Дело № 33а-1964 судья Зиновьев Ф.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Павловского О.Б., Щербакова Н.В.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассматривала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Гейнерт Елены Сергеевны на решение Кимовского городского суда Тульской области от 17 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области к Гейнерт Елене Сергеевне о взыскании задолженности и пени по земельному налогу.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Тульской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гейнерт Е.С. о взыскании задолженности по налогам, указав, что Гейнерт Е.С. является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в налоговые органы, за налогоплательщиком в 2015-2016 гг. зарегистрированы права на земельный участок с кадастровым номером № местоположением: <адрес>.
Налогоплательщику направлено по почте по месту его регистрации налоговое уведомление №85310500 от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога, которое не исполнено.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование: от 17 августа 2018 года № 30128 по земельному налогу за 2015-2016 гг. по сроку уплаты 02 июля 2018 года в сумме 115942,00 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 1260,86 руб. В установленный срок требование не исполнено.
Инспекцией предприняты все меры по надлежащему извещению налогоплательщика о необходимости уплаты налога, однако до настоящего времени задолженность не погашена.
17 декабря 2018 года Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
17 декабря 2018 года мировой судья судебного участка №81 Кимовского судебного района Тульской области вынес судебный приказ по гражданскому делу №2а-84/2018 по заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области о выдаче судебного приказа о взыскании налоговых платежей с Гейнерт Е.С.
29 декабря 2018 года мировой судья судебного участка №81 Кимовского судебного района Тульской области на основании представленных возражений налогоплательщика Гейнерт Е.С. вынес определение об отмене судебного приказа №2а-84/2018 от 17 декабря 2018 года о взыскании налоговых платежей.
На основании изложенного административный истец просил суд взыскать с Гейнерт Е.С. в пользу Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области задолженность по земельному налогу за 2015-2016 гг. по сроку уплаты 02 июля 2018 года в сумме 115942 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1260,86 рублей, а всего – 117202,86 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области по доверенности Шарыпина М.Е. настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Гейнерт Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, считая срок на обращение в суд пропущенным, пояснив, что ранее направленные в ее адрес налоговым органом уведомления и требования по уплате земельного налога ею не исполнены.
Решением Кимовского городского суда Тульской области от 17 апреля 2019 года административные исковые требования удовлетворены: с Гейнерт Е.С. в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области взыскана задолженность по земельному налогу за 2015 год и за 2016 год по сроку уплаты 02 июля 2018 года в размере 115942 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 1260,86 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик Гейнерт Е.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильный расчет налога исчисленного в отношении, принадлежащего ей земельного участка, а также на пропуск срока обращения за принудительным взысканием недоимок за 2015-2016 годы.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания и не просившего об отложении судебного разбирательства административного ответчика Гейнерт Е.С.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области по доверенности Шарыпиной М.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 Налогового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2015-2016 гг. за Гейнерт Е.С. (ранее Кулакова) зарегистрирована ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, площадью 6800 +/-9,8 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей.
Пунктом 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области.
Этот вывод мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Так, судом достоверно установлено, что 14 мая 2018 года Гейнерт Е.С. направлено уведомление №85310500 от 10 мая 2018 года по сроку уплаты не позднее 02 июля 2018 года об уплате земельного налога за 2015-2016 годы в сумме 115942 рубля, которое не исполнено, в связи с чем налоговым органом 22 августа 2018 года в адрес налогоплательщика направлено требование от 17 августа 2018 года №30128 на сумму задолженности по земельному налогу за 2015-2016 годы по сроку уплаты 02 июля 2018 года в сумме 115942,00 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 1260,86 рублей.
Данные налоговое уведомление и налоговое требование направлены в адрес налогоплательщика заказной почтой, в связи с чем в силу п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ считаются полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Абзацем 3 п. 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п.1 ст.72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п.1, п.2 ст.75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.5, п.6 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что расчет земельного налога и пени, представленный административным истцом, произведен правильно.
Расчет размера земельного налога произведен математически верно, исходя из установленной в спорные налоговые периоды налоговой ставки, кадастровой стоимости принадлежащего административному ответчику земельного участка, размера доли Гейнерт Е.С. в праве собственности. Расчет пени выполнен в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса, исходя из суммы недоимки по земельному налогу.
Также материалами дела подтвержден факт обращения Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области к мировому судье судебного участка №81 Кимовского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании названных сумм задолженности 17 декабря 2018 года.
Вынесенный мировым судьей 17 декабря 2018 года судебный приказ о взыскании налоговых платежей и санкций с Гейнерт Е.С. отменен определением мирового судьи от 29 декабря 2018 года на основании возражений административного ответчика в отношении исполнения данного судебного приказа от 29 декабря 2018 года.
Судом верно принято во внимание, что основанием для обращения с настоящим административным иском является абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, в соответствии с которым если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
При этом, суд правильно исходил из того, что в рассматриваемой правовой ситуации налоговым органом реализовано предусмотренное абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ, требование об уплате налога исчислено в пределах трехлетнего периода, предшествующего календарному году направления соответствующего требования, взыскание производится на основании требования №30128 от 17 августа 2018 года по сроку уплаты до 02 июля 2018 года, сумма по которому превысила 3000 рублей.
Данное налоговое требование выставлено в связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за налоговые периоды 2015 и 2016 года, исчисленного в налоговом уведомлении №85310500 от 10 мая 2018 года, в котором указано на произведенный перерасчет сумм земельного налога за данные периоды, исчисленных, соответственно, в налоговых уведомлениях №66185370 и №18027150.
Факт ошибочно произведенного расчета земельного налога в указанных налоговых уведомлениях №66185370 от 25 августа 2016 года на сумму 8919 рублей и №18027150 от 18 июля 2017 года на сумму 8919 рублей, исходя из неправильно примененной налоговой ставки 0,2% объективно подтвержден материалами дела, поскольку с пп. 5 п. 4.1 Положения о земельном налоге на территории муниципального образования город Кимовск Кимовского района, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 3-го созыва №25-95 от 21 ноября 2014 года подлежащая применению в спорных налоговых периодах налоговая ставка в отношении земельных участков категории: прочие земли, устанавливается в размере 1,3%.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что налоговым органом соблюден установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ порядок принудительного взыскания недоимки по земельному налогу за 2015-2016 годы и исчисленных на нее пеней, установленный законом срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании заявленных в настоящем административном иске сумм, а также срок на обращение с административным исковым заявлением, поступившим в адрес суда 04 марта 2019 года, не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости счисления срока на принудительное взыскание недоимок за спорные налоговые периоды, исходя из даты исполнения требования №7878 по состоянию на 21 декабря 2016 года по сроку уплаты недоимки по уведомлению №66185370 и пени до 21 февраля 2017 года, равно как и исходя из даты исполнения требования №11781 по состоянию на 18 декабря 2017 года по сроку уплаты недоимки по уведомлению №18027150 и пени до 12 февраля 2018 года, судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на неверном применении положений ст. 48 Налогового кодекса РФ, поскольку в настоящем административном деле вопрос об основаниях возникновения и взыскании указанных сумм недоимок и пеней не рассматривается.
Налоговый орган в порядке ст. 397 Налогового кодекса РФ в пределах установленного законом срока вправе произвести расчет налога, устранив ранее допущенную ошибку.
С учетом установленных обстоятельств и в соответствии с приведенными положениями закона, удовлетворяя административные исковые требования, суд правильно исходил из того, что Гейнерт Е.С., являясь плательщиком земельного налога, данную обязанность за 2015-2016 годы в установленный срок не исполнила, в связи с чем пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных в административном иске описках не могут служить основанием для признания указанных выводов суда первой инстанции неправильными, поскольку судом достоверно установлен факт принадлежности объекта налогообложения административному ответчику и неисполнения обязанности по уплате соответствующего вида налога.
Иных доводов о наличии обстоятельств, не проверенных и не учтены судом и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на законность и обоснованность и судебного постановления либо опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба по существу не содержит.
Все представленные сторонами доказательства оценены судом надлежащим образом по правилам ст. 84 КАС РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что установленные ст. 310 КАС РФ основания для отмены либо изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кимовского городского суда Тульской области от 17 апреля 2019года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гейнерт Елены Сергеевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: