Решение по делу № 2-1255/2024 от 19.02.2024

                                                 Дело № 2-1255/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2024 года                                                                     город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Карманова К.А.,

при секретаре судебного заседания – Макаренко Д.С.,

с участием:

истца – Коломийца Р.П.,

представителя ответчика – Лебедева М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Коломийца Руслана Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании права, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (далее – ОСФР по <адрес>, ответчик, пенсионный орган), в котором, уточнив требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит:

- установить, что его стаж на соответствующих видах работ по Списку превышает 10 лет;

- признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

- признать незаконными решения ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

- обязать ОСФР по <адрес> включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии (Список ), периоды: прохождения службы в составе Вооруженных Сил ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного участкового горного маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря подземного, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного начальника смены, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного маркшейдера;

- обязать ОСФР по <адрес> включить в страховой стаж истца период работы в должности слесаря 2р с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать ОСФР по <адрес> назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался в ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Спорными решениями пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с тем, что в льготный стаж включены не все периоды трудовой деятельности и стажа на соответствующих видах работ недостаточно, а также не все периоды включены в общий страховой стаж истца, период военной службы не включен в специальный (льготный) стаж. Истец считает указанные действия ответчика незаконными, поскольку наличие соответствующего стажа подтверждается трудовой книжкой, документами Пенсионного фонда Украины и фактом назначения истцу соответствующей пенсии на территории Украины. При этом пенсионному органу были предоставлены все документы, подтверждающие работу в спорные периоды. Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от независящих от истца действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Сомнения ответчика ограничивают право работника, выработавшего необходимый стаж на работах, дающих право на назначение страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, полагая исковые требования необоснованными, предоставил письменные возражения.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» Донецкая Народная Республика принимается в ФИО1 в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О порядке принятия в ФИО1 и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 названного Федерального конституционного закона на территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом либо не вытекает из самих документов или существа отношений, следующие документы, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в ФИО1 Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта: документы, подтверждающие гражданское состояние, трудовой (страховой) стаж, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме, право на получение медицинской помощи, таможенные документы, выданные государственными и иными официальными органами Донецкой Народной Республики, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес> пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес> по состоянию на день принятия в ФИО1 указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (ДД.ММ.ГГГГ) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территориях <адрес> и <адрес> в период с 24 февраля по ДД.ММ.ГГГГ и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в ФИО1, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес> (ч. 1 ст. 1).

Материалами дела установлено, что истец является гражданином Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: ДНР, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истцу выдавался вид на жительство на территории Российской Федерации иностранного гражданина, с регистрацией с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: <адрес>.

Таким образом, из материалов дела следует, что истец проживал и был зарегистрирован на территории <адрес> государства Украины, где осуществлял трудовую деятельность, в настоящее время является гражданином Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в пенсионный орган с заявлениями соответственно и об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть после принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>», в связи с чем указанные нормативные правовые акты подлежат применению к возникшим между сторонами правоотношениям.

Согласно частям 1, 4, 5 статьи 2 Федерального закона № 17-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.

Для установления, пересмотра пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, документы, составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык.

При установлении, пересмотре и выплате пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, учитывается льготный статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины до ДД.ММ.ГГГГ, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территориях <адрес> и <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 17-ФЗ периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территориях <адрес> и <адрес> в период с 30 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, а в организациях, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до ДД.ММ.ГГГГ, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 17-ФЗ периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.

В силу ч.ч. 4, 5 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется: за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях <адрес> Украины и <адрес> Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей; за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территориях <адрес> и <адрес> в период с 30 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>, в организациях, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до ДД.ММ.ГГГГ, определяется: на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с ДД.ММ.ГГГГ, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей.

Приведенные положения действующего законодательства направлены на достижение целей интеграции указанных государственных образований в ФИО1, в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации, как социальном государстве, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

Учитывая действие принципа справедливости системы пенсионного обеспечения, а также то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства, исходя из обстоятельств затруднительности предоставления дополнительных доказательств, подтверждающих стаж работы истца на территории <адрес>, ввиду общеизвестных фактов, суд считает возможным при разрешении настоящего гражданского дела применить приведенные положения действующего законодательства, в том числе устанавливающего особенности подтверждения стажа для установления пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации

Также суд считает необходимым применить к правоотношениям между истцом и ответчиком Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Соглашение СНГ 1992 г.).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона N 400-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ между государствами-участниками СНГ, в числе которых ФИО1 и Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Соглашение СНГ 1992 г.).

Это Соглашение продолжает применяться к спорным периодам работы, имевшим место до 2014г., даже при том, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ Соглашение СНГ 1992 г. было денонсировано Российской ФИО1. С учетом ответа представителя МИД России в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сроков передачи ноты МИД России от ДД.ММ.ГГГГ о денонсации Соглашения (на основании ст. 13 Соглашения СНГ 1992 г.), действие этого договора в отношении Российской Федерации прекратилось ДД.ММ.ГГГГ, т.е. оно действовало в периоды работы истца.

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

П. 2 ст. 6 Соглашения СНГ 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО5 за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения СНГ 1992 г.).

Ч. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Закона N 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона N 400-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

С учетом изложенного, досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на подземных работах на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 5 лет и имеют страховой стаж не менее 20лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется:

Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ

Должности, периоды работы на которых заявлены к включению в стаж работы истца на соответствующих видах работ по Списку , соотносятся со Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 10, а также со Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173.

При этом, пенсионный орган, приходя к выводу об отказе в учете указанных периодов работы на указанных должностях не ссылался на то, что данные должности Списком не поименованы, а исходил лишь из отсутствия: документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня; сведений об отвлечениях от основной деятельности.

Согласно пункту 5 разъяснения Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ год N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые на выполнении работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Предоставление доказательств постоянной занятости не менее 80% рабочего времени является обязательным условием для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ссылки ответчика на отсутствие доказательств постоянной занятости в течение полного рабочего дня по периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ являются безосновательными.

Согласно пункту 4 раздела 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Вместе с тем, в соответствие со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В материалы пенсионного (выплатного) дела истцом представлена трудовая книжка установленного образца. Трудовая книжка пенсионным органом принята, недействительной, незаконно выданной или оформленной с нарушением норм закона не признана.

Записями в трудовой книжке на имя истца подтверждается его стаж на соответствующих видах работ (Список ) в спорные периоды.

Кроме того, согласно предоставленным в материалы дела доказательствам (документы Пенсионного фонда Украины) истцу на Украине с ДД.ММ.ГГГГ была назначена досрочная пенсия по старости по Списку , его общий стаж роботы составляет 34 года 9 месяцев 19 дней, в том числе льготный стаж по Списку – 21 год 0 месяцев 0 дней (стаж рассчитан по ДД.ММ.ГГГГ), однако, пенсионное дело находится в пенсионных органах Украины и возможность его истребования отсутствует.

При этом, данные трудовой книжки истца и предоставленные документы Пенсионного фонда Украины соотносятся не в полной мере.

Так, по периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (трудовая книжка), Пенсионным фондом Украины в стаж на соответствующих видах работ (Список ) включены периоды ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть окончание периода, включенного пенсионным органом, выходит за рамки периода, отраженного в трудовой книжке, а также пенсионным органом период включен частично.

По периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (трудовая книжка), Пенсионным фондом Украины в стаж на соответствующих видах работ (Список ) включены периоды ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть пенсионным органов период включен частично.

В этой связи суд считает необходимым требования иска по данным периодам удовлетворить частично, с учетом взаимной связи сведений трудовой книжки и документов Пенсионного Фонда Украины: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальном требования иска о включении периодов в стаж на соответствующих видах работ (Список ) соотносятся с данными трудовой книжки и документами Пенсионного фонда Украины, а потому подлежат удовлетворению.

Относительно требований о включении в специальный стаж периода военной службы суд указывает следующее.

Так, в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и иной деятельности, которые имели место до ДД.ММ.ГГГГ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работ, могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Период военной службы имел место в период действия Закона ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях» и включается в стаж с учетом правил пенсионного законодательства ФИО5.

Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил ФИО5 и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при ФИО3, Министерства охраны общественного порядка ФИО5, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел ФИО5, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.

Абзацем 13 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий предусматривалось, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил ФИО5, или иная служба, указанная в подпункте "к".

Согласно абзацам четырнадцатому, шестнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил ФИО5 приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Таким образом, поскольку в период действия постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 590, которым предусмотрено включение периода учебы в подсчет специального стажа, льготные пенсии назначались, в частности, по Списку 1956 г., а данный список действовал только до ДД.ММ.ГГГГ, то соответственно при включении периода обучения в специальный стаж принимается во внимание только тот стаж, который исчислен по данному списку, то есть имеющийся до ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку в пункте 109 постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 59С прямо указано, что продолжительность периода военной службы учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа, дающего право на льготную пенсию, то период военной службы может быть включен в специальный стаж в той продолжительности, которая не превышает продолжительность специального стажа истца, которая у него имелась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть по Списку 1956 г. (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 88-1243/2023).

Как следует из материалов дела, периоду службы истца в составе Вооруженных Сил ФИО5 предшествовала, а также за периодом службы следовала работа на должностях, содержащихся в Списке г., а продолжительность службы не превышает продолжительность специального стажа истца по Списку г., которая у него имелась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем имеются основания для включения вышеуказанного периода службы в стаж истца на соответствующих видах работ (Список ).

Вопреки доводам ответчика, подлежит включению в страховой стаж и период работы истца в должности слесаря 2р с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку работа в указанный период подтверждена как записью в трудовой книжке, так и документами Пенсионного фонда Украины, и применительно к части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (относительно частичного совпадения по времени спорно периода работы и периода учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку в соответствии с содержанием искового заявления истец сделал выбор в пользу периода работы в должности слесаря 2р, период именно указанной работы подлежит включению в страховой стаж истца.

При этом суд считает необходимым отметить, что истец, работая в указанные периоды в вышеуказанных должностях, рассчитывал на получение льготы, а именно, досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.

Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 14 постановления от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" дано разъяснение о том, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях", Закон ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении граждан в ФИО5", Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Доводы ответчика о невозможности включения данных периодов в специальный и страховой стаж истца судом отклоняются, поскольку, как уже было указано, продолжительность указанного стажа и его специальный характер подтверждены компетентным органом - Пенсионным фондом Украины, данные периоды подлежат включению в специальный и страховой стаж в соответствии с приведенным выше общим и специальным правовым регулированием.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что спорные периоды работы истца подтверждены представленными стороной истца документами, и принимает во внимание невозможность истребования Пенсионным органом РФ иных документов, подтверждающих спорные периоды работы истца, а так же материалов пенсионного дела истца из-за нахождения их в государственных органах Украины.

Весь спорный специальный и страховой стаж истца выработан на территории <адрес>. При этом истец в настоящее время, по независящим от него причинам и в связи с проведением СВО, лишен возможности представить документы, подтверждающие его специальный стаж на территории Украины.

С учетом конкретных обстоятельств дела, конституционного принципа равенства всех перед законом, права истца на пенсионное обеспечение по нормам ФИО1 пенсионного законодательства, а так же сохранения уже реализованных пенсионных прав истца в государстве Украина, суд считает возможным зачесть периоды работы по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ и в страховой стаж при отсутствии иного подтверждения периодов работы.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что периоды работы истца подтверждаются записями в трудовой книжке, содержащими сведения о приеме на работу и увольнении, ссылки на соответствующие приказы работодателя, послужившие основанием к их внесению. Данные записи внесены последовательно с соблюдением нумерации и заверены подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия. Также судом учтены сведения, исходящие от пенсионного органа Украины, свидетельствующие о законности и обоснованности требований истца.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что требования искового заявления о включении периодов работы в страховой и специальный стаж подлежат частичному удовлетворению по приведенным мотивам.

Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от независящих от истца действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, истец не может быть лишен права на включение в его специальный и страховой стаж спорных периодов, в связи с наличием обстоятельств, непосредственно от него не зависящих и установленных в ходе судебного разбирательства.

Сомнения ответчика не могут трактоваться как ограничивающие право работника, выработавшего необходимый стаж на работах, дающих право на назначение страховой пенсии по старости. Такие сомнения могут быть приняты во внимание только в том случае, если пенсионный орган представит доказательства, опровергающие достоверность представленных истцом документов. Однако ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено подобных доказательств, которые позволили бы суду сделать вывод о порочности и несоответствии действительности сведений, зафиксированных в трудовой книжке и документах Пенсионного фонда Украины. Равным образом, ответчиком не опровергнуты и пояснения истца, подтвержденные соответствующими записями в трудовой книжке, относительно осуществления трудовой деятельности в спорные периоды.

Поскольку решения по вопросу установления истцу страховой пенсии досрочно принято пенсионным органом без учета спорных периодов, требования о включении которых в специальный и страховой стаж признаны судом частично обоснованными, требования о признании спорных решений незаконными подлежат удовлетворению.

В силу статьи 12 ГК РФ защита нарушенного права может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.

На основании части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости признания за истцом права на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу соответствующую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ – даты первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

При этом судом учтен факт соответствия истца необходимым для назначения страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» условиям.

Одновременно с этим, суд не находит оснований для удовлетворения требования об установлении того, что стаж истца на соответствующих видах работ по Списку превышает 10 лет, поскольку оно не направлено на защиту права, не служит достижению восстановления нарушенного права, а по сути является лишь обстоятельством, подлежащим доказыванию при обосновании законности заявленного материально-правового требования о назначении страховой пенсии досрочно. Судом же было установлено обстоятельство соответствия истца необходимым для назначения страховой пенсии досрочно условиям.

С учетом вышеизложенного, оценив приставленные доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН 7706808515) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4 () в назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН 7706808515) включить в стаж ФИО4 (СНИЛС ), дающий право на досрочное назначение пенсии периоды: прохождения службы в составе Вооруженных Сил ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного участкового горного маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря подземного, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного начальника смены, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного маркшейдера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного маркшейдера.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН 7706808515) включить в страховой стаж ФИО4 (СНИЛС 196-015-698 91) период работы в должности слесаря 2р с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за ФИО4 (СНИЛС ) право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН 7706808515) назначить ФИО4 (СНИЛС ) страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении иной части требований иска отказать.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                   К.А. Карманов

2-1255/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Коломиец Руслан Петрович
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по г. Севастополю
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2024Передача материалов судье
20.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Подготовка дела (собеседование)
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Подготовка дела (собеседование)
06.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее