№ 12-687/2024 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
05 ноября 2024 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Беляева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гольдштейн О.В. на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Майгура М.И. № 29/8-495-24-И/12-3812-И/21-58 от 27 февраля 2024 года о назначении административного наказания,
установил:
постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Майгура М.И. № 29/8-495-24-И/12-3812-И/21-58 от 27 февраля 2024 года <данные изъяты> Гольдштейн О.В. как должностное лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Гольдштейн О.В. подала жалобу об его отмене и прекращении производства по делу.
Срок обжалования постановления ею не пропущен, в связи с чем оснований для рассмотрения ходатайства о его восстановлении не имеется.
Гольдштейн О.В., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, об отложении разбирательства не ходатайствовала.
В судебном заседании защитник Ларионов О.В. доводы жалобы поддержал.
Выслушав мнение защитника, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу требований части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены в статье 26.1 КоАП РФ.
В частности, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня его составления.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ).
Часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусматривает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении обязано известить (уведомить) физическое лицо о факте, времени и месте составления названного протокола и рассмотрении дела в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Согласно части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Следовательно, по общему правилу извещение должностного лица должно осуществляться по месту его жительства. Нормы КоАП РФ не содержат положений о возможности извещения должностного лица по месту работы.
Как следует из материалов дела, 25 января 2024 года главным государственным инспектором труда Майгуром М.И. в отношении <данные изъяты> Гольдштейн О.В. как должностного лица протокол №29/8-495-24-И/12-1632-И/21-58 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ, составлен в ее отсутствие.
При этом уведомление о прибытии для составления протокола об административном правонарушении направлено Гольдштейн О.В. как по месту ее работы, так и по месту регистрации, указанному в копии паспорта, ранее полученной должностным лицом: <адрес>.
Вместе с тем по данным МВД России, Гольдштейн О.В. с 04 сентября 2023 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, который она и указала в своей жалобе.
Протокол об административном правонарушении, извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания направлены Гольдштейн О.В. исключительно по месту ее работы по адресу: <адрес>.
При этом по сообщению <данные изъяты> почтовые отправления, поступившие на имя Гольдштейн О.В., фактически получены представителем общества по доверенности – РНВ, и ею Гольдштейн О.В. не переданы.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что документы, касающиеся привлечения Гольдштейн О.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ, по верному адресу ее места жительства ей не направлялись.
С учетом приведенных выше обстоятельств судья приходит к выводу о том, что Гольдштейн О.В. надлежащим образом не уведомлялась о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания не получала.
Изложенное свидетельствует о том, что должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ, что повлекло существенное нарушение его права на защиту.
В силу презумпции невиновности, установленной статьей 1.5 КоАП РФ, обязанность доказать наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, возложена на должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае имеются неустранимые сомнения в извещении Гольдштейн О.В. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Протокол об административном правонарушении, составленный с существенным нарушением требований КоАП РФ, является недопустимым доказательством и не может свидетельствовать о наличии в деянии Гольдштейн О.В. признаков состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Гольдштейн О.В.. – прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Гольдштейн О.В. удовлетворить.
Постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Майгура М.И. № 29/8-495-24-И/12-3812-И/21-58 от 27 февраля 2024 года о назначении административного наказания отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Гольдштейн О.В. прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Беляева