Решение по делу № 2-1846/2024 от 09.01.2024

2-1846/2024

10RS0011-01-2024-000127-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2024 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Зариповой Е.В.,

при секретаре Помазаевой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Москаева ИО к Министерству здравоохранения Республики Карелия о признании ответа незаконным, понуждении к совершению определенных действий, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Москаев В.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Карелия о признании ответа незаконным, понуждении к совершению определенных действий, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом 2 группы с 01.11.2012 бессрочно. Истцу установлен диагноз: стойкие остаточные явления тяжелой черепно-мозговой травмы от 2008 года (<данные изъяты> Истец написал обращения в адрес руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия дважды от 02.11.2023, 13.11.2023 по вопросу того, что на протяжении длительного времени ему отказывают на всех уровнях органов власти в предоставлении таблеток в капсулах, а также на бездействия врачей ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» и другим вопросам. Данные обращения были перенаправлены в Министерство здравоохранения Республики Карелия, по результатам чего ответчиком был дан ответ от 22.11.2023. С ответом Министерства здравоохранения Республики Карелия от 22.11.2023 №3008/13.2-39/МЗ-ио истец не согласен, полагает, что Минздравом РК его доводы не изучены, проверка не проведена, права истца не восстановлены. Истец полагает, что из-за бездействий ответчика у него ухудшается здоровье, постоянные головные боли, спинная боль, боль в ногах. На протяжении длительного времени истцу не хотят оказывать квалифицированную медицинскую помощь. Истцу приходится покупать самому определенные лекарственные препараты для поддержания здоровья, а Минздрав РК отказывает ему в льготном обеспечении лекарственных средств, в том числе предоставление лекарства «Топирамат» в капсулах, а не таблетках. Истец просит признать незаконным ответ Министерства здравоохранения Республики Карелия от 22.11.2023 № 3008/13.2-39/МЗ-ио, обязать повторно рассмотреть его обращения, направленные в адрес руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия от 02.11.2023, 13.11.2023, на которые был дан ответ из Министерства здравоохранения Республики Карелия и разрешить вопрос в выдаче лекарственного препарата «топирамат» 50 мг и 25 мг в капсулах, взыскать с Министерства здравоохранения Республики Карелия моральный вред в размере 500.000 руб.

Определением суда от 13.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ РК «Кемская центральная районная больница».

Истец Москаев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Карелия – Каверина О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Поддержала доводы, изложенные в отзыве не иск.

Представители третьих лиц Управления Росздравнадзора по Республике Карелия, ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Москаев В.В. является инвалидом 2 группы с 01.11.2012 бессрочно. Истцу установлен диагноз: стойкие остаточные явления тяжелой черепно-мозговой травмы от 2008 года (<данные изъяты>.

Истец дважды 02.11.2023, 13.11.2023 обращался в адрес руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия по вопросу того, что на протяжении длительного времени ему отказывают на всех уровнях органов власти в предоставлении таблеток в капсулах, а также на бездействия врачей ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ».

Данные обращения истца Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия были перенаправлены в Министерство здравоохранения Республики Карелия.

22.11.2023 данные обращения были Министерством здравоохранения Республики Карелия рассмотрены.

Министерство здравоохранения Республики Карелия в ответе за №3008/13.2-39/МЗ-ио от 22.11.2023 указало, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусматривающего обеспечение по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиям. По информации администрации ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» по назначению врача - эпилептолога учреждения истцу назначен лекарственный препарат по международному непатентованному наименованию Топирамат, лекарственная форма - таблетки. Разъяснено, что назначение и оформление назначения лекарственных препаратов по торговым наименованиям осуществляется по торговым наименованиям по решению врачебной комиссии медицинской организации при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям). Решение врачебной комиссии о назначении истцу лекарственного препарата Топирамат в лекарственной форме капсулы наименованием Топамакс отсутствует. Лекарственный препарат Топирамат, лекарственная форма - таблетки, имеется в наличии в аптечной организации и доступен для получения по льготному рецепту. В ответе также указано, что по информации администрации ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» истец осмотрен врачом - хирургом учреждения 02.11.2023. По результатам осмотра истцу предложена консультация врача - ортопеда ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» по вопросу направления истца на магнитно – резонансную томографию, от которой истец в резкой форме отказался, покинув кабинет, в связи с чем рекомендации на руки не были выданы. Министерством здравоохранения Республики Карелия было рекомендовано истцу по вопросам организации медицинской помощи обращаться к главному врачу ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ».

Данный ответ был направлен истцу, копия ответа направлена в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Карелия.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

В ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Согласно ст.ст. 19, 29 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, одним из путей организации охраны здоровья является обеспечение определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Москаев В.В. включен в региональный сегмент Федерального регистра лиц, которые в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия (программа ОНЛП).

Обеспечение лекарственными препаратами в рамках программы ОНЛП осуществляется в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (далее - Перечень).

Заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и не отказавшихся от получения набора социальных услуг, формируются ежегодно медицинскими организациями. При появлении дополнительной потребности в лекарственных препаратах в течение года медицинские организации оформляют дополнительные заявки.

В пределах утвержденного Правительством Российской Федерации финансирования на очередной финансовый год, с учетом заявок медицинских организаций Республики Карелия, осуществляются закупки лекарственных препаратов по программе ОНЛП в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ, либо по торговым наименованиям.

Министерство здравоохранения Республики Карелия указывает, что ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» была определена потребность пациентов в лекарственных препаратах по программе ОНЛП и Министерством сформирована общая заявка по программе ОНЛП на 2023 год, которая включала позиции лекарственного препарата по международному непатентованному наименованию Топирамат.

По информации, предоставленной в Министерство администрацией ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» по рекомендации врача-эпилептолога назначен лекарственный препарат по МНН Топирамат, лекарственная форма - таблетки.

Медицинская помощь в Республике Карелия оказывается в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая определяет виды и условия оказания медицинской помощи.

Объем диагностических и лечебных мероприятий определяет лечащий врач в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи с учетом наличия показаний и отсутствием противопоказаний у пациента.

По информации администрации ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» истец 02.11.2023 был осмотрен врачом-хирургом, по результатам предложена консультация врача-ортопеда ГБУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова» для решения вопроса о направлении на магнитно-резонансную томографию. Истец от консультации отказался.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ).

Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12).

В ходе рассмотрения дела судом в адрес 3-лица ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» направлялся запрос о предоставлении в материалы дела решения врачебной комиссии, в соответствии с которой истцу был назначен препарат Топирамат, лекарственная форма – капсулы.

Указанные сведения в ходе рассмотрения дела суду ни истцом, ни иными лицами, участвующими в деле представлены не были.

Ответчик указывает, что врачебной комиссией ГБУЗ «Кемская ЦРБ» решения по назначению Москаеву В.В. по торговому наименованию или в определенной лекарственной форме лекарственного препарата Топирамат (капсулы) не принималось.

Вопросы лечебно-диагностического процесса в части оказания медицинской помощи, назначения лекарственных препаратов являются прерогативой лица, наделенного таким правом в соответствии со ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ - медицинского работника (физическое лицо, которое имеет медицинское образование и прошедшее аккредитацию специалиста).

Иные лица, в том числе специалисты Министерства здравоохранения Республики Карелия, у которых отсутствует соответствующее образование на право занятия медицинской деятельностью, не имеют права вмешиваться в лечебно-диагностический процесс.

С учетом изложенного у Министерства здравоохранения Республики Карелия отсутствовали основания для обеспечения истца лекарственным препаратом Топирамат в капсулах.

Суд полагает, что действия ответчика, выразившиеся в направлении ответа на обращения Москаева В.В., соответствуют положениям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращения рассмотрены в установленный законом срок, а его содержание соответствует установленным в законе требованиям.

Несогласие Москаева В.В. с оспариваемым ответом не свидетельствует о его незаконности и о нарушении прав истца.

Таким образом, совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого ответа Министерства здравоохранения Республики Карелия от 22.11.2023 №3008/13.2-39/МЗ-ио и обязании ответчика повторно рассмотреть обращения истца не установлена, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Москаева ИО к Министерству здравоохранения Республики Карелия о признании ответа незаконным, понуждении к совершению определенных действий, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья                              Е.В. Зарипова

Мотивированное решение составлено 02.04.2024.

2-1846/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Москаев Владимир Валерьевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Карелия
Другие
ГБУЗ РК "Кемская центральная районная больница"
Управление Росздравнадзора по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2024Предварительное судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2024Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
30.08.2024Судебное заседание
11.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее