Решение по делу № 2а-981/2018 от 18.12.2017

Дело № 2а-981/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 февраля 2018 года     г. Барнаул

Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Симон Н.Б., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к Тюменцеву Александру Михайловичу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Тюменцеву А.М. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц в размере 220,98 руб., пени по транспортному налогу в размере 173,67 руб., недоимки по земельному налогу с физических лиц за 2012, 2014 год в размере 1 064,46 руб., пени 63 руб., всего 1 522,11 руб.

В обоснование требований указано, что Тюменцев А.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога, в связи с принадлежностью ему жилого дома по адресу ...., земельного участка по указанному выше адресу, а также транспортных средств – легковых автомобилей ФИО4, ФИО5.

В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по земельному налогу за 2012 год в сумме 532,46 руб., за 2014 год в размере 532 руб., всего 1064,46 руб., начислена пени по налогу на имущество физических лиц в размере 220,98 руб., по транспортному налогу в размере 173,67 руб. Требование об уплате ответчиком не исполнены, сумма задолженности по налогам и пени на сегодняшний день не погашена.

Административное дело на основании ч. 7 ст. 150 и ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

До 01.01.2015 порядок уплаты налога на имущество физических лиц регулировался Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

В соответствии со ст.5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор) (ст.3 Закона).

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

Решением Барнаульской городской Думы от 28 сентября 2005 года №185, действовавшим в спорный период, ставки налога устанавливались в зависимости от инвентаризационной стоимости, а именно стоимость имущества до 300 000 руб. – ставка – 0,095%, от 300 000 руб. до 500 000 руб. – 0,14 %, от 500 000 руб. до 800 000 руб. – 0,4 %, свыше 800 000 руб. – 0,8 %.

Тюменцев А.М. согласно данным Управления Росреестра по Алтайскому краю в 2012 году являлся собственником жилого дома по адресу .....

Инвентаризационная стоимость жилого помещения составляла 2299557 руб., исчисленная налоговым органом для уплаты сумма налога составляла 18 396,46 руб. и подлежала уплате до 01.11.2013.

В связи с несвоевременной оплатой налога Тюменцевым А.М. налоговым органом начислена пеня в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 220,98 руб.

В соответствии с положениями ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст.ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом

Налоговым периодом в соответствии с ст. 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.

В соответствии с положениями ст. 396 Налогового кодекса РФ в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с положениями ст. 397 НК РФ не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно Решению Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 839 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", действовавшему на налоговый период, земельный налог, подлежащий уплате налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, уплачивается не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ставка налога установлена в размере 0,1% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (для размещения малоэтажных, среднеэтажных, многоэтажных жилых домов, домов индивидуальной жилой застройки), или приобретенных (предоставленные) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду.

По информации налогового органа административный ответчик с 2008 года, в том числе и на 2012. 2014 годы, являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: ....

Расчет земельного налога приведен в налоговых уведомлениях и составил за 2012 год в размере 532,46 руб., за 2014 год – 532 руб., всего 1064,46 руб.

В связи с неоплатой налога Тюменцевым А.М. налоговым органом начислена пеня в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 63 руб.

Согласно статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: в отношении легковых выше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб., в отношении грузовых автомобилей свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 40 руб.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).

В 2012, 2014 годах Тюменцеву А.М. на праве собственности принадлежали транспортные средства - ФИО4, ФИО5.

Размер транспортного налога за 2012 год составил 1 150 руб., за 2014 год – 3 800 руб.

Расчет налога на имущество физических лиц и размер транспортного налога за 2012, 2014 годы указан в налоговых уведомлениях № 679176 и № 1141093 от 04.05.2015, направленных почтовыми отправлениями в адрес административного ответчика.

В связи с несвоевременной оплатой налога Тюменцевым А.М. налоговым органом начислена пеня в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 173,67 руб.

Как следует из материалов дела налоговое уведомление № 679176 об оплате налогов (транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога) за налоговый период 2012 года со сроком уплаты до 01.11.2013 было направлено налогоплательщику по его адресу 04.10.2013.

В связи с неуплатой налогов налоговым органом направлено требование № 38621 по состоянию на 15.11.2013 в срок до 14.01.2014.

Налоговое уведомление 1141093 от 04.05.2015 об оплате налогов (транспортного налога, земельного налога) за налоговый период 2014 года со сроком уплаты не позднее 01.10.2015 было направлено налогоплательщику по его адресу 07.07.2015.

В связи с неуплатой налогов налоговым органом направлено требование № 53333 по состоянию на 26.10.2015 в срок до 28.01.2016.

В связи с неисполнением требований МИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с налогоплательщика указанной недоимки, 15.11.2016 вынесен судебный приказ .

Определением мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г.Барнаула от 25.04.2017 судебный приказ о взыскании с Тюменцева А.М. недоимки по налогам, пени, отменен по заявлению последнего.

18.12.2017 МИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с настоящим административным иском.

Проверяя соблюдение налоговым органом, порядка принудительного взыскания недоимки, суд исходит из факта пропуска срока на принудительное взыскание по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении (пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статьи 69,70 Кодекса).

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. (абз. 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, дату отмены судебного приказа, налоговый орган мог обратиться в суд с административным исковым заявлением не позднее 25.10.2017.

Обращаясь в суд с настоящим иском 18.12.2017, административный истец пропустил исчисленный в соответствии с законом срок для обращения с административным иском.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, возлагается на административного истца.

В ходе рассмотрения дела налоговым органом таких доказательств не представлено и не указаны такие уважительные причины. Ссылки на невозможность в течение 6 месяцев предъявить требования ко всем должникам связаны с организацией работы налоговой службы и не могут влечь восстановление срока. Требования об уплате недоимки было направлено налогоплательщику в установленный срок, следовательно, налоговый орган имеет возможность отслеживать исполнение обязанности налогоплательщиком.

С учетом установленных обстоятельств, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 и 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю к Тюменцеву Александру Михайловичу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий

судья Н.Б. Симон

2а-981/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №15 по АК
Ответчики
Тюменцев Александр Михайлович
Тюменцев А.М.
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
18.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
19.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
12.02.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
12.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2018[Адм.] Дело оформлено
07.05.2020Регистрация административного искового заявления
07.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
07.05.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Дело оформлено
07.05.2020Дело передано в архив
12.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее