Решение по делу № 2-186/2024 от 20.05.2024

Копия                                                                    Дело № 2-186/2024

46RS0019-01-2024-000225-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2024 года                                пос. Пристень

Пристенский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Воробьевой Е.Н.,

с участием представителя истца -пом. прокурора Пристенского района Курской области Катыхиной И.В.,

при секретаре Гольцовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пристенского района Курской области к МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры, направленные на проведение обследования технического состояния здания школы,

                                                  установил:

прокурор Пристенского района Курской области Кофанов А.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на проведение обследования технического состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024.

В обоснование заявленных требований, указав, что прокуратурой Пристенского района Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, об образовании в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства обследование технического состояния здания МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области, расположенного по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Котово, ул. Центральная, д. 1, 1978 года постройки, специализированной организацией не производилось более 10 лет, технический паспорт сведений об обследованиях технического состояния здания с даты составления паспорта 2011 года не содержит, что создает угрозу для лиц, обучающихся в школе.

По факту выявленных нарушений законодательства Российской Федерации 15.04.2024 прокуратурой района в адрес директора МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое не исполнено.

Просит признать незаконным бездействие МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области, выраженное в непринятии мер, направленных на проведение обследования технического состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024.

В судебном заседании представитель истца - пом. прокурора Пристенского района Курской области Катыхина И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представители ответчика – МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области и третьего лица - администрации Пристенского района Курской области в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о слушании дела уведомлены заранее, надлежащим образом. Ходатайств и возражений не поступило.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Приказом Министерства Промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 №433-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (далее – ГОСТ 31937-2024), который является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений.

Пунктом 3.9 ГОСТ 31937-2024 установлено, комплексное обследование технического состояния здания [сооружения]: специальный вид инженерных изысканий, в который входит комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих функциональную работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.

Специализированная организация: Организация, имеющая право выполнения работ по обследованию и мониторингу зданий (сооружений) в соответствии с требованиями действующего национального законодательства (п. 3.24 ГОСТ 31937-2024).

Согласно п.п. 4.1 – 4.3 ГОСТ 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации.

Первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется

проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию.

В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования.

Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что проведенной прокуратурой Пристенского района Курской области проверкой соблюдения требований законодательства об образовании установлено: в нарушение действующего законодательства обследование технического состояния здания МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области, расположенном по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Котово, ул. Центральная, д. 1, общей площадью кв.м., не проводилось более 10 лет.

Так, согласно технического паспорта школы, год постройки здания и год ввода в эксплуатацию – , число этажей – , при этом технический паспорт сведений об обследованиях технического состояния здания с даты его составления - в году, не содержит.

Указанные обстоятельства подтверждаются представлением прокурора Пристенского района Курской области от 15.04.2024, а также не оспаривались ответчиком по делу.

Доказательств принятия мер, направленных на проведение обследования технического состояния здания школы, МКОУ «Котовская ООШ» не представлено.

Напротив, согласно сообщения начальника Управления образования, опеки и попечительства ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, техническое обследование зданий образовательных организаций муниципалитета, за исключением зданий <данные изъяты>, не проводилось.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.01.2024 МКОУ "Котовская ООШ" является юридическим лицом, зарегистрировавшим органом указана Администрация исполнительной государственной власти Пристенского района Курской области.

МКОУ "Котовская ООШ" является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного Постановлением Администрации Пристенского района Курской области от 07 декабря 2015 года № 814 (далее Устав).

В соответствии с п.п. 1.4, 1.7 Устава, учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является муниципальный район "Пристенский район" Курской области, функции и полномочия которого осуществляет Администрация Пристенского района Курской области. Собственником имущества Учреждения является муниципальный район "Пристенский район" Курской области.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.

В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Однако, данных о том, что администрация учебного заведения инициировала вопрос обследования технического состояния здания, обращалась к учредителю - муниципальный район "Пристенский район" Курской области по поводу финансирования, выделения бюджетных средств на проведение соответствующих работ не имеется.

Поскольку судом достоверно установлен факт ненадлежащего выполнения возложенных законом обязанностей образовательным учреждением, которым допускается эксплуатация здания школы, в отношении которого не приняты меры, направленные на обследование его технического состояния, ввиду чего в нарушение Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в образовательном учреждении не созданы безопасные условия обучения, содержания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, что создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся в указанном образовательном учреждении, то суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в целях соблюдения баланса сторон, учитывая объем действий, который необходимо произвести ответчику для выполнения возложенных обязанностей, исходя из разумности, соглашаясь с позицией истца, суд считает возможным установить срок для выполнения обязанностей – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Сторона ответчика, а также администрация Пристенского района Курской области, будучи ознакомленными с заявленными требованиями, извещенными о слушании дела, против установления более длительного срока не ходатайствовали.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Пристенского района Курской области Кофанова А.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры, направленные на проведение обследования технического состояния здания школы, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области, выраженное в непринятии мер, направленных на проведение обследования технического состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024.

Возложить обязанность на МКОУ "Котовская ООШ" Пристенского района Курской области принять меры, направленные на проведение обследования технического состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено: 1 июля 2024 года.

Председательствующий судья                 (подпись)               Е.Н. Воробьева

Копия верна: судья                        Е.Н.Воробьева

2-186/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Пристенского района Курской области
Ответчики
МКОУ «Котовская ООШ» Пристенского района Курской области
Другие
Администрация Пристенского района Курской области
Суд
Пристенский районный суд Курской области
Судья
Воробьева Е.Н.
Дело на сайте суда
pristensky.krs.sudrf.ru
20.05.2024Регистрация административного искового заявления
20.05.2024Передача материалов судье
20.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2024Подготовка дела (собеседование)
29.05.2024Рассмотрение дела начато с начала
29.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее