Решение по делу № 33-338/2024 от 09.01.2024

УИД: 48RS0001-01-2023-002262-29

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Санкина Н.А.Дело № 2-3297/2023г.

Докладчик Долгова Л.П. Дело №33-338/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 января 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долговой Л.П.,

судей Варнавской Э.А. и Гребенщиковой Ю.А.,

при секретаре Фроловой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области на решение Советского районного суда г.Липецка от 13 июля 2023 года, которым постановлено:

«Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области применить льготный порядок исчисления специального стажа – 1 год как 1 год и 6 месяцев к периоду работы Хроминой Елены Анатольевны с 11.12.1991 по 03.07.1994.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области (ИНН 4826004782) в пользу Хроминой Елены Анатольевны (СНИЛС ) судебные расходы в размере 23300 рублей.».

Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия

установила:

Хромина Е.А. обратилась в суд иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области о применении к периоду работы льготного порядка исчисления.

В обоснование исковых требований указала, что решением ОСФР по Липецкой области от 29.03.2023г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа - 30 лет, по данным ответчика имеется 28 лет 11 месяцев 17 дней. Ответчик не применил к периоду работы в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи в МСЧ «Свободный сокол» с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. льготный порядок исчисления: 1 год как 1 год 6 месяцев. Истица считает решение незаконным, поскольку в указанный период она работала в отделении хирургического профиля стационара. Просила обязать ответчика применить к периоду её работы с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. льготный порядок исчисления, а также взыскать с ответчика судебные расходы.

Истица Хромина Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истицы Хроминой Е.А. по ордеру адвокат Макарова О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОСФР по Липецкой области по доверенности в судебном заседании иск не признала, полагала решение пенсионного органа законным и правильным.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Липецкой области просит отменить решение суда в части возложения обязанности засчитать в специальный стаж истицы периода работы с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в льготном исчислении и в части взыскания с ответчика судебных расходов, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Выслушав истицу Хромину Е.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет непосредственно осуществлявшие в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Из материалов дела судом установлено, что 92.08.2022г. истица Хромина Е.А. обратилась в ОСФР по Липецкой области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Решением пенсионного органа от 20.12.2022г. Хроминой Е.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа 30 лет, имеется 28 лет 11 месяцев 17 дней, а также с учетом сроков, предусмотренных ч.1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При этом не включен в специальный стаж Хроминой Е.А., в частности: период работы в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи в МСЧ завода «Свободный Сокол» с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев.

Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке, истица Хромина Е.А. работала в МСЧ завода «Свободный сокол» (в настоящее время ГУЗ «Липецкая городская больница №3 «Свободный сокол») с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи.

Из справки №205 от 25.11.2022г., выданной работодателем истицы, Хромина Е.А. работала в МСЧ завода «Свободный сокол» (в настоящее время ГУЗ «Липецкая городская больница №3 «Свободный сокол») с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учрежденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истицы о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи МСЧ завода «Свободный сокол», суд первой инстанции исходил из того, что отделение по оказанию экстренной травматологической помощи является структурным подразделением травматологического отделения МСЧ завода «Свободный сокол», а фактически травмпунктом при травматологическом отделении МСЧ. Следовательно, работа истицы в спорный период протекала в отделении хирургического профиля стационара, а весь период работы истицы подлежит исчислению при включении его в специальный стаж в льготном порядке.

Однако судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными относительно включения в льготном исчислении периода работы истицы с 11.12.1991г. по 31.12.1991года по следующим основаниям:

Указанный период имел место в период действия Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" пенсия за выслугу лет работникам здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначается врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах.

В соответствии с пунктом 5 указанного Положения, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.

Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применяемый для учета медицинской деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, не предусмотрено льготное исчисление стажа как год работы за 1 год и шесть месяцев в медицинских учреждениях.

С учетом вышеприведенных положений закона период работы истца с 11.12.1991г. по 31.12.1991 г. не может быть включен в льготном исчислении как год работы за 1 год и шесть месяцев, а поэтому решение суда в указанной части подлежит отмене.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 г. исчисление сроков выслуги производилось как 1 год за 1 год и 6 месяцев всему среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

В совместном информационном письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 3948/1-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 г. N 06-25/8625 предусмотрено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21 октября 1999 г., регистрационный N), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395 (зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 1999 г., регистрационный N 1965), с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2000 г., регистрационный N 2163), и Перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377.

Перечнем хирургических отделений, содержащимся в Приказе Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, предусмотрено травматологическое отделение (пункт 3.3.5.1).

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, указаны в числе среднего медицинского персонала медицинская сестра.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж истицы в льготном исчислении период работы с 01.01.1992г.по 03.07.1994г., поскольку они основаны на совокупности представленных в материалы дела доказательств и соответствует нормам материального права, регулирующим возникшие между сторонами правоотношения.

Как следует из материалов дела, приказом отдела здравоохранения Липецкого горисполкома №217 от 07.08.1987 «О мерах по улучшению оказания травматологической помощи населению города» главному врачу МСЧ завода «Свободный сокол» приказано с 01.09.1987г. организовать круглосуточную экстренную травматологическую помощь населению Правобережного района г.Липецка. Штатные должности медперсонала для травмпункта установить согласно приказу МЗ СССР №399 от 11.11.1982г.

В соответствии с проектом приказа по МСЧ завода «Свободный сокол» от 01.09.1987г. стала оказываться круглосуточная экстренная травматологическая помощь больным для чего выделено помещение операционной на 1-м этаже главного корпуса больницы. Ответственность за организацию работы, объем и качество оказания экстренной травматологической помощи возложена на заведующего травматологического отделения.

Из представленных в материалы дела штатных расписаний МСЧ завода «Свободный Сокол» за спорный период усматривается, что в структуре лечебного учреждения, где работала истица, имеется травматологическое отделение (отделение хирургического профиля) и травмпункт при травматологическом отделении.

Согласно Положению об отделении экстренной травматологической помощи МСЧ «Свободный сокол», утвержденному главным врачом МЛПУ МСЧ «Свободный сокол», отделение экстренной травматологической помощи является структурным подразделением травматологического отделении МСЧ завода «Свободный сокол» и работает в круглосуточном режиме. Отделение возглавляет заведующий травматологическим отделением.

С 1998 года в структуре травматологического отделения МСЧ «Свободный сокол», имеется структурное подразделение - травмпункт, а отделения экстренной травматологической помощи в структуре травматологического отделения нет.

Тщательно проанализировав всю совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу о том, что отделение по оказанию экстренной травматологической помощи при травматологическом отделении МСЧ завода «Свободный сокол», где работала истица в спорный период медицинской сестрой, является фактически с 01.09.1987 г. травмпунктом при травматологическом отделении МСЧ, входит в состав данного хирургического отделения стационара. Данная структура изначально создана в целях создания круглосуточной экстренной травматологической помощи населению, Хромина Е.А., работая в травматологическом отделении медицинской сестрой, непосредственно подчинялась заведующему отделением и старшей медсестре травматологического отделения, что следует из ее должностной инструкции.

Поскольку в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 г. льготное исчисление специального стажа предусмотрено всему среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, должность Хроминой Е.Н. относится к среднему медицинскому персоналу, работа истицы в спорный период осуществлялась в структуре травматологического отделения стационара, что относится к отделению хирургического профиля, суд первой инстанции обоснованно и правильно включил период работы истицы с 01.01.1992г. по 03.07.1994г. в специальный стал лечебной деятельности в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.

Доводы ответчика о том, что травмпункт не относится к стационару, а отделение по оказанию экстренной травматологической помощи, где работала истица, предназначено только для оказания экстренной помощи и не является стационарным, судебная коллегия считает ошибочными, поскольку они противоречат представленным в материалы дела доказательствам, из которых усматривается, что указанное отделение входит в структуру травматологического отделения, характер оказываемой населению помощи аналогичен, оказывается круглосуточно, медсестра отделения по оказанию экстренной травматологической помощи подчиняется заведующему травматологическим отделением.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из толкования статьи 100 ГПК РФ следует, что разумность пределов, являясь оценочной категорией, определяется судом с учетом особенностей конкретного дела.

Разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в судах общей юрисдикции.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражений и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).

В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек исходя из имеющихся доказательств носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Из материалов дела установлено, что интересы истицы при разрешении гражданского дела представляла адвокат Макарова О.Н., действовавшая на основании ордера.

Согласно квитанциям от 21.04.2023г., 05.07.2023г. Хроминой Е.А. произведена оплата 32000 руб. за представление адвокатом интересов в суде первой инстанции.

Разрешая вопрос о возмещении Хроминой Е.А. расходов по оплате помощи представителя, суд первой инстанции признал разумными и подлежащими взысканию с ответчика судебные расходы в размере 23 000 руб., поскольку из материалов дела следует, что представитель истицы составляла исковое заявление (3000руб.), участвовала в досудебной подготовке (2000руб.), в трех судебных заседаниях ( 6000 руб. х3).

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку определенный судом первой инстанции размер судебных расходов по оплате помощи представителя, подлежащий возмещению истице, не является необоснованно завышенным, соответствует требованиям разумности и совокупности фактических обстоятельства по делу.

Из разъяснений, изложенных в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Таким образом, разумность пределов при взыскании судебных расходов суд определяет в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела. Степень разумных пределов участия представителя по конкретному делу определяется судом с учетом объема заявленных требований, представления доказательств по делу, изучения нормативного материала, длительности его рассмотрения, объема оказанной представителем юридической помощи.

Учитывая указанные разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", объем фактически оказанной представителем истицы правовой помощи, продолжительность трех судебных заседаний, которые длились 22.06.2023года с 15 часов 15 минут, 06.07.2023г. с 12 часов, 13.07.2023г. с 13 часов 50 минут до 13 часов 58 минут, характер заявленных исковых требований, с учетом баланса интересов сторон, разумности, суд апелляционной инстанции считает согласиться с определенным судом размером судебных расходов на оплату услуг представителя.

Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание, что требования истицы о включении в специальный стаж спорного периода в льготном исчислении удовлетворены не в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж в льготном исчислении периода в 11.12.1991г. по 31.12.1991г., в связи с чем подлежащая взысканию в пользу истицы сумма в возмещение расходов по оплате помощи представителя подлежит снижению до 20000 руб.

Суд апелляционной инстанции считает, что указанный размер подлежащих возмещению затрат соотносится с требованиями Положения «О минимальных ставках вознаграждения за оказание квалифицированной юридической помощи адвокатами Негосударственной некоммерческой организации «Адвокатская палата Липецкой области»,является разумным, соответствует характеру и сложности дела, понесенным трудовым и временным затратам представителя на ведение дела в судебной инстанции, а также в полной мере обеспечивает необходимый баланс прав и интересов сторон.

В связи с чем определение суда первой инстанции о взыскании судебных расходов подлежит изменению в части размера взысканной суммы.

Доводы жалобы ответчика о том, что участие представителя истицы при разрешении спора не понадобилось, поскольку суд сам истребовал доказательства, ответчиком представлялись доказательства, никаких новых доказательств представителем истицы не было представлено, основанием для отмены определения суда либо дополнительного снижения размера расходов не являются, поскольку приведенные доводы носят субъективный оценочный характер.

Руководствуясь ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Липецка от 13 июля 2023года отменить в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области применить льготный порядок исчисления специального стажа – 1 год как 1 год и 6 месяцев к периоду работы Хроминой Елены Анатольевны с 11.12.1991 г. по 31.12.1991г., постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

То же решение суда изменить в части размера судебных расходов, подлежащих взысканию в пользу Хроминой Елены Анатольевны,

взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области (ИНН 4826004782) в пользу Хроминой Елены Анатольевны (СНИЛС ) судебные расходы в размере 20 300 руб.

В остальной части то же решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.01.2024г.

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

УИД: 48RS0001-01-2023-002262-29

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Санкина Н.А.Дело № 2-3297/2023г.

Докладчик Долгова Л.П. Дело №33-338/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 января 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долговой Л.П.,

судей Варнавской Э.А. и Гребенщиковой Ю.А.,

при секретаре Фроловой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области на решение Советского районного суда г.Липецка от 13 июля 2023 года, которым постановлено:

«Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области применить льготный порядок исчисления специального стажа – 1 год как 1 год и 6 месяцев к периоду работы Хроминой Елены Анатольевны с 11.12.1991 по 03.07.1994.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области (ИНН 4826004782) в пользу Хроминой Елены Анатольевны (СНИЛС ) судебные расходы в размере 23300 рублей.».

Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия

установила:

Хромина Е.А. обратилась в суд иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области о применении к периоду работы льготного порядка исчисления.

В обоснование исковых требований указала, что решением ОСФР по Липецкой области от 29.03.2023г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа - 30 лет, по данным ответчика имеется 28 лет 11 месяцев 17 дней. Ответчик не применил к периоду работы в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи в МСЧ «Свободный сокол» с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. льготный порядок исчисления: 1 год как 1 год 6 месяцев. Истица считает решение незаконным, поскольку в указанный период она работала в отделении хирургического профиля стационара. Просила обязать ответчика применить к периоду её работы с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. льготный порядок исчисления, а также взыскать с ответчика судебные расходы.

Истица Хромина Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истицы Хроминой Е.А. по ордеру адвокат Макарова О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОСФР по Липецкой области по доверенности в судебном заседании иск не признала, полагала решение пенсионного органа законным и правильным.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Липецкой области просит отменить решение суда в части возложения обязанности засчитать в специальный стаж истицы периода работы с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в льготном исчислении и в части взыскания с ответчика судебных расходов, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Выслушав истицу Хромину Е.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет непосредственно осуществлявшие в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Из материалов дела судом установлено, что 92.08.2022г. истица Хромина Е.А. обратилась в ОСФР по Липецкой области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Решением пенсионного органа от 20.12.2022г. Хроминой Е.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа 30 лет, имеется 28 лет 11 месяцев 17 дней, а также с учетом сроков, предусмотренных ч.1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При этом не включен в специальный стаж Хроминой Е.А., в частности: период работы в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи в МСЧ завода «Свободный Сокол» с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев.

Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке, истица Хромина Е.А. работала в МСЧ завода «Свободный сокол» (в настоящее время ГУЗ «Липецкая городская больница №3 «Свободный сокол») с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи.

Из справки №205 от 25.11.2022г., выданной работодателем истицы, Хромина Е.А. работала в МСЧ завода «Свободный сокол» (в настоящее время ГУЗ «Липецкая городская больница №3 «Свободный сокол») с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учрежденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истицы о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 11.12.1991г. по 03.07.1994г. в должности медицинской сестры в отделении по оказанию экстренной травматологической помощи МСЧ завода «Свободный сокол», суд первой инстанции исходил из того, что отделение по оказанию экстренной травматологической помощи является структурным подразделением травматологического отделения МСЧ завода «Свободный сокол», а фактически травмпунктом при травматологическом отделении МСЧ. Следовательно, работа истицы в спорный период протекала в отделении хирургического профиля стационара, а весь период работы истицы подлежит исчислению при включении его в специальный стаж в льготном порядке.

Однако судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными относительно включения в льготном исчислении периода работы истицы с 11.12.1991г. по 31.12.1991года по следующим основаниям:

Указанный период имел место в период действия Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" пенсия за выслугу лет работникам здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначается врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах.

В соответствии с пунктом 5 указанного Положения, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.

Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применяемый для учета медицинской деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, не предусмотрено льготное исчисление стажа как год работы за 1 год и шесть месяцев в медицинских учреждениях.

С учетом вышеприведенных положений закона период работы истца с 11.12.1991г. по 31.12.1991 г. не может быть включен в льготном исчислении как год работы за 1 год и шесть месяцев, а поэтому решение суда в указанной части подлежит отмене.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 г. исчисление сроков выслуги производилось как 1 год за 1 год и 6 месяцев всему среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

В совместном информационном письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 3948/1-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 г. N 06-25/8625 предусмотрено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21 октября 1999 г., регистрационный N), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395 (зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 1999 г., регистрационный N 1965), с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2000 г., регистрационный N 2163), и Перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377.

Перечнем хирургических отделений, содержащимся в Приказе Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, предусмотрено травматологическое отделение (пункт 3.3.5.1).

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, указаны в числе среднего медицинского персонала медицинская сестра.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж истицы в льготном исчислении период работы с 01.01.1992г.по 03.07.1994г., поскольку они основаны на совокупности представленных в материалы дела доказательств и соответствует нормам материального права, регулирующим возникшие между сторонами правоотношения.

Как следует из материалов дела, приказом отдела здравоохранения Липецкого горисполкома №217 от 07.08.1987 «О мерах по улучшению оказания травматологической помощи населению города» главному врачу МСЧ завода «Свободный сокол» приказано с 01.09.1987г. организовать круглосуточную экстренную травматологическую помощь населению Правобережного района г.Липецка. Штатные должности медперсонала для травмпункта установить согласно приказу МЗ СССР №399 от 11.11.1982г.

В соответствии с проектом приказа по МСЧ завода «Свободный сокол» от 01.09.1987г. стала оказываться круглосуточная экстренная травматологическая помощь больным для чего выделено помещение операционной на 1-м этаже главного корпуса больницы. Ответственность за организацию работы, объем и качество оказания экстренной травматологической помощи возложена на заведующего травматологического отделения.

Из представленных в материалы дела штатных расписаний МСЧ завода «Свободный Сокол» за спорный период усматривается, что в структуре лечебного учреждения, где работала истица, имеется травматологическое отделение (отделение хирургического профиля) и травмпункт при травматологическом отделении.

Согласно Положению об отделении экстренной травматологической помощи МСЧ «Свободный сокол», утвержденному главным врачом МЛПУ МСЧ «Свободный сокол», отделение экстренной травматологической помощи является структурным подразделением травматологического отделении МСЧ завода «Свободный сокол» и работает в круглосуточном режиме. Отделение возглавляет заведующий травматологическим отделением.

С 1998 года в структуре травматологического отделения МСЧ «Свободный сокол», имеется структурное подразделение - травмпункт, а отделения экстренной травматологической помощи в структуре травматологического отделения нет.

Тщательно проанализировав всю совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу о том, что отделение по оказанию экстренной травматологической помощи при травматологическом отделении МСЧ завода «Свободный сокол», где работала истица в спорный период медицинской сестрой, является фактически с 01.09.1987 г. травмпунктом при травматологическом отделении МСЧ, входит в состав данного хирургического отделения стационара. Данная структура изначально создана в целях создания круглосуточной экстренной травматологической помощи населению, Хромина Е.А., работая в травматологическом отделении медицинской сестрой, непосредственно подчинялась заведующему отделением и старшей медсестре травматологического отделения, что следует из ее должностной инструкции.

Поскольку в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 г. льготное исчисление специального стажа предусмотрено всему среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, должность Хроминой Е.Н. относится к среднему медицинскому персоналу, работа истицы в спорный период осуществлялась в структуре травматологического отделения стационара, что относится к отделению хирургического профиля, суд первой инстанции обоснованно и правильно включил период работы истицы с 01.01.1992г. по 03.07.1994г. в специальный стал лечебной деятельности в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.

Доводы ответчика о том, что травмпункт не относится к стационару, а отделение по оказанию экстренной травматологической помощи, где работала истица, предназначено только для оказания экстренной помощи и не является стационарным, судебная коллегия считает ошибочными, поскольку они противоречат представленным в материалы дела доказательствам, из которых усматривается, что указанное отделение входит в структуру травматологического отделения, характер оказываемой населению помощи аналогичен, оказывается круглосуточно, медсестра отделения по оказанию экстренной травматологической помощи подчиняется заведующему травматологическим отделением.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из толкования статьи 100 ГПК РФ следует, что разумность пределов, являясь оценочной категорией, определяется судом с учетом особенностей конкретного дела.

Разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в судах общей юрисдикции.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражений и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).

В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек исходя из имеющихся доказательств носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Из материалов дела установлено, что интересы истицы при разрешении гражданского дела представляла адвокат Макарова О.Н., действовавшая на основании ордера.

Согласно квитанциям от 21.04.2023г., 05.07.2023г. Хроминой Е.А. произведена оплата 32000 руб. за представление адвокатом интересов в суде первой инстанции.

Разрешая вопрос о возмещении Хроминой Е.А. расходов по оплате помощи представителя, суд первой инстанции признал разумными и подлежащими взысканию с ответчика судебные расходы в размере 23 000 руб., поскольку из материалов дела следует, что представитель истицы составляла исковое заявление (3000руб.), участвовала в досудебной подготовке (2000руб.), в трех судебных заседаниях ( 6000 руб. х3).

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку определенный судом первой инстанции размер судебных расходов по оплате помощи представителя, подлежащий возмещению истице, не является необоснованно завышенным, соответствует требованиям разумности и совокупности фактических обстоятельства по делу.

Из разъяснений, изложенных в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Таким образом, разумность пределов при взыскании судебных расходов суд определяет в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела. Степень разумных пределов участия представителя по конкретному делу определяется судом с учетом объема заявленных требований, представления доказательств по делу, изучения нормативного материала, длительности его рассмотрения, объема оказанной представителем юридической помощи.

Учитывая указанные разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", объем фактически оказанной представителем истицы правовой помощи, продолжительность трех судебных заседаний, которые длились 22.06.2023года с 15 часов 15 минут, 06.07.2023г. с 12 часов, 13.07.2023г. с 13 часов 50 минут до 13 часов 58 минут, характер заявленных исковых требований, с учетом баланса интересов сторон, разумности, суд апелляционной инстанции считает согласиться с определенным судом размером судебных расходов на оплату услуг представителя.

Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание, что требования истицы о включении в специальный стаж спорного периода в льготном исчислении удовлетворены не в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж в льготном исчислении периода в 11.12.1991г. по 31.12.1991г., в связи с чем подлежащая взысканию в пользу истицы сумма в возмещение расходов по оплате помощи представителя подлежит снижению до 20000 руб.

Суд апелляционной инстанции считает, что указанный размер подлежащих возмещению затрат соотносится с требованиями Положения «О минимальных ставках вознаграждения за оказание квалифицированной юридической помощи адвокатами Негосударственной некоммерческой организации «Адвокатская палата Липецкой области»,является разумным, соответствует характеру и сложности дела, понесенным трудовым и временным затратам представителя на ведение дела в судебной инстанции, а также в полной мере обеспечивает необходимый баланс прав и интересов сторон.

В связи с чем определение суда первой инстанции о взыскании судебных расходов подлежит изменению в части размера взысканной суммы.

Доводы жалобы ответчика о том, что участие представителя истицы при разрешении спора не понадобилось, поскольку суд сам истребовал доказательства, ответчиком представлялись доказательства, никаких новых доказательств представителем истицы не было представлено, основанием для отмены определения суда либо дополнительного снижения размера расходов не являются, поскольку приведенные доводы носят субъективный оценочный характер.

Руководствуясь ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Липецка от 13 июля 2023года отменить в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области применить льготный порядок исчисления специального стажа – 1 год как 1 год и 6 месяцев к периоду работы Хроминой Елены Анатольевны с 11.12.1991 г. по 31.12.1991г., постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

То же решение суда изменить в части размера судебных расходов, подлежащих взысканию в пользу Хроминой Елены Анатольевны,

взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области (ИНН 4826004782) в пользу Хроминой Елены Анатольевны (СНИЛС ) судебные расходы в размере 20 300 руб.

В остальной части то же решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.01.2024г.

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

33-338/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Хромина Елена Анатольевна
Ответчики
Отделение Социального фонда России по ЛО
Другие
Макарова Ольга Леонидовна
Суд
Липецкий областной суд
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
29.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024Передано в экспедицию
29.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее