.10.2018 г.
Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 23.08.2021 г., с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10.11.2021 г., признан недействительным муниципальный контракт №-Адм от 03.12.2015 г. купли-продажи жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> применены последствия недействительности сделки путем возврата сторон в первоначальное положение. Признан недействительным договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 8 от 08.10.2018 г., заключенный между администрацией Большемуртинского района и Соколовым В.Е., на администрацию Большемуртинского района Красноярского края возложена обязанность предоставить Соколову В.Е. жилое помещение на территории пгт. Большая Мурта по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно справке Управления образования администрации Большемуртинского района Красноярского края № 405 от 26.04.2022 г., Соколов В.Е. не включен в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и не состоит на учете в Министерстве образования Красноярского края.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 утверждены правила «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта РФ (абз. 1 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ).
В Красноярском крае гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на жилое помещение закреплены в Законе Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 министерство образования Красноярского края осуществляет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края. <адрес> орган исполнительной власти края в области образования формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления заключает с детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот, лицами, которые достигли возраста 23 лет, договор найма специализированного жилого помещения на основании акта о включении в список (п. 25).
Согласно п. 18 ст. <адрес>, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли 23 лет, исключаются из списка в случае: а) предоставления им жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи; б) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; в) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства; г) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; д) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку вышеуказанные основания для исключения Соколова В.Е. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в рамках настоящего дела не установлены, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в противном случае у истца отсутствуют основания для предоставления ему жилого помещения по договору специализированного найма. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Кроме того, Законом Красноярского края от 08.07.2021 г. № 11- 5328 «О мере социальной поддержки граждан, достигших возраста 23 лет и старше, имевших в соответствии с федеральным законодательством статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена возможность получения меры социальной поддержки в виде социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, на однократное приобретение в собственность на территории Красноярского края благоустроенного жилого помещения за счет средств краевого бюджета гражданам, проживающим на территории края, достигшим возраста 23 лет и старше, имевшим в соответствии с федеральным законодательством статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в обеспечении жилым помещением.
Право на меру социальной поддержки имеют заявители, включенные в список и подлежащие обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. <адрес> «О защите прав ребенка», в случае их соответствия на дату подачи заявления о выдаче сертификата условиям, предусмотренным ст. 3 указанного Закона. Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче сертификата являются отсутствие у заявителя права на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Законом, к которым, в том числе, относится и отсутствие постановки на соответствующий учет (не включение в список детей-сирот). Таким образом, для получения указанной меры социальной поддержки также необходимо постановка истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
На основании изложенного, суд полагает требования Соколова В.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соколова В. Е. удовлетворить.
Обязать Управление образования администрации Большемуртинского района предоставить в Министерство образования Красноярского края документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Соколова В. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как не имеющего закрепленного жилого помещения.
Обязать Министерство образования Красноярского края восстановить Соколова В. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в очереди детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, для предоставления жилого помещения на территории пгт. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Т.Н. Лактюшина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья Т.Н. Лактюшина