51RS0020-01-2023-001384-29
Мотивированное решение составлено 18.03.2024 Дело №2-69/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 марта 2024 года город Полярный
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Ю.А.,
при секретаре Ерохиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балановского Артура Григорьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
установил:
Балановский А.Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – ОСФР по Мурманской области) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование иска указал, что решениями ОСФР по Мурманской области от 26 сентября 2023 года, 13 октября 2023 года и 26 октября 2023 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Полагает отказ ответчика в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконным, нарушающим его право на социальное обеспечение, поскольку обладает достаточным специальным трудовым стажем работы в должностях, на работах и по профессиям в учреждениях, связанных со специфическими условиями труда в определенных местностях.
С учетом измененных исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Балановский А.Г. просит:
установить факт принадлежности ему трудовой книжки серии №..., открытой 12 января 1994 года;
признать незаконными решения ОСФР по Мурманской области от 26 сентября 2023 года, 13 октября 2023 года и 26 октября 2023 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
возложить обязанность на ОСФР по Мурманской области включить периоды его работы в общий страховой стаж и в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера с 12 марта 1994 года по 07 июля 1995 года в должности матроса 2 класса в товариществе с ограниченной ответственностью ***», с 30 июля 1995 года по 02 сентября 1996 года - в должности мастера добычи №... ***» в товариществе с ограниченной ответственностью ***» и с 01 января 2023 года по 25 июня 2023 года – в должности старшего помощника капитана №...» у индивидуального предпринимателя Калинихина Н.П.;
возложить обязанность на ОСФР по Мурманской области назначать ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 июля 2023 года;
взыскать с ОСФР по Мурманской области судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 45 000 рублей, по оплате услуг нотариуса в размере 2 500 рублей и почтовые расходы в размере 104 рубля.
Истец Балановский А.Г. и его представитель Онофрийчук В.Ф., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела без своего участия либо об отложении судебного заседания не просили.
Ответчик ОСФР по Мурманской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя либо об отложении судебного заседания не просил.
Ранее в ходе рассмотрения гражданского дела по существу представитель ответчика ОСФР по Мурманской области ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 июля 2023 года не имеется, поскольку на момент обращение в пенсионный орган спорные периоды работы не могли быть приняты к зачету. Кроме того просила снизить размер понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя, полагая его чрезмерно завышенным.
Определением Полярного районного суда Мурманской области от 24 января 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Калинихин Н.П. (далее – ИП Калинихин Н.П.).
Третье лицо ИП Калинихин Н.П., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела без своего участия либо об отложении судебного заседания не просил, отзыв по существу заявленных требований не представил.
В соответствии с положениями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 9 части 1 названной правовой нормы страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктом 6 части 1 которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Аналогичная норма закреплена и в пункте 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года №... утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов ФИО1, согласно которому Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.
Ранее Мурманская область была отнесена к районам Крайнего Севера постановлением ФИО1 от 10 ноября 1967 года №....
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
На основании части 7 приведенной правовой нормы необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
В силу пункта 6 части 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются, в том числе, на документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 1 января 2020 года) гражданина.
Приказом Минтруда России от 04 августа 2021 года №...н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2 названного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания гражданина) на территории Российской Федерации, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно пункта 6 названного Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы, в том числе документы (сведения), подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №... «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы помимо прочего документы (сведения) о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях») (пункт 7 названного Перечня).
Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утверждены приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года №...н.
На основании пункта 3 названных Правил граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
В соответствии с пунктом 18 Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 19 названных Правил).
В судебном заседании установлено, что 26 июня 2023 года Балановский А.Г. обратился в ГУ ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Мурманской области от 26 сентября 2023 года №... Балановскому А.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа работы и стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
13 октября 2023 года во изменение решения №... от 26 сентября 2023 года ОСФР по Мурманской области принято решение об отказе в установлении Балановскому А.Г. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа.
Аналогичное решение №... об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» принято ОСФР по Мурманской области 26 октября 2023 года
В бесспорном порядке ОСФР по Мурманской области зачло в страховой стаж работы Балановского А.Г. 22 года 11 месяцев 04 дня, в стаж работы в районах Крайнего Севера – 18 лет 10 месяцев 10 дней, в стаж работы, дающий права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», - 12 лет 06 месяцев 02 дня.
Из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера ОСФР по Мурманской области исключены периоды осуществления Балановским А.Г. трудовой деятельности в товариществе с ограниченной ответственностью ***» с 12 марта 1994 года по 07 июля 1995 года, в товариществе с ограниченной ответственностью «***» - с 30 июля 1995 года по 02 сентября 1996 года и у ИП Калинихина Н.П. - с 01 января 2023 года по 26 июня 2023 года.
Основанием для исключения указанных периодов работы Балановского А.Г. из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера явилось допущенные исправления в трудовой книжки серии №... от 12 января 1994 года, а также отсутствие сведений о стаже и начислении страховых взносов в выписке из индивидуального лицевого счета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №... утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 названных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 названных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 60 названных Правил).
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Аналогичные положения содержались в статье 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного ВС РСФСР 09 декабря 1971 года, и в пунктах 1.1, 2.2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда ФИО1 от 20 июня 1974 года №..., действовавших в спорный период правоотношений (далее – Инструкция).
Пунктом 2.10 названной Инструкции предусмотрено, что сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении.
После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений.
Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка (пункт 2.11 Инструкции).
На основании пункта 2.12 названной Инструкции изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся администрацией по последнему месту работы на основании документов (паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и др.) и со ссылкой на номер и дату этих документов.
Указанные изменения вносятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается, например, прежняя фамилия или имя, отчество, дата рождения и записываются новые данные. Ссылки на соответствующие документы записываются на внутренней стороне обложки и заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
В таком же порядке при необходимости вносятся изменения в сведения об образовании, профессии, специальности.
Согласно пункту 2.13 названной Инструкции в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда.
В графе 4 указывается основание для внесения записи в трудовую книжку - приказ (распоряжение) руководителя предприятия, дата его издания и номер (пункт 2.19 названной Инструкции).
В соответствии с пунктом 2.26 Инструкции запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер.
Аналогичные положения были предусмотрены Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года №..., действующей по 31 августа 2021 года, а также Приказом Минтруда России от 19 мая 2021 года №... «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек», действующего с 01 сентября 2021 года.
Материалами дела подтверждено, что трудовая книжка серии №..., открытая работодателем 12 января 1994 года на имя Балановского А.Г., на титульном листе содержит исправления, выраженные в дополнительном внесении сведений о дате рождения работника, а также в указании даты издания приказа о принятии его на работу в товарищество с ограниченной ответственностью ***» 12 марта 1994 года.
Вместе с тем, иные сведения трудовой книжки, в части указания фамилии, имени, отчества, образования и профессии работника, согласуются со сведениями, содержащимися в представленных в материалы дела копиях диплома о среднем специальном образовании Балановского А.Г. и паспорта, выданного на его имя.
Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке серии №..., Балановский А.Г. в период с 12 марта 1994 года по 07 июля 1995 года осуществлял трудовую деятельность в товариществе с ограниченной ответственностью «Баренцфишкомпани» в должности матроса 2 класса и с 30 июля 1995 года по 02 сентября 1996 года – в товариществе с ограниченной ответственностью «***» в должности мастера добычи №... «***», расположенных в городе Мурманске, отнесенном к районам Крайнего Севера постановлением ФИО1 от 10 ноября 1967 года №... и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года №....
Приведенные записи заверены печатями работодателей, указаны должности и подписи лиц, их внесших, при этом факт осуществления трудовой деятельности Балановского А.Г. в спорный период подтверждается сведениями капитана Морского порта города Мурманска о нахождении Балановского А.Г. в спорный период времени в составе экипажей судов №... «***» в должности матроса 2 класса и №... ***» в должности мастера добычи, судовладельцами которых являлись товарищество с ограниченной ответственностью «***» и товарищество с ограниченной ответственностью ***», соответственно.
Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что обязанность по надлежащему оформлению трудовой книжки работника в силу требований трудового законодательства Российской Федерации, возлагается на работодателя, суд приходит к выводу, что заявленные требования Балановского А.Г. об установлении факта принадлежности ему трудовой книжки серии №..., открытой 12 января 1994 года, и возложении на ОСФР по Мурманской области обязанности по включению периодов его работы с 12 марта 1994 года по 07 июля 1995 года в товариществе с ограниченной ответственностью «Баренцфишкомпани» в должности матроса 2 класса и с 30 июля 1995 года по 02 сентября 1996 года в товариществе с ограниченной ответственностью ***» в должности мастера добычи в общий страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Неправильное оформление в трудовой книжке записей работодателем не зависело от истца Балановского А.Г. и не может повлечь для него неблагоприятных последствий в виде отказа в зачете периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что приказом ИП Калинихина Н.П. от 10 ноября 2022 года №... с 10 ноября 2022 года Балановский А.Г. был принят на работу на должность старшего помощника капитана №...».
В соответствии с приказом работодателя №... от 19 октября 2023 года Балановский А.Г. уволен с занимаемой должности 19 октября 2023 года на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно справке ИП Калинихина Н.П. от 14 декабря 2023 года №..., уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, Балановский А.Г. осуществлял трудовую деятельность с 10 ноября 2022 года по 19 октября 2023 года в течение полного рабочего дня, за время его работы не имели место периоды, которые не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право дня назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, принимая во внимание, что в период с 01 января 2023 года по 25 июня 2023 года Балановский А.Г., осуществлял трудовую деятельность у ИП Калинихина Н.П. в городе Мурманске, отнесенном к районам Крайнего Севера постановлением ФИО1 от 10 ноября 1967 года №... и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года №..., суд приходит к выводу о включении указанного периода его работы в общий страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.
Вопреки доводам ответчика ОСФР по Мурманской области отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения об осуществлении работником трудовой деятельности и начислении страховых взносов само по себе не препятствует включению спорных периодов в общий страховой стаж и в специальный стаж, если имеются достоверные и достаточные доказательства выполнения лицом в указанные периоды работы, дающей право на предоставление льгот по пенсионному обеспечению.
В такой ситуации отсутствие соответствующих сведений в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица свидетельствует лишь о ненадлежащем выполнении работодателем возложенных на него нормами Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанностей по предоставлению в пенсионный орган сведений, в том числе, о периодах деятельности работника, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
При этом согласно сведениям ОСФР по Мурманской области на индивидуальном лицевом счете Балановского А.Г. отражены суммы начисленных и уплаченных страховых взносов страхователем ИП Калинихиным Н.П. за период с 01 января 2023 года по 30 июня 2023 года.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что Балановский А.Г. достиг возраста 50 лет 17 июля 2023 года, принимая во внимание, что его страховой стаж в льготном исчислении на момент обращения с заявлением в пенсионный орган составил более 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера – более 20 лет, стаж работы в плавсоставе с учетом льготного исчисления – 12 лет 06 месяцев 02 дня, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания решений ОСФР по Мурманской области от 26 сентября 2023 года, 13 октября 2023 года и 26 октября 2023 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконными.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Балановского А.Г. к ОСФР по Мурманской области о возложении обязанности назначить досрочную страховую по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 июля 2023 года признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относит помимо прочего связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при удовлетворении требований гражданина по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, понесенные истцом судебные расходы подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено, что истцом в связи с обращением в суд с данным исковым заявлением понесены почтовые расходы по отправки копии искового заявления ответчику в размере 104 рубля, оплате услуг нотариуса по оформлению доверенности для участия представителя в настоящем деле в размере 2 500 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Расходы обоснованы, подтверждены документально, признаются судом необходимыми, связанными с рассмотрением дела, в связи с чем, в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
Кроме того, статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относит помимо прочего расходы на оплату услуг представителей.
Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
На основании договора на оказание юридических услуг от 20 ноября 2023 года за консультирование, досудебную подготовку, составление искового заявления и предъявление его в суд, а также представление интересов в суде первой инстанции Балановский А.Г. оплатил индивидуальному предпринимателю Онофрийчуку В.Ф. 45 000 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 11 постановления Пленума от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 названного постановления).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 21 декабря 2004 года №..., от 17 июля 2007 года №..., обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При этом суд обязан создать условия, при которых соблюдается необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Разрешая требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя, при определении разумности размера расходов, суд учитывает сложность дела, качество оказанных представителем услуг, их объем, продолжительность рассмотрения дела, а также достигнутый юридически значимый результат.
Критерий разумности расходов на представителя является оценочным, закон не устанавливает предела денежных сумм, выплачиваемых лицам, осуществляющим деятельность по оказанию юридических услуг.
Анализируя вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, принимая во внимание фактический объем правовой помощи, оказанной истцу при рассмотрении настоящего спора, в том числе по консультированию, проведению досудебной подготовки, составлению искового заявления и уточнений к нему, участие представителя при рассмотрении гражданского дела по существу в одном судебном заседании, а также его продолжительность, объема доказательственной базы по данному делу, учитывая категорию спора, его сложность, ценность подлежащего защите права, правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, суд полагает понесенные Балановским А.Г. расходы на оплату услуг представителя завышенными и считает обоснованным удовлетворить заявление частично, взыскав с ОСФР по Мурманской области понесенные расходы в сумме 30 000 рублей.
Указанный размер понесенных расходов на оплату услуг представителя суд, с учетом их необходимости для реализации права на судебную защиту, расценивает как обеспечивающий баланс прав и интересов сторон, соответствующий критериям определения разумных пределов и принципу соразмерности и справедливости.
Сведений о наличии у Балановского А.Г. права на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», материалы дела не содержат.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Балановского Артура Григорьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии – удовлетворить частично.
Установить принадлежность Балановскому Артуру Григорьевичу, <дата> года рождения, уроженцу поселка <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации серии №...) трудовой книжки серии №..., открытой 12 января 1994 года.
Признать незаконными решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области от 26 сентября 2023 года, 13 октября 2023 года и 26 октября 2023 года об отказе в досрочном назначении Балановскому Артуру Григорьевичу, <дата> года рождения, уроженцу поселка <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации серии №...) страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (№...) включить Балановскому Артуру Григорьевичу, <дата> года рождения, уроженцу поселка <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации серии №...) в страховой стаж работы и в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 12 марта 1994 года по 07 июля 1995 года в должности матроса 2 класса в товариществе с ограниченной ответственностью «*** с 30 июля 1995 года по 02 сентября 1996 года в должности мастера добычи №... «***» в товариществе с ограниченной ответственностью «***» и с *** 2023 года в должности старшего помощника капитана №...» у индивидуального предпринимателя Калинихина Николая Петровича.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (№...) назначить Балановскому Артуру Григорьевичу, <дата> года рождения, уроженцу поселка <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации серии №...) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 июля 2023 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (№...) в пользу Балановского Артура Григорьевича, <дата> года рождения, уроженца поселка <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации серии №...) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг нотариуса в размере 2 500 рублей, по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей и почтовые расходы размере 104 рублей.
В удовлетворении заявленного требования о взыскании судебных расходов в размере, превышающем взысканные суммы, - отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Козлова