Решение по делу № 2а-6542/2017 от 02.10.2017

Дело № 2а-6542/2017

16 ноября 2017 года                            город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е. А.

при секретаре судебных заседаний Кузнецовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению Исуповой Ю. Г.

к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район»

об оспаривании действий по проведению проверки использования земельного участка на основании приказа № 538 зк от 07 июня 2017 года и акта проверки от 28 августа 2017 года № 538,

при участии в судебном заседании представителя административного истца Сидорова А.В., представителя административного ответчика Макаровского О.А.,

в судебное заседание не явились: Исупова Ю.Г., Вишнякова Л.Г., представитель администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (извещены),

установил:

Исупова Ю.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее также - Комитет) об оспаривании действий по проведению проверки использования земельного участка на основании приказа № 538 зк от 07.06.2017 и акта проверки от 28.08.2017.

В обоснование иска указала, что в приказе от 07.06.2017 о проведении проверки в качестве основанием для её проведения указан федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу которых она не относится. Выводы, сделанные в акте о проверке незаконные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Так, принадлежащий ей земельный участок имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» и в силу указания действующего законодательства является составной частью населенных пунктов. В акте же проверки указано, что земельный участок имеет иной вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства». Она является членом садоводческого объединения граждан СНО «Привольное». Участок используется ею для выращивания картофеля. Её земельный участок относится к зоне активного градостроительного освоения, но не к землям сельхозназначения.

Исупова Ю.Г. о месте и времени проведения судебного заседания извещена, не явилась. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что участок использовался ею не только для выращивания картофеля, но и для выращивания лекарственного растения иван-чай. Проверяющий сам участок не осматривала, прошла только по дороге, разделяющей соседние участки. Полагает, что использовала участок по его назначению.

Представитель административного истца по доверенности Сидоров А.В. в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности Макаровский О.А. в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Вишнякова Л.Г., представитель администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о месте и времени проведения судебного заседания извещены, представителей не направили.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу указания ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу указания ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Положение о муниципальном земельном контроле на территории Архангельской области утверждено постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 № 592-пп (далее также - Положение № 592-пп).

В силу указания п. 2 Положения № 592-пп муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы муниципального земельного контроля).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов Архангельской области объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах, входящих в состав муниципальных районов Архангельской области, сельских поселений, если иное не предусмотрено абзацем шестым настоящего пункта.

Согласно п. 3 Положения № 592-пп предметом осуществления муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории Архангельской области, органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков и мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований (п. 4 Положения № 592-пп).

На основании требований п. 6 Положения № 592-пп при организации и проведении проверок в отношении граждан применяются положения Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением положений о направлении в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок и положений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Уполномоченные должностные лица органов муниципального земельного контроля при проведении проверок имеют среди прочего право: запрашивать и получать в соответствии с законодательством Российской Федерации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе информацию и документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки (за исключением документов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа муниципального земельного контроля о назначении проверки получать доступ на земельные участки и осматривать их; истребовать устные и письменные объяснения руководителей и других работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, устные и письменные объяснения индивидуальных предпринимателей, граждан и их работников по вопросам, относящимся к предмету проверки; использовать фото-, видео-, аудиотехнику для фиксации выявленных нарушений, другую технику для проведения контрольных замеров, составлять протоколы контрольных замеров.

Уполномоченные должностные лица при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п. 8 Положения № 592-пп).

По результатам проверок уполномоченными должностными лицами, проводящими проверку, составляются акты проверок.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения (п. 10 Положения № 592-пп).

В силу указания п. 11 Положения № 592-пп в случае выявления нарушений земельного законодательства уполномоченные должностные лица среди прочего выдают одновременно с актом проверки предписание органу государственной власти, органу местного самоуправления, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину об устранении выявленных нарушений и осуществляют контроль за исполнением выданного предписания;

Согласно требованиям п. 12-16 Положения № 592-пп акт проверки должен содержать сведения, предусмотренные статьей 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства должно содержать следующие сведения: дата и место составления предписания; наименование органа муниципального земельного контроля, составившего предписание; фамилию, инициалы и должность уполномоченного должностного лица, составившего предписание; реквизиты акта проверки; сведения о лице, в отношении которого составлено предписание: в отношении гражданина - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность; выявленные нарушения земельного законодательства и положения нормативных правовых актов, которые нарушены; предписываемые действия по устранению выявленных нарушений со сроками исполнения в отношении каждого пункта предписания; срок представления отчета об исполнении предписания; подпись уполномоченного должностного лица, составившего предписание, и печать органа муниципального земельного контроля.

Сроки устранения выявленных нарушений устанавливаются в предписании исходя из обстоятельств выявленных нарушений и разумных сроков для их устранения.

Органы муниципального земельного контроля осуществляют контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений.

Решения и действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный регламент по исполнению муниципальной функции «Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования «Приморский муниципальный район» утвержден постановлением администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 11.03.2014 № 221.

Из материалов дела усматривается, что Исупова Ю.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1 000 руб. м. расположенного в муниципальном образовании «Заостровское» Приморского района Архангельской области. Дата возникновения права собственности 27.08.2013.

В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.12.2016 в графе назначение объекта указано: «земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства».

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.09.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером в графе категория земель имеется отметка: «Земли сельскохозяйственного назначения», в графе виды разрешенного использования: «для сельскохозяйственного использования».

Справкой от 02.11.2017 подтверждается, что Исупова Ю.Г. является членом СНТ «Привольное» с 2015 года.

План проверок использования земельных участков физическими лицами на 2017 года утвержден заместителем главы администрации по экономике, председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Приморский муниципальный район» 26.12.2016.

Данным документом в августе 2017 года запланировано проведение проверки в отношении использования земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Исуповой Ю.Г. (п. 152).

Уведомление о проведении проверки на 10 час. 30 мин. 22.08.2017 для обследования земельного участка и на 14 час. 30 мин. 28.08.2017 для подписания акта проверки направлено Юсуповой Ю.Г. по месту проживания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и получено ею 17.07.2017.

07.07.2017 заместителем главы администрации по градостроительной деятельности, председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Приморский муниципальный район» вынесен приказ № 538 ЗК. Указанным документом главному специалисту отдела земельных отношений Комитета Вишняковой Л.Г. поручено провести плановую выездную проверку соблюдения требований земельного законодательства в отношении Исуповой Ю.Г. Место нахождения исследуемого объекта: земельный участок с кадастровым номером , расположенный в муниципальном образовании «Заостровское» Приморского района Архангельской области.

Определено, что проверка проводится с целью контроля соблюдения норм земельного законодательства, выявления и пресечения правонарушений. Указано, что предметом проверки является соблюдение в отношении объекта земельных отношений субъектом проверки обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Срок проведения проверки - не более 20 рабочих дней.

К проведению проверки предложено приступить с 22.08.2017, проверку окончить не позднее 18.09.2017.

По результатам проверки 28.08.2017 составлен акт № 538. Актом в частности зафиксировано, что участок не огорожен, строений и сооружений нет. Вдоль северной границы, на участке ориентировочной площадью 50кв. м., посажен картофель. Остальной участок не используется. Зарос травой. К акту приложены фототаблицы.

Также 28.08.2017 по результатам проверки составлено предписание № 538 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства российской Федерации.

Данным документом указано на нарушение Исуповой Ю.Г. требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером , расположенного в муниципальном образовании «Заостровское» Приморского района Архангельской области, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. Исуповой Ю.Г. предложено устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 28.08.2018.

Предписание подписано должностным лицом Вишняковой Л.Г., имеется отметка об отказе Исуповой Ю.Г. от подписи без объяснения причин.

Исупова Ю.Г. в судебном заседании отрицала факт выдачи ей предписания 28.08.2017 и отказа от подписи в нем. Вешнякова Л.Г. ранее в судебном заседании указала, что копия предписания Исуповой Ю.Г. вручена не была, иным образом в её адрес не направлялась. Представитель административного ответчика Макаровский О.А. в судебном заседании пояснил, что по состоянию на 16.11.2017 копия предписания отправлена Юсуповой Ю.Г. по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Доводы Исуповой Ю.Г. об отсутствии оснований для проведения проверки, поскольку она не относится к числу юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, суд отклоняет. В силу прямого указания действующего законодательства при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Архангельской области, в том числе в отношении физических лиц, подлежат применению положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Доводы о нарушениях, допущенных должностным лицом Вишняковой Л.Г. непосредственно при осмотре земельного участка Исуповой Ю.Г. суд также не принимает. Действующее законодательство не запрещает должностному лицу, проводившему с муниципальный земельный контроль при определении места положения земельного участка использовать любые технические средства, в том числе телефон с функцией геолокации. В судебном заседании Исупова Ю.Г. подтвердила, что в её присутствии должностное лицо осматривало именно её земельный участок.

Грубых нарушений требований федерального закона, поименованных в ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверки в отношении использования земельного участка с кадастровым номером 29:16:202201:366, принадлежащего Исуповой Ю.Г., не допущено. Так, плановая проверка проведена при наличии оснований для её проведения и во исполнении распоряжения руководителя органа муниципального контроля, о проведении проверки Исупова Ю.Г. уведомлена заблаговременно, сроки и время её проведения не нарушены, документы, не имеющие отношение к предмету проверки, не и требовались, акт проверки оформлен непосредственно после её окончания, Исуповой Ю.Г. получен.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконной проверки использования земельного участка на основании приказа № 538 зк от 07.06.2017, суд не усматривает.

Суд учитывает, акт № 538 от 28.08.2017, составленный по результатам проверки сам по себе не носят обязывающего характера, не затрагивают права и законные интересы административного истца, не содержат какого-либо властного волеизъявления, порождающего правовые последствия. По изложенным основаниям в удовлетворении требований в данной части следует отказать. Предписание от 28.08.2017 № 538 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации Исупова Ю.Г. не оспорила. Законность его вынесения предметом проверки суда не является. Полагая данное предписание незаконным, административный истец не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением.

Все иные доводы лиц, участвующих в деле, исходя из сформулированного административным истцом предмета оспаривания, правового значения для дела не имеют и судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заявлению Исуповой Ю. Г. к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» об оспаривании действий по проведению проверки использования земельного участка на основании приказа № 538 зк от 07 июня 2017 года и акта проверки от 28 августа 2017 года № 538 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2017 года.

Судья          Е. А. Саблина

2а-6542/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исупова Ю.Г.
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации муниципального образования "Приморск
Другие
Сидоров А.В.
Администрация Муниципального образования "Приморский муниципальный район"
Главный специалист отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Адм
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
02.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
02.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.11.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
13.11.2017[Адм.] Судебное заседание
16.11.2017[Адм.] Судебное заседание
16.11.2017[Адм.] Судебное заседание
21.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее