Решение по делу № 2а-880/2021 от 03.12.2021

Дело 2а-880/2021

УИД 42RS0003-01-2021-001702-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Березовский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Гонтаревой Н.А.,

при секретаре Кузнецовой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березовском Кемеровской области 27 декабря 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Кемеровской области-Кузбассу к Климову Николаю Геннадьевичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области-Кузбассу области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика Климова Николая Геннадьевича задолженность по страховым взносам, налогам и пени в общей сумме в общем размере <данные изъяты> руб., из них:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФ ОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд ОМС за 2020г. в размере <данные изъяты> руб. (начислены за период времени с 12.01.2021г. по 17.02.2021г.);

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год в сумме <данные изъяты> руб. (начислены за период времени с 12.01.2021г. по 17.02.2021г.).

Требования обоснованы тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Климов Николай Геннадьевич являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Кемеровской области – Кузбассу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Однако, Климов Н.Г. в установленные Налоговым кодексом РФ сроки не оплатил следующие налоги, страховые взносы и пени.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 419 Налогового кодекса РФ Климов Н.Г. в 2020 году являлся плательщиком страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере <данные изъяты> рублей за расчетный период 2020 года.

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 430 Кодекса дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которым для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.

Абзацем вторым указанного пункта установлено, что индивидуальные предпринимателе признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимам; сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Кодекса, и установленному Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", в соответствии с которым осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020г.

Таким образом, если в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года не содержится информации об основном виде экономической деятельности индивидуального предпринимателя ввиду его снятия с учета до 01.03.2020, или указанный в ЕГРИП на 01.03.2020 основной вид экономической деятельности индивидуального предпринимателя не поименован в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, а также если индивидуальный предприниматель зарегистрирован после 01.03.2020, то в отношении таких индивидуальных предпринимателей положения пункта 1.1 статьи 430 Кодекса не применяются.

Пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты> рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно п. 2 ст. 425 Налогового кодекса РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:

- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования -22 процента;

- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Согласно ст. 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками - индивидуальными предпринимателями, в срок, установленный абзацем вторым настоящего Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Исходя из положений пункта 5 статьи 430 Налогового кодекса РФ, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ).

Срок уплаты страховых взносов за 2020 год - не позднее 11.01.2021г. (за период деятельности с 01.01.2020г. по 22.12.2021г.).

- в ПФ РФ - <данные изъяты> руб.

<данные изъяты> руб. / 12 мес.= <данные изъяты> руб. (за 1 полный месяц)

<данные изъяты> руб. * 11=<данные изъяты> руб. (за 11 полных месяцев)

<данные изъяты>/31 =<данные изъяты> (за 1 день)

<данные изъяты> * 22 = <данные изъяты> (за 22 дня)

<данные изъяты>= <данные изъяты> руб. (за период с 01.01.2020 по 22.12.2020г.)

- в ФОМС - <данные изъяты> руб.

<данные изъяты> руб./12мес.=<данные изъяты>. (за 1 полный месяц)

<данные изъяты> руб.* 11= <данные изъяты> руб. (за 11 полных месяцев)

<данные изъяты> /31- <данные изъяты> руб. (за 1 день)

<данные изъяты> * 22= <данные изъяты> (за 22 дня)

<данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты> руб. (за период с 01.01.2020 по 22.12.2020г.)

Данная задолженность не оплачена.

В связи с неуплатой страховых взносов, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, на указанную сумму недоимки исчислена пеня. Положениями п. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма соответствующих пеней уплачивается налогоплательщиками помимо причитающихся к уплате сумм налога и сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а так же мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом срока уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате, страховых взносов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня:

- на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в сумме <данные изъяты> руб.

- на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.

Согласно статьям 69, 70 Налогового кодекса РФ 19.02.2021 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Кемеровской области - Кузбассу в адрес Климова Н.Г. было направлено требование N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов и пени с предложением добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере <данные изъяты> руб., а также пени в размере <данные изъяты> руб. за 2020г. (начислены за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный в требовании срок задолженность по уплате страховых взносов и пени не была уплачена административным ответчиком.

На основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Следовательно, крайним сроком для подачи в суд заявления о вынесении судебного приказа являлось - ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 мес.).

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> - Кузбассу мировому судье судебного участка Березовского городского судебного района было подано заявление о вынесении судебного приказа взыскании с Климова Н.Г. задолженности по страховым взносам и пени.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Березовского городского судебного района был вынесен судебный приказ по делу о взыскании с Климова Н.Г. задолженности по страховым взносам и пени.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Березовского городского судебного района вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени с должника по делу в связи с тем, что от должника ДД.ММ.ГГГГ поступили возражения относительно его исполнения.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление может быть подано в суд налоговым органом в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 мес.).

Таким образом, Инспекцией не пропущен как срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа, так и срок для подачи в суд административного искового заявления в отношении Климова Н.Г.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области-Кузбассу в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Административный ответчик Климов Н.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в местах лишения свободы, не мог уплатить налоги, так как был ограничен в правах. Он ничего не мог делать, не было адвоката. Индивидуальным предпринимателем он был 2-3 месяца, потом предпринимательской деятельностью он не занимался, в ИФНС не обращался о прекращении его статуса индивидуального предпринимателя. Ранее налоги платил. В исправительную колонию приходили иски из МРИФНС по недоимке, с него удерживались указанные суммы, он их не оспаривал. Расчет налогов и пени не оспаривает. Ранее ходил в ИФНС ему устно сказали, что прекращен его статус индивидуального предпринимателя в 2017 году, но он не проверял эту информацию. У него нет денег на оплату налогов и пени, просит отказать в удовлетворении иска.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 419 Налогового кодекса РФ Климов Н.Г. в 2020 году являлся плательщиком страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере <данные изъяты> рублей за расчетный период 2020 года.

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 430 Кодекса дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которым для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.

Абзацем вторым указанного пункта установлено, что индивидуальные предпринимателе признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимам; сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Кодекса, и установленному Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен пунктом2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", в соответствии с которым осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020г.

Таким образом, если в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года не содержится информации об основном виде экономической деятельности индивидуального предпринимателя ввиду его снятия с учета до 01.03.2020, или указанный в ЕГРИП на 01.03.2020 основной вид экономической деятельности индивидуального предпринимателя не поименован в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, а также если индивидуальный предприниматель зарегистрирован после 01.03.2020, то в отношении таких индивидуальных предпринимателей положения пункта 1.1 статьи 430 Кодекса не применяются.

Пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты> рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно п. 2 ст. 425 Налогового кодекса РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:

- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования -22 процента;

- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Согласно ст. 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками - индивидуальными предпринимателями, в срок, установленный абзацем вторым настоящего Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Исходя из положений пункта 5 статьи 430 Налогового кодекса РФ, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ).

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3).

Как следует из п.п. 2 п.2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Судом установлено, что Климов Н.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по 22.12.2020 являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в связи с чем на основании ст. 419 Налогового кодекса РФ являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

С учетом того, что Климов Н.Г. имел статус индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (не полный 2020г.) в соответствии с положениями ст. 430 Налогового кодекса РФ, и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год составила <данные изъяты> рублей, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год составила <данные изъяты> рублей.

Расчет указанных сумм страховых взносов ответчиком не оспаривался.

На основании статьи 69,70 Налогового кодекса РФ инспекцией в адрес Климова Н.Г. было направлено требование об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по страховым взносам и пени за 2020 год.

Однако административный ответчик до настоящего времени не исполнил свою обязанность по уплате страховых взносов.

Административный истец обратился в суд о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в установленный законом срок, исходя из следующего.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Кемеровской области-Кузбассу мировому судье судебного участка Березовского городского судебного района было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика Климова Н.Г. задолженности по тем же страховым взносам и пени.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Березовского городского судебного района был вынесен судебный приказ по делу <данные изъяты> о взыскании с Климова Н.Г. задолженности по страховым взносам за 2020г. и пени.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Березовского городского судебного района вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени с должника по делу <данные изъяты> в связи с тем, что от должника ДД.ММ.ГГГГ поступили возражения относительно его исполнения.

Как следует из материалов дела, срок для исполнения требования , направленного в адрес Климова Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ, был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, которое административным ответчиком не исполнено, сумма задолженности Климова Н.Г. по налогам превышает <данные изъяты> рублей.

Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом срока, в последующем, после отмены судебного приказа, также истец обратился с иском в Березовский городской суд в установленный 6-месячный срок.

Исчисленный истцом размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме <данные изъяты> рублей и в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей, исходя из расчета:

- в Пенсионный фонд РФ

<данные изъяты> руб. /12 месяцев = <данные изъяты> руб. (за 1 полный месяц)

<данные изъяты> руб. х 11=<данные изъяты> руб. (за 11 полных месяцев)

<данные изъяты>/31 =<данные изъяты> (за 1 день)

<данные изъяты> х 22 = <данные изъяты> (за 22 дня)

<данные изъяты>= <данные изъяты> руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)


- в Фонд обязательного медицинского страхования - <данные изъяты> руб.

<данные изъяты> руб.:12 месяцев =<данные изъяты> руб. (за 1 полный месяц)

<данные изъяты> руб. х 11= <данные изъяты> руб. (за 11 полных месяцев)

<данные изъяты> : 31 день = <данные изъяты> руб. (за 1 день)

<данные изъяты>= <данные изъяты> (за 22 дня)

<данные изъяты> = <данные изъяты> руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)

суд находит верным, произведенным в соответствии с действующим налоговым законодательством, представленный истцом расчет задолженности по уплате страховых взносов не оспаривается ответчиком Климовым Н.Г. в судебном заседании.

Судом достоверно установлено, что данная задолженность по уплате страховых взносов ответчиком Климовым Н.Г. не оплачена.

В связи с тем, что ответчик Климов Н.Г. своевременно не выполнил обязанность по уплате, страховых взносов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ истцом обоснованно была начислена пеня:

- на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в сумме <данные изъяты> руб.

- на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.

Представленный истцом расчет пени суд находит верным, он произведен в соответствии с действующим законодательством, не оспаривается ответчиком в судебном заседании.

С ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г. Кемерово является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС № 12 по Кемеровской области.

Согласно п. 2 Приказа Федеральной налоговой службы от 30.04.2021 №ЕД-7-4/456 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу» ИФНС России по г. Кемерово переименована в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Кемеровской области-Кузбассу, в связи с чем является надлежащим истцом по делу.

Климов Н.Г. являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование надлежащим образом не исполнил свои обязанности по уплате страховых взносов и пени за 2020 год.

Доводы Климова Н.Г. о том, что он, находясь в местах лишения свободы, не имел возможности ни заниматься предпринимательской деятельностью, ни прекратить статус индивидуального предпринимателя, в связи с чем не мог платить страховые взносы суд находит не состоятельными.

Из справки об освобождении установлено, что Климов Н.Г. действительно отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору Рудничного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобожден из ФКУ КП-3 ГУФСИН России ДД.ММ.ГГГГ по отбытию наказания.

Вместе с тем статус Климова Н.Г. как индивидуального предпринимателя был прекращен только ДД.ММ.ГГГГ, что следует из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12 мая 2005 года N 211-О следует, что в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из приведенной выше позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что суд вправе принять решение об отсутствии оснований для взыскания страховых взносов при наличии доказательств, подтверждающих обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера. Таким образом, обязанность доказывания таких обстоятельств возлагается на административного ответчика.

Тем не менее в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность Климова Н.Г. воспользоваться своими правами для оформления соответствующей доверенности (через администрацию исправительного учреждения) на подачу заявления на государственную регистрацию прекращения предпринимательской деятельности (подпункт 3 пункта 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Также не имеется доказательств, препятствующих Климову Н.Г. реализовать свое право по отправке корреспонденции в соответствии с частью 1 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации для обращения в налоговый орган.

Таким образом, суд считает, что с административного ответчика Климова Н.Г. подлежит взысканию в пользу административного истца задолженность по страховым взносам, налогам и пени в общей сумме <данные изъяты> копейка,, из них:

-по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федеральный Фонд ОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГг., за 2020 год в размере <данные изъяты> копеек;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный Фонд ОМС за 2020 год, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> копеек.

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.), за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки,

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2020 год, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> копейки.

На основании изложенного и руководствуясь ч.5 ст.138, ч.5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Климова Николая Геннадьевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>-Кузбассу задолженность по страховым взносам, налогам и пени в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка, из них:

-по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федеральный Фонд ОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГг., за 2020 год в размере <данные изъяты> копеек;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный Фонд ОМС за 2020 год, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> копеек.

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), за 2020 год в размере <данные изъяты> копейки,

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2020 год, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> копейки.


Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Н.А. Гонтарева




2а-880/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МРИ ФНС № 15 по Кемеровской области
Ответчики
Климов Николай Геннадьевич
Суд
Березовский городской суд Кемеровской области
Судья
Гонтарева Н.А.
Дело на сайте суда
berezovsky.kmr.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация административного искового заявления
03.12.2021Передача материалов судье
06.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2021Подготовка дела (собеседование)
20.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2021Судебное заседание
03.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2022Дело оформлено
27.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее