Решение по делу № 2-1814/2022 от 30.03.2022

№2-1814/2022

решение

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 г.                                        г.Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,

при секретаре ФИО6

с участием представителя истца ФИО7

представителя ответчика ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безручко ФИО9 к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения,

установил:

Безручко ФИО10 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилой комнаты №2 площадью 15,7 кв.м, находящейся в квартире №27, расположенной в жилом доме №<адрес> г.Саратова. Многоквартирный дом по адресу: г.Саратов, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и включен в ведомственную целевую программу "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда". Однако вопрос об отселении и предоставлении ей жилого помещения не решен до настоящего времени. Нарушение ее прав носит длящийся характер. Просит суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить ей в собственность благоустроенное жилое помещение в черте г.Саратова взамен занимаемого жилого помещения по адресу: г.Саратов, <адрес>

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в рассматриваемом случае в соответствии с положениями ч.8.2 ст.32 ЖК РФ Безручко ФИО11. имеет право только на выплату возмещения, так как право собственности на жилое помещение возникло у нее после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в суд не явились, руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В ст.35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом как следует из п.1 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого равнозначного жилого помещения либо его выкуп (ст.32 ЖК РФ). При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В соответствии с ч.6 ст.32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Согласно ч.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Кроме того, из содержания положений ст.32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п.20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Безручко Н.В. является собственником 53/200 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Саратов, ул.Одесская, д.12а, кв.27, к.1, 2, 3, 4.

Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийным и подлежащими сносу №65/Л от 30.12.2013 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Саратов, ул.Одесская, д.12а, признан аварийным и подлежащим сносу, в том числе на основании выводов технического заключения ООО "Каркас".

Согласно техническому заключению ООО "Каркас" от 2013 года основные строительные конструкции жилого дома, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Одесская, д.12а, с учетом имеющихся дефектов и повреждений, превышения нормативного срока эксплуатации, а также невыполнения капитального ремонта за время эксплуатации здания находится в аварийном состоянии (в ветхом состоянии). Ввиду ограниченно-работоспособного состояния основных строительных конструкций здания, а также превышения срока эксплуатации конструкций, проведение капитального ремонта нецелесообразно.

Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" №30-р от 30.01.2014 "О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Саратов, <адрес>" предписано собственникам помещений многоквартирного дома в течение трех месяцев со дня издания постановления произвести отселение из занимаемых помещений и в срок до 01.10.2014 произвести снос указанного дома, администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" и Комитету по управлению имуществом г.Саратова осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме, на условиях социального найма жилом помещении иного жилого помещения в соответствие со ст.89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения общей площадью менее ранее занимаемого, администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" поручено вручить каждому собственнику помещения в многоквартирном доме копию названного распоряжения, Комитету по управлению имуществом г.Саратова поручено осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого спорным домом.

Вышеуказанный многоквартирный дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан как в рамках областной адресной целевой программы "Переселение граждан г.Саратова из аварийного жилищного фонда", так и в рамках ведомственной целевой программы "Переселение граждан г.Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах".

При таких обстоятельствах сам по себе факт включения жилого дома в соответствующую целевую программу подтверждает его аварийность, непригодность для проживания.

До настоящего времени жилое помещение взамен спорного истцу не предоставлено, доказательств обратного не представлено, как не представлено и доказательств того, что для этого предпринимались какие-либо меры.

Из вышеприведенных приведенных положений ст.57, 85, 87, 89 ЖК возникает обязанность ответчика предоставить во внеочередном порядке жилье гражданам, занимающим непригодное для проживания жилье, а у последних, соответственно, есть право требовать исполнения указанной обязанности

Доводы ответчика о том, что право собственности на жилое помещение возникло у Безручко ФИО12. после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем она имеет право только на выплату возмещения, основаны на неверном толковании норм права.

Федеральным законом от 27.12.2019 №473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" ст.32 ЖК РФ дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28.12.2019.

В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", ч.1 ст.6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в ст.4 ГК РФ общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (ч.1 ст.1 Конституции РФ) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование – в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства – должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 №11-П, от 27.06.2013 №15-П, от 23.12.2013 №29-П, от 22.04.2014 №12-П и др.).

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у Безручко ФИО13 возникло 08.12.2014, то есть до введения в действие ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, при этом Федеральный закон от 27.12.2019 №473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (ч.8.2 ст.32 ЖК РФ) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28.12.2019, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.

Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, суд приходит к выводу, что Безручко ФИО14., действуя добросовестно в условиях правовой определенности, как собственник жилого помещения вправе рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Безручко ФИО15 как собственником жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащем сносу доме, то есть непригодного для проживания, выбрала способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен в собственность равнозначного по площади другого жилого помещения, в связи с чем имеет право на предоставление ей вне очереди другого жилого помещения взамен аварийного.

В силу ст.34 Устава г.Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

В соответствии с Постановлением главы администрации г.Саратова от 10.05.2007 №319 "О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда" решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации муниципального образования "Город Саратов". Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации муниципального образования "Город Саратов" в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией муниципального образования "Город Саратов" по решению суда, осуществляет комитет по управлению имуществом города Саратова. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов муниципального образования "Город Саратов", гражданам, определенным ст.59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов муниципального образования "Город Саратов" и предоставляют в установленном порядке их в администрацию муниципального образования "Город Саратов".

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений, в том числе в случае их непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".

Поскольку администрацией муниципального образования "Город Саратов" не предприняты меры для выполнения обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, указанное обстоятельство нарушает положение ст.7 Конституции РФ, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении площади предоставляемого жилого помещения суд руководствуется данными об общей площади квартиры, имеющимися в технической документации и Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым принадлежащая истцу на праве общей долевой собственности квартира имеет общую площадь 75,8 кв.м.

При установленных обстоятельствах, принимая во внимание положения ст.35, 40 Конституции РФ, запрещающие лишать собственника жилого помещения жилища и собственности, суд приходит к выводу, что Безручко ФИО16. на праве собственности должно быть предоставлено равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 20,09 кв.м (75,8 кв.м * 53/200), в черте г.Саратова.

При этом после фактического предоставления жилого помещения право собственности Безручко ФИО17 на 53/200 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Саратов, ул.Одесская, д.12а, кв.27, к.1, 2, 3, 4, должно быть прекращено после фактического предоставления администрацией муниципального образования "Город Саратов" ей в собственность жилого помещения.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Безручко иные данные в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 20,09 кв.м, в черте города Саратова.

После фактического предоставления администрацией муниципального образования "Город Саратов" в собственность Безручко ФИО19 благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, в черте города Саратова, общей площадью не менее 20,09 кв.м, прекратить право собственности Безручко ФИО18 на 53/200 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Саратов, <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова.

Мотивированное решение составлено 30 мая 2022 года.

Судья

2-1814/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Безручко Нелля Владимировна
Ответчики
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Другие
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области
Комитет по управлению имуществом г. Саратова.
Администрация Ленинского района г. Саратова
Кузнецов Алексей Олегович
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Судья
Гончарова Наталья Олеговна
Дело на странице суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
30.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2022Передача материалов судье
05.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2022Судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.07.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.08.2022Судебное заседание
23.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее