Дело № 2-360/2022 (2-4492/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
января 2022 года г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующей Левинской Н.В.
при секретаре Самута Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липового А. В. к Тракторозаводскому управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска о возложении обязанности начислить компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Липовой А.В. обратился в суд с исковым заявлением (в редакции заявлений об уточнении предмета требований) к Тракторозаводскому управлению социальной защиты населения администрации города Челябинска (далее Тракторозаводское УСЗН администрации г.Челябинска) о возложении обязанности на ответчика выплатить сумму компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в размере 514,71 рублей за период с апреля 2021г. по декабрь 2021г.
В обосновании исковых требований указано, что Липовой А.В. и его супруга Липовая Н.К. являются собственниками квартиры по адресу <адрес>. С ними в квартире также зарегистрированы сын Липовой В.А. и внук Липовой М.В. Истцу незаконно отказано в предоставлении социальной поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества дома, в связи с наличием у него задолженности по данным взносам.
Истец Липовой А.В. в судебное заседание не явился, извещен.
Представители ответчика Тракторозаводское УСЗН администрации г.Челябинска Кутикова Е.Ю. возражала по заявленным требованиям, представила в суд письменный отзыв на исковое заявление.
Третьи лица Липовая Н.К., Липовой В.А. и Липовой М.В. в судебное заседание не явились, извещены.
Третье лицо СНО – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» извещено, представителя своего в судебное заседание не направило.
Заслушав пояснение представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Липовой А.В. и его супруга Липовая Н.К. являются собственниками квартиры по адресу <адрес>. С ними в квартире также зарегистрированы сын Липовой В.А. и внук Липовой М.В. Данные фактические обстоятельства по делу подтверждаются свидетельством и справкой управляющей компании ООО «ЖЭУ-6».
Истец является инвалидом второй группы.
Истцу отказано в предоставлении социальной поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества дома, в связи с наличием у него задолженности по данным взносам.
Данный факт ответчиком не оспаривается и подтверждается ответом на заявление. Таким образом, в период с апреля 2021г. по декабрь 2021г. компенсация по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества дома истцу не выплачивалась.
Наличие задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества дома подтверждается ответом на судебный запрос.
В письменном отзыве ответчик указал также, что компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт начисляется истцу ежемесячно, но в связи с имеющейся задолженностью по оплате за капитальный ремонт выплата компенсации приостановлена. Действующее законодательство не содержит норм, позволяющих органам соцзащиты населения производить оплату компенсации за коммунальные услуги при наличии задолженности.
Действительно как следует из закона компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Как поясняет Липовая Н.К. у них с супругом имеется спор относительно уплаты взноса на капитальный ремонт в размере 14512,96 рублей. Данная сумма была выставлена едино разовым счетом в октябре 2018г. Однако образование данной суммы им непонятно. В материалы дела третьим лицом СНО – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» предоставлен ответ на судебный запрос, в соответствии с которым следует, что начисление взносов должно было производится по закону с 01.03.2015г., однако по квартире истцов выставление счетов до октября 2018г. не производилось. Задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.03.2015г. по октябрь 2018г. составила 14512,96г. У истца имеются возражения по сроку исковой давности в этой связи.
Данные обстоятельства установлены также решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 01.04.2021г. по гражданскому делу по иску Липового А. В. к Тракторозаводскому управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска о возложении обязанности начислить компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Размер задолженности по взносам до настоящего времени не изменился.
Таким образом, между истцом и СНО – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» имеется спор о наличии и причинах образования задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.03.2015г. по октябрь 2018г. который не разрешен до настоящего времени.
В дальнейшем с октября 2018г. по настоящее время уплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт истцом производилась, о чем свидетельствует выписка по счету.
Таким образом, суд приходит к выводу, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Оценив конкретные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что имеются основания для принятия решения о предоставлении истцу компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт.
Порядок назначения отдельным категориям граждан (в том числе инвалидам) компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на территории Челябинской области определяется Положением, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.07.2011г. № 230-П. В силу данного Положения (п. 11) при проживании в семье более одного гражданина, получающего меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер компенсации расходов рассчитывается на долю каждого из таких граждан.
В соответствии с указанной нормой, а также разъяснениями Министерства труда и социальной защиты РФ, данными в письме № 13-3/10/2-1570 от 07.09.2012г., компенсация истцу должна быть рассчитана с учетом всех зарегистрированных в квартире лиц и исходя из приходящейся истцу доли в жилом помещении.
Сумма компенсации расходов на капитальный ремонт из учета четверых зарегистрированных в квартире истца лиц составляет на долю истца в 2021 году – 57,19 рублей в месяц. Данный размер сторонами не оспаривается и приводится в справке – расчете.
Таким образом, задолженность компенсации за 9 месяцев составляет 514,71 рублей.
В этой связи исковые требования истца следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2021░. ░░ ░░░░░░░ 2021░. ░ ░░░░░░░ 514,71 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░