Судья Агранович Ю.Н. Дело № 33-2663/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Груздевой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Тырбылева А.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 марта 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Тырбылева А.А. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании незаконными приказа об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и письмо от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение – отказано.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя Российского объединения инкассации (Росинкас) Ненина Е.Ж., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тырбылев А.А. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию и Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании незаконным приказа от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> «об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», письма от <Дата обезличена>. <Номер обезличен>, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветерана труда», о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере ....
Определением суда от 31.01.2013г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Российское объединение инкассации (Росинкас).
Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суде не присутствовал.
Представитель ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в судебном заседании с иском не согласилась.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Тырбылев А.А. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, стороны участия в судебном заседании не принимали.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Судом установлено, что на основании приказа Росинкассации от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> за многолетнюю и безупречную работу в системе инкассации, разработку и внедрение форм и методов работы, значительно расширяющих технические и финансовые возможности Российского объединения инкассации, а также в связи с профессиональным праздником - Днем работника инкассации, по Коми Республиканскому управлению инкассации (Республики Коми) – филиалу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Тырбылев А.А. награжден грамотой Российского объединения инкассации (РОСИНКАС).
На обращение истца, приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в соответствии с п.п.2 п.11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302, поскольку представленные документы не подтверждают право гражданина на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что ветеранами труда, являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации закона Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года № 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми вместе с перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
В соответствии с п.3 положения, звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности: - награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 1).
Как предусмотрено п. 6 положения, для лиц, указанных в подпункте 1 п. 3 положения, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению № 2 к данному положению.
При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
В приложении № 2 к положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
В Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» не указана грамота Российского объединения инкассации (РОСИНКАС).
Между тем, постановлением Конституционного суда Республики Коми от 30.09.2011 года приложение № 2 к положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года № 302 «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Как отмечено в указанном постановлении, приложением № 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона «О Ветеранах» и статье 22.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», императивно устанавливающим основания для присвоения звания «Ветеран труда», и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаком отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в данном приложении. Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», и поэтому отсутствие в приложении нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания.
Отнесение наград к ведомственным знакам отличия осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств.
Статьей 75 Конституции РФ установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О центральном банке РФ» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
В силу ст.83 Федерального закона «О центральном банке РФ» Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
Согласно Уставу Российского объединения инкассации, объединение создано в целях обеспечения деятельности Банка России для осуществления функций по денежному обращению (перевозке ценностей, резервных фондов и инкассации денежной выручки). Объединение является организацией Центрального банка РФ, юридическим лицом с особыми уставными задачами, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, рублевые, валютные счета в банках, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Награждение работников грамотой Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) предусмотрено в Положении о грамоте РОСИНКАС являющемся приложением <Номер обезличен> к Коллективному договору на <Дата обезличена> годы, действие которого продлено на <Дата обезличена> год.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что грамота РОСИНСКАС не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на исследованных доказательствах и соответствует требованиям закона.
Содержание перечисленных нормативных правовых актов, с учетом уставных документов определяющих функции Объединения, не позволяет отнести грамоту РОСИНКАС к ведомственным знакам отличия в труде, в смысле положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми вместе с перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года № 302.
При этом, как правильно отметил суд, в материалах дела отсутствуют доказательства, что грамота РОСИНКАС выдана от имени или по поручению Банка России (Центробанка РФ).
Доводы апелляционной жалобы Тырбылева А.А. о том, что письмом РОСИНКАС от <Дата обезличена>. доведено до сведения работников о награждении грамотой, как ведомственной наградой, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное мнение ошибочно и не соответствует ведомственному статусу организации.
Ссылка в жалобе на то, что Положение о награждении работников РОСИНКАС грамотой и нагрудным знаком «отличник инкассации» утверждено наблюдательным советом, председателем которого является первый заместитель председателя Центробанка РФ, не свидетельствует о неправильности выводов суда и не может служить основанием к отмене решения.
Согласно п.6 Положения о грамоте РОСИНКАС, решение о награждении грамотой объединения РОСИНКАС оформляется приказом генерального директора объединения РОСИНКАС. То обстоятельство, что положение о награждении работников РОСИНКАС утверждено, в том числе и работниками Центробанка РФ, не свидетельствует о том, что награждение произведено от имени или по поручению Банка.
Российское объединение инкассации к органам государственной власти, его структурным подразделениям, выполняющим функции государственного регулирования, не относится. Утверждение наблюдательным советом Банка положения о наградах, учрежденных РОСИНКАС, действующему законодательству не противоречит, однако это не свидетельствует о том, что данные награды являются ведомственными, порождающими право на присвоение звания «Ветеран труда». Данных, свидетельствующих о том, что награды учреждены непосредственно Центральным банком РФ для работников РОСИНКАС и являются наградами Банка, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда отвечающим требованиям законности и обоснованности, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тырбылева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи