Решение по делу № 77-22/2024 (77-1487/2023;) от 11.12.2023

                            УИД 16RS0050-01-2023-008437-77

Дело №12-1663/2023

Судья Д.Н. Латыпова                            Дело №77-22/2024 (77-1487/2023)

     Р Е Ш Е Н И Е

10 января 2024 года                                                                   город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Г.Г. Ахунова, с участием помощника прокурора А.А. Камалова, при секретаре судебного заседания Л.Ф. Закировой, рассмотрела в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» С.А. Андреева на решение судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 ноября 2023 года.

Этим решением постановлено:

постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан А.Б. Тазетдинова от 31 августа 2023 года № 12-08 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

    Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» С.А. Андреева, представителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан Ю.В. Мельниковой, заключение помощника прокурора                               А.А. Камалова,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан А.Б. Тазетдинова № 12-08 от 31 августа 2023 года общество с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» (далее по тексту – заявитель, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 45 000 рублей.

Защитник общества С.А. Андреев обратился в районный суд с жалобой на указанное постановление должностного лица, в которой поставил вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение должностному лицу.

Судьей районного суда вынесено приведенное выше решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник общества С.А. Андреев выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, ставит вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение должностному лицу.

Защитник общества С.А. Андреев в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил удовлетворить.

Представитель административного органа Ю.В. Мельникова в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.

Помощник прокурора А.А. Камалов в своем заключении просил решение судьи районного суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с требованиями статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и плодородия; по защите земель от загрязнения и захламления; по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.

В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон от 10 января 2002 года) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона от 10 января 2002 года юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Частью 2 статьи 39 Закона от 10 января 2002 года установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Исходя из требований статьи 51 Закона от 10 января 2002 года, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Как усматривается из материалов дела, Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту загрязнения технологической жидкостью земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ...., входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером ...., расположенного в границах <адрес>.

<дата> в рамках проверки по поручению Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры специалистами Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан проведено обследование, в ходе которого выявлены признаки загрязнения плодородного слоя почвы нефтесодержащей жидкостью на площади 235 кв.м. в результате прорыва трубы.

Прокуратурой установлено, что разлив нефтесодержащей жидкости произошел <дата> в <дата> по причине разрыва трубопровода на нефтевыкидной линии скважины .... ООО «Башнефть-Добыча».

Согласно заключению Алтайского органа инспекции ФГБУ «ВНИИЗЖ» № 020-01 от 18 мая 2023 года, в шести исследуемых образцах при проведении химико-токсикологического анализа присутствует превышение предельно-допустимой концентрации содержания их в почве на 15130-67691 мг/кг, или в 11,1-46,1 раза, или на 1008-4512% и находится в пределах от 16630 до 69191 мг/кг (ПДК не более 1500 мг/кг). На основании чего сделан вывод о том, что почва сильно загрязнена нефтепродуктами и относится к категории загрязнения «опасной» (л.д. 63-67).

Допущенное нарушение послужило основанием для привлечения общества постановлением должностного лица административного органа к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 июля 2023 года (л.д. 143-145); оповещением о разливе нефти, нефтепродуктов и других жидкостей по состоянию на 29 марта 2023 года (л.д.35); заданием на проведение в рамках Федерального государственного земельного контроля (надзора) выездного обследования № 126 от 17 апреля 2023 года (л.д. 36-37); протоколом осмотра № 18/08 от 18 апреля 2023 года, с приложенной фототаблицей земельного участка (л.д. 40-44); протоколом инструментального обследования № 18/08 от 18 апреля 2023 года (л.д. 38-39); протоколом отбора проб почвы № 09/08 от 18 апреля 2023 года (л.д. 45-46); заключением выездного обследования № 18/08 от 18 апреля 2024 года (л.д. 47-48); заключением об оценке соответствия в области качества и безопасности почв и грунтов № 020-01 от 18 мая 2023 года (л.д. 63-67); представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 31 августа 2023 года (л.д. 160); выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «Башнефть-Добыча» признало вину в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судьи районного суда и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 8.6 названного кодекса.

Довод жалобы о том, что должностному лицу надлежало привлечь общество к административной ответственности по правилам части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятелен.

Согласно пункту 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В силу статьи 3 того же федерального закона для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора.

В рамках надзорного мероприятия, проведенного Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой, общество постановлениями исполняющего обязанности руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан №11-08, 12-08, 13-08 от 31 августа 2023 года привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, постановление по делу об административном правонарушении № 11-08 вынесено по факту разлива нефтесодержащей жидкости на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ...., входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером ...., расположенного в границах <адрес>, согласно оповещению о разливе нефти, нефтепродуктов и других жидкостей разлив допущен <дата> в <дата> по причине коррозионного разрешения трубопровода от БКНС20Д – до скважины .... общества. Данные обстоятельства установлены в ходе выездного обследования, проведенного в рамках задания на проведение в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) .... от 14 апреля 2023 года. Результаты выездного обследования зафиксированы в заключении № 20/08 от 18 апреля 2023 года.

Постановление по делу об административном правонарушении № 12-08 вынесено по факту разлива нефтесодержащей жидкости на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ...., входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером ...., расположенного в границах <адрес>, согласно оповещению о разливе нефти, нефтепродуктов и других жидкостей разлив допущен <дата> в <дата> по причине разрыва трубопровода на нефтевыкидной линии скважины .... .... ООО «Башнефть-Добыча». Данные обстоятельства установлены в ходе выездного обследования, проведенного в рамках задания на проведение в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) № 126 от 17 апреля 2023 года. Результаты выездного обследования зафиксированы в заключении № 18/08 от 18 апреля 2023 года

Постановление по делу об административном правонарушении № 13-08 вынесено по факту разлива нефтесодержащей жидкости на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ...., входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером ...., расположенного в границах <адрес>, согласно оповещению о разливе нефти, нефтепродуктов и других жидкостей разлив допущен <дата> в <дата> по причине разрыва нефтегазосборного трубопровода от АГЗУ-1666 до т.Врезки 3105 общества. Данные обстоятельства установлены в ходе выездного обследования, проведенного в рамках задания на проведение в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) № 125 от 17 апреля 2023 года. Результаты выездного обследования зафиксированы в заключении № 16/08 от 18 апреля 2023 года.

Описанные выше события административных правонарушений произошли на разных трубопроводах, расположенных на разных земельных участках, в разные даты. Об их возникновении обществом направлены разные оповещения под разными датами. Данные события нашли свое подтверждение в рамках выездных обследований, проведенных в разное время на основании разных заданий и зафиксированы в разных заключениях.

Поскольку вышеуказанные правонарушения, допущенные обществом, были выявлены не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а при проведении прокурорского надзора, который Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не отнесен к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю, то положения пункта 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае применимы быть не могут.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Иных предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и влекущих безусловную отмену, изменение постановления должностного лица и судебного решения либо освобождение общества от административной ответственности, также не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

        Р Е Ш И Л:

решение судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» С.А. Андреева - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                      Г.Г. Ахунова

77-22/2024 (77-1487/2023;)

Категория:
Административные
Истцы
Татарский природоохранный межрайонный прокурор Низамиев А.Ш.
Ответчики
ООО "Башнефть-Добыча"
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
11.12.2023Материалы переданы в производство судье
10.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Дело оформлено
26.01.2024Дело передано в экспедицию
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее