2-1846/2024
10RS0011-01-2024-000127-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2024 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Помазаевой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Москаева ИО к Министерству здравоохранения Республики Карелия о признании ответа незаконным, понуждении к совершению определенных действий, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Москаев В.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Карелия о признании ответа незаконным, понуждении к совершению определенных действий, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом 2 группы с 01.11.2012 бессрочно. Истцу установлен диагноз: стойкие остаточные явления тяжелой черепно-мозговой травмы от 2008 года (<данные изъяты> Истец написал обращения в адрес руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия дважды от 02.11.2023, 13.11.2023 по вопросу того, что на протяжении длительного времени ему отказывают на всех уровнях органов власти в предоставлении таблеток в капсулах, а также на бездействия врачей ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» и другим вопросам. Данные обращения были перенаправлены в Министерство здравоохранения Республики Карелия, по результатам чего ответчиком был дан ответ от 22.11.2023. С ответом Министерства здравоохранения Республики Карелия от 22.11.2023 №3008/13.2-39/МЗ-ио истец не согласен, полагает, что Минздравом РК его доводы не изучены, проверка не проведена, права истца не восстановлены. Истец полагает, что из-за бездействий ответчика у него ухудшается здоровье, постоянные головные боли, спинная боль, боль в ногах. На протяжении длительного времени истцу не хотят оказывать квалифицированную медицинскую помощь. Истцу приходится покупать самому определенные лекарственные препараты для поддержания здоровья, а Минздрав РК отказывает ему в льготном обеспечении лекарственных средств, в том числе предоставление лекарства «Топирамат» в капсулах, а не таблетках. Истец просит признать незаконным ответ Министерства здравоохранения Республики Карелия от 22.11.2023 № 3008/13.2-39/МЗ-ио, обязать повторно рассмотреть его обращения, направленные в адрес руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия от 02.11.2023, 13.11.2023, на которые был дан ответ из Министерства здравоохранения Республики Карелия и разрешить вопрос в выдаче лекарственного препарата «топирамат» 50 мг и 25 мг в капсулах, взыскать с Министерства здравоохранения Республики Карелия моральный вред в размере 500.000 руб.
Определением суда от 13.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ РК «Кемская центральная районная больница».
Истец Москаев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Карелия – Каверина О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Поддержала доводы, изложенные в отзыве не иск.
Представители третьих лиц Управления Росздравнадзора по Республике Карелия, ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Москаев В.В. является инвалидом 2 группы с 01.11.2012 бессрочно. Истцу установлен диагноз: стойкие остаточные явления тяжелой черепно-мозговой травмы от 2008 года (<данные изъяты>.
Истец дважды 02.11.2023, 13.11.2023 обращался в адрес руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия по вопросу того, что на протяжении длительного времени ему отказывают на всех уровнях органов власти в предоставлении таблеток в капсулах, а также на бездействия врачей ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ».
Данные обращения истца Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия были перенаправлены в Министерство здравоохранения Республики Карелия.
22.11.2023 данные обращения были Министерством здравоохранения Республики Карелия рассмотрены.
Министерство здравоохранения Республики Карелия в ответе за №3008/13.2-39/МЗ-ио от 22.11.2023 указало, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусматривающего обеспечение по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиям. По информации администрации ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» по назначению врача - эпилептолога учреждения истцу назначен лекарственный препарат по международному непатентованному наименованию Топирамат, лекарственная форма - таблетки. Разъяснено, что назначение и оформление назначения лекарственных препаратов по торговым наименованиям осуществляется по торговым наименованиям по решению врачебной комиссии медицинской организации при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям). Решение врачебной комиссии о назначении истцу лекарственного препарата Топирамат в лекарственной форме капсулы наименованием Топамакс отсутствует. Лекарственный препарат Топирамат, лекарственная форма - таблетки, имеется в наличии в аптечной организации и доступен для получения по льготному рецепту. В ответе также указано, что по информации администрации ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» истец осмотрен врачом - хирургом учреждения 02.11.2023. По результатам осмотра истцу предложена консультация врача - ортопеда ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» по вопросу направления истца на магнитно – резонансную томографию, от которой истец в резкой форме отказался, покинув кабинет, в связи с чем рекомендации на руки не были выданы. Министерством здравоохранения Республики Карелия было рекомендовано истцу по вопросам организации медицинской помощи обращаться к главному врачу ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ».
Данный ответ был направлен истцу, копия ответа направлена в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Карелия.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).
В ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Согласно ст.ст. 19, 29 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, одним из путей организации охраны здоровья является обеспечение определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Москаев В.В. включен в региональный сегмент Федерального регистра лиц, которые в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия (программа ОНЛП).
Обеспечение лекарственными препаратами в рамках программы ОНЛП осуществляется в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (далее - Перечень).
Заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и не отказавшихся от получения набора социальных услуг, формируются ежегодно медицинскими организациями. При появлении дополнительной потребности в лекарственных препаратах в течение года медицинские организации оформляют дополнительные заявки.
В пределах утвержденного Правительством Российской Федерации финансирования на очередной финансовый год, с учетом заявок медицинских организаций Республики Карелия, осуществляются закупки лекарственных препаратов по программе ОНЛП в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ, либо по торговым наименованиям.
Министерство здравоохранения Республики Карелия указывает, что ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» была определена потребность пациентов в лекарственных препаратах по программе ОНЛП и Министерством сформирована общая заявка по программе ОНЛП на 2023 год, которая включала позиции лекарственного препарата по международному непатентованному наименованию Топирамат.
По информации, предоставленной в Министерство администрацией ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» по рекомендации врача-эпилептолога назначен лекарственный препарат по МНН Топирамат, лекарственная форма - таблетки.
Медицинская помощь в Республике Карелия оказывается в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая определяет виды и условия оказания медицинской помощи.
Объем диагностических и лечебных мероприятий определяет лечащий врач в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи с учетом наличия показаний и отсутствием противопоказаний у пациента.
По информации администрации ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» истец 02.11.2023 был осмотрен врачом-хирургом, по результатам предложена консультация врача-ортопеда ГБУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова» для решения вопроса о направлении на магнитно-резонансную томографию. Истец от консультации отказался.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ).
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12).
В ходе рассмотрения дела судом в адрес 3-лица ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» направлялся запрос о предоставлении в материалы дела решения врачебной комиссии, в соответствии с которой истцу был назначен препарат Топирамат, лекарственная форма – капсулы.
Указанные сведения в ходе рассмотрения дела суду ни истцом, ни иными лицами, участвующими в деле представлены не были.
Ответчик указывает, что врачебной комиссией ГБУЗ «Кемская ЦРБ» решения по назначению Москаеву В.В. по торговому наименованию или в определенной лекарственной форме лекарственного препарата Топирамат (капсулы) не принималось.
Вопросы лечебно-диагностического процесса в части оказания медицинской помощи, назначения лекарственных препаратов являются прерогативой лица, наделенного таким правом в соответствии со ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ - медицинского работника (физическое лицо, которое имеет медицинское образование и прошедшее аккредитацию специалиста).
Иные лица, в том числе специалисты Министерства здравоохранения Республики Карелия, у которых отсутствует соответствующее образование на право занятия медицинской деятельностью, не имеют права вмешиваться в лечебно-диагностический процесс.
С учетом изложенного у Министерства здравоохранения Республики Карелия отсутствовали основания для обеспечения истца лекарственным препаратом Топирамат в капсулах.
Суд полагает, что действия ответчика, выразившиеся в направлении ответа на обращения Москаева В.В., соответствуют положениям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращения рассмотрены в установленный законом срок, а его содержание соответствует установленным в законе требованиям.
Несогласие Москаева В.В. с оспариваемым ответом не свидетельствует о его незаконности и о нарушении прав истца.
Таким образом, совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого ответа Министерства здравоохранения Республики Карелия от 22.11.2023 №3008/13.2-39/МЗ-ио и обязании ответчика повторно рассмотреть обращения истца не установлена, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Москаева ИО к Министерству здравоохранения Республики Карелия о признании ответа незаконным, понуждении к совершению определенных действий, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.В. Зарипова
Мотивированное решение составлено 02.04.2024.