Дело № 2-6034/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2016 года Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ласко О.Л.,
при секретаре Вишняковой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МСФ к правительству Калининградской области об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, не ниже установленных социальных норм,
УСТАНОВИЛ:
МСФ обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что её отец – МФВ умер < Дата >, решениями < ИЗЪЯТО > городского суда Калининградской области от < Дата > её мать – МТА, лишена в отношении неё родительских прав. После смерти матери, её опекуном назначена бабушка – МАИ, с которой истица проживала по адресу: < адрес >. Обучение она проходила в < ИЗЪЯТО > < адрес >. Постановлением главы < ИЗЪЯТО > от < Дата > № она (МСФ.) признана нуждающейся в государственной защите. Приказом Министерства социальной политики Калининградской области № от < Дата >, она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, в настоящее время числится в нем под номером №
Учитывая, что до настоящего времени ей не предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, истица просила суд обязать Правительство Калининградской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
В судебном заседании МСФ заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Правительства Калининградской области, третьего лица Министерства социальной политики Калининградской области ШТВ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо – администрация < ИЗЪЯТО > района Калининградской области в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежаще, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств (в частности, при достижении совершеннолетия).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года №714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Калининградской области.
01.01.2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанным законом из Жилищного кодекса РФ исключен п.2 ст.2 ст.57, предусматривавший внеочередное предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, согласно новой редакции данной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
26.12.2012 года принят Закон Калининградской области № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с нормами указанного закона Калининградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».
Как было установлено в судебном заседании МСФ, < Дата > года рождения является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Как видно из свидетельства о рождении МСФ, её родителями являются МФВ и МТА.
Согласно свидетельству о смерти №, отец истицы МФВ умер < Дата >.
Решениями < ИЗЪЯТО > городского суда Калининградской области от < Дата > мать истицы МТА была лишена в отношении неё родительских прав.
Постановлением главы администрации < ИЗЪЯТО > муниципального района Калининградской области № от < Дата > попечителем несовершеннолетней МСФ назначена её бабушка - МАИ. Этим же постановлением несовершеннолетняя МСФ признана нуждающейся в государственной защите и за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: < адрес >
Из копии поквартирной карточки на квартиру расположенную по адресу: < адрес >, следует, что в указанном жилом помещении зарегистрированы: МАИ, МТА, МТФ, МЕФ Общая площадь указанной квартиры составляет < ИЗЪЯТО > кв.м.
По итогам рассмотрения заявления поданного в Министерство социальной политики Правительства Калининградской области о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области МСФ была включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. В настоящее время числится в списке под № №
Согласно справке администрации < ИЗЪЯТО > муниципального района следует, что МСФ жилого помещения по договору социального найма не предоставлялось.
Из ответа ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Калининградский филиал следует, что МСФ в списках физических лиц, зарегистрировавших право собственности на объекты недвижимого имущества в Калининграде и Калининградской области, не значится.
Статус МСФ, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также её право на предоставление специализированного жилого помещения по договору специализированного найма представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.
Предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», согласно которой жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.
Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением конкретного лица в учетный список.
Обязанность обеспечения жильем категории детей, к которой относится МСФ, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, финансируемым за счет средств бюджета области.
С учетом изложенного, учитывая, что за МСФбыла закреплена жилая площадь, на которой проживала и проживает лишённая в отношении неё родительских прав МТА, злоупотребляющая спиртными напитками и ведущая асоциальный образ жизни, суд приходит к выводу, что проживание МСФ в ранее занимаемом жилом помещении невозможно. Указанная позиция нашла свое отражение в обзоре судебной практики по рассмотрению судами дел, связанных с обеспечением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что МСФ имеет право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области.
В целях своевременной реализации права МСФ на обеспечение жильем, суд возлагает на Правительство Калининградской области исполнение государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск МСФ удовлетворить.
Обязать Правительство Калининградской области предоставить МСФ, < Дата > года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодным для проживания, не ниже установленных специальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято < Дата >.
Судья: