В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
УИД 36RS0№-24
Дело №
Дело в суде первой инстанции №
Строка №.038г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 августа 2021 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего ФИО8
судей Кузнецовой Л.В., Храпина Ю.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи ФИО8
гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» о признании его безработным, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» ФИО5
на решение Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
(судья ФИО6),
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» о признании его безработным, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда.
В обоснование указал, что приказом заместителя директора-начальника отдела ГКУ ВО «Центр занятости населения <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ он признан безработным ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему назначено пособие по безработице в размере 850 руб.
ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет, в качестве безработного, предъявил паспорт, трудовую книжку, справки о заработке за последние три месяца по последнему месту работы и диплома о высшем образовании им представлено не было, по причине ликвидации организации и утрате диплома.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик проявил бездействие, выразившееся в не совершении действий по регистрации и признании его безработным, начислении и выплате пособия по безработице и предоставлении государственных услуг, предусмотренных для безработных граждан, вследствие чего ему были причинены нравственные страдания.
Решением Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика была возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов истца с ДД.ММ.ГГГГ и назначить государственное пособие по безработице в минимальном размере (т.1л.д.11-19). На момент подачи настоящего искового заявления в суд указанное судебное постановление ответчиком не было исполнено.
В порядке уточнения исковых требований, согласно ст. 39 ГПК РФ, просил: признать его безработным с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4250 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы в размере 450 руб. (т.1л.д.102-103).
Решением Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» о признании безработным, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда было отказано.
На данное решение суда ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подана апелляционная жалоба.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 05.09. 2017 года решение Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения (т.1л.д.119-122, 151- 159).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано заявление о пересмотре по новым обстоятельствам решения Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> уда <адрес> от 19.02. 2020 года истцу отказано в удовлетворении заявления о пересмотре решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по новым обстоятельствам (т.1л.д.193-195).
ФИО1 на данное определение подана частная жалоба.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, по жалобе ФИО1 о проверке конституционности положений пункта 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», дано толкование абзаца 1 пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и указано на пересмотр решения по делу ФИО1
Апелляционным определением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено определение Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; разрешен вопрос по существу: удовлетворено заявление ФИО1 о пересмотре решения Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; отменено решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, дело направлено в районный суд для рассмотрения по существу искового заявления ФИО1
Решением Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: исковые требования ФИО1 к государственному казенному учреждению <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» признать ФИО1 безработным со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с постановкой на регистрационный учет в качестве безработного.
Взыскать с государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» в пользу ФИО1 пособие по безработице за период с 02.11. 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 250 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., судебные расходы 450 руб.(т.2л.д.23, 24-31).
На данное решение ГКУ ВО «Центр занятости населения <адрес>» подана апелляционная жалоба.
ФИО1 подано заявление о разъяснении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 о разъяснении решения суда отказано.
ФИО1 на данное определение подана частная жалоба.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на ГКУ «Центр занятости населения <адрес>» обязанности по признанию ФИО1 безработным со 02.11. 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ, постановки ФИО1 на регистрационный учет в качестве безработного отменено, в данной части принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано. В остальной части решение оставлено без изменения (т.2л.д.118-119, 120-130).
Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ определение Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- оставлено без изменения, частная жалоба ФИО1 без удовлетворения.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на ГКУ «Центр занятости населения <адрес>» обязанности по признанию ФИО1 безработным со 02.11. 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ, постановки ФИО1 на регистрационный учет в качестве безработного, а также в части размера компенсации морального вреда, отменено (т.2л.д.193-194, 195-206), дело направлено на новое рассмотрение.
В апелляционной жалобе представителя Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» ФИО5 ставится вопрос о частичной отмене решения суда как незаконного и необоснованного ввиду недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствии выводов суда обстоятельствам дела, а также о принятии нового решения (т.2л.д.35-39).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части признания истца безработным с постановкой на регистрационный учет со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со взысканием пособия по безработице, суд первой инстанции исходил из того, что действиями ответчика были нарушены права ФИО1 при реализации права признания безработным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В пункте 3 статьи 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I "О занятости населения в Российской Федерации" указано, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Порядок регистрации безработных граждан урегулирован Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела: ФИО1 со 02.11. 2015 года был поставлен на регистрационный учет в государственное казенное учреждение «<адрес> Центр занятости населения <адрес>» в качестве гражданина, ищущего работу.
ДД.ММ.ГГГГ истец был проинформирован государственным казенным учреждение «<адрес> Центр занятости населения <адрес>» о его постановке на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и о порядке принятия решения о признания его безработным (т.1л.д.7-9).
При обращении к ответчику заявитель приложил только паспорт и трудовую книжку, диплом об образовании и справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) представлены не были. По причине подачи неполного комплекта документов ФИО1 не был признан безработным.
После очередного обращения истца в орган службы занятости по содействию в поиске подходящей работы в феврале 2016 года и представления им необходимых документов, включая диплом о высшем образовании, он был зарегистрирован в качестве ищущего работу, а спустя 10 дней признан безработным.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.
При этом сформулированный в пункте 3 статьи 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I "О занятости населения в Российской Федерации" исчерпывающим образом перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Как разъяснено в Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/В-421 и от ДД.ММ.ГГГГ №/В-5 "О направлении формы справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы", если данная справка составлена работодателем в произвольной форме и содержит сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, основания для отказа в ее принятии отсутствуют.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, возможность отказа органом службы занятости в признании гражданина безработным лишь по причине непредставления им в орган службы занятости справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, либо представления ненадлежащим образом оформленной работодателем справки, которая содержит сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, нормами материального права не предусмотрена.
При этом само по себе непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо представление им справки о заработной плате, составленной работодателем в произвольной форме, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I "О занятости населения в Российской Федерации", не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.
Аналогичная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 10).
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО1», определено, что оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у работника образования того или иного уровня и (или) определенной квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей. Исходя из этого непредставление относящимися к указанным категориям гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, документов об образовании и (или) о квалификации не препятствует не только надлежащему осуществлению органами службы занятости функций по содействию таким гражданам в подборе подходящей работы, но и предоставлению им установленных законом мер социальной поддержки в период безработицы. При этом, рассматривая вопрос о признании безработным зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, или лица, стремящегося возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, орган службы занятости не вправе уклониться от принятия в отношении данного лица правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие у него документов, удостоверяющих его квалификацию, необходимость предоставления которых предусмотрена пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Таким образом, истребование от гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.
Само по себе непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо документа, удостоверяющего его квалификацию, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.
Пунктом 1 статьи 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице, в том числе гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
С учетом изложенного, с ответчика обоснованно взыскано в пользу истца пособие по безработице за 5 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 4 250 руб., исходя из расчета, представленного суду ФИО1 и не оспоренного в ходе судебного разбирательства ответчиком, при этом минимальный размер пособия по безработице составляет 850 руб.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По общему правилу, моральный вред компенсируется лишь при наличии вины причинителя вреда, при этом истец должен доказать, что виновными действиями ответчика нарушены его личные неимущественные права. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Перечень случаев, когда моральный вред компенсируется независимо от вины причинителя вреда изложен в ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, для применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются: установление противоправности действий ответчика, его вины, наличие и размер (характер) причиненного вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. Бремя доказывания причинения вреда и причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями лежит на истце, а отсутствие вины в причинении вреда - на ответчике.
Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении ущерба.
Как видно, факт нарушения личных неимущественных прав ФИО7 в виде необоснованного отказа в признании его безработным установлен.
Судом первой инстанции компенсация морального вреда была определена в размере-3000 рублей.
Судебная коллегия полагает, что решение суда в этой части подлежит изменению, а размер компенсации морального вреда увеличению до 10.000 рублей, с учетом степени вины ответчика, длительного периода нахождения истца без государственной поддержки в виде выплаты пособия, отсутствия работы, что причинило истцу нравственные и физические страдания.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в части размера взысканного морального вреда, в остальной части изменению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328-329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части размера компенсации морального вреда: взыскать с Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.