Олонецкийрайонный суд Республики Карелия
10RS0010-01-2024-000233-09
https://olonecky.kar.sudrf.ru
УИД 10RS0010-01-2024-000233-09
12-106/2024
Р Е Ш Е Н И Е
10 июня 2024 года г. Олонец
Судья Олонецкого районного суда Республики Карелия Забродина Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мерлиной Т.А., рассмотрев жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района на постановление мирового судьи судебного участка Олонецкого района Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Олонецкого национального муниципального района,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Олонецкого района Республики Карелия от 13.05.2024администрация Олонецкого национального муниципального района (далее администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
С таким постановлением не согласна администрация, в поданной жалобе глава администрации ФИО2 просит его отменить. Указывает, что составлению протокола об административном правонарушении в отношении администрации предшествовало, в соответствии со ст. 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ), проведение контрольно-надзорного мероприятия - «Постоянный рейд». В ходе проведения указанного контрольно-надзорного мероприятия должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Олонецкому району допущены существенные нарушения норм действующего законодательства, в связи с чем, в соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, результаты проведенного контрольно-надзорного мероприятия «Постоянный рейд» не могут быть использованы в качестве доказательства по делу об административном правонарушении. Ссылаясь на ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, п. 5 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 384, которым утверждено Положение «О государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» полагает, что положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ к организации и осуществлению контроля за деятельностью администрации, при решении ею вопросов местного значения, в частности дорожной деятельности, применению не подлежит, поскольку государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и указанным положением утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 № 384.
В судебное заседание представитель администрации не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом путем получения судебной повестки 23.05.2024, расписка о вручении имеется в материалах дела.
Административный орган в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен путем получения судебной повестки 23.05.2024, расписка о вручении имеется в материалах дела.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Учитывая, что постановление по делу об административном правонарушении от 18.03.2024 получено администрацией 26.04.2024, жалоба на указанное постановление поступила в суд 06.05.2024, судья приходит к выводу, что процессуальный срок на подачу жалобы не пропущен.
В силу ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из материалов дела следует, что администрация хх.хх.хх г. в 00 час. 45 мин., ответственная за эксплуатационное состояние автодорог на .... в .... Республики Карелия, допустила несоблюдение требований безопасности дорожного движения при содержании дорог, в нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения РФ, п. 8.1., 8.2., 8.8. раздела 8 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которые выразились в наличии на .... в районе .... снежного вала на пешеходном переходе № и на проезжей части улицы перед ним следующими размерами: в направлении .... ширина вала 250 см, высота вала 40 см, в направлении .... ширина вала 185 см, высота вала 52 см; наличии на .... в районе .... снежного вала на пешеходном переходе № и на проезжей части улицы перед ним следующими размерами: в направлении .... ширина вала 210 см, высота вала 47 см, в направлении .... ширина вала 320 см, высота вала 30 см; наличии на .... в районе .... на проезжей части снежного отложения в виде рыхлого снега толщиной 13,17 см; наличии на .... в районе .... снежного вала на пешеходном переходе и на проезжей части улицы перед ним следующими размерами: в направлении .... ширина вала 100 см, высота вала 52 см, в направлении .... ширина вала 70 см высота 30 см, что создаёт непосредственную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества населения. Меры к своевременному устранению помех для движения не приняты.
Установленные по делу обстоятельства подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе:
-решением о проведении постоянного рейда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от 28.12.2023 № 36/10614, принятого в соответствии со ст. 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1101 на предмет соблюдения обязательных требований нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения в отношении собственников дорог, расположенных в Олонецком национальном муниципальном районе, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производящих работы по содержанию улично-дорожной сети Олонецкого национального муниципального района, сроки проведения постоянного рейда установлены в период с 01.01.2024 по 30.06.2024, в решении также указано, что в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, подлежащие проверки в ходе постоянного рейда входит ГОСТ Р 50597-2017;
- актом о проведении постоянного рейда от хх.хх.хх г. № 1 с фототаблицей;
- ответом администрации от хх.хх.хх г. №;
- ответом МКУ «ЦИХО» от хх.хх.хх г. №;
- протоколом об административном правонарушении .... от хх.хх.хх г., а также иными материалами, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка.
Собранные по делу доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, отвечают требованиям, предъявляемым к соответствующего вида доказательствам положениями гл.16 КоАП РФ и обосновано признаны допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Действия юридического лица правомерно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пунктов 6, 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям регламентированы в «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с разделом 8 «Требование к эксплуатационному состоянию в зимний период» ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлены следующие требования к эксплуатационному состоянию в зимний период.
Согласно п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
На покрытии проезжей части возможно устройство уплотненного снежного покрова в соответствии с п.п. 8.9.-8.11.
Согласно п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категории IА-III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см, на дорогах категории IV - не более2 (4) см., на всех группах улиц - 5 см.
Согласно п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов на улицах не допускается: на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств; на тротуарах.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемый акт, мировой судья верно исходил из того, что администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Совокупность установленных мировым судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы о нарушении порядка проведения контрольного мероприятия основаны на неверном толковании норм права, ввиду чего не могут быть приняты судом во внимание.
Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ определено, что положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
В силу п. 5 ч. 1 ст. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 196-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011№ 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022№ 384 утверждено Положение «О государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области безопасности дорожного движения».
В соответствии с п. 8 указанного Положения к отношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления (их должностными лицами) полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения, применяются положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления предусмотрено ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Администрация является органом местного самоуправления, осуществляющим дорожную деятельность, относящуюся к вопросам местного значения городского округа.
Следовательно, в силу приведенных выше норм, положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к организации и осуществлению контроля за деятельностью администрации, осуществляемой ею при решении вопросов местного значения, в частности дорожной деятельности, в рассматриваемом случае применению не подлежат, поскольку государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и указанным выше Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2022№ 384.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог выявлено уполномоченным должностным лицом в рамках проведения специального режима, контрольного (надзорного) действия - постоянного рейда, не требующего взаимодействия с лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При указанных обстоятельствах, мировой судья обоснованно посчитал доказанным вину администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доказательств отсутствия возможности для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, при принятии всех зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы дела не представлено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере половины минимального штрафа, предусмотренном санкцией статьи ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, КоАП РФ, а также с учетом имущественного положения юридического лица.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка Олонецкого района Республики Карелия от 18 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Олонецкого национального муниципального района оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес:ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья (подпись) Е.В. Забродина
Копия верна. Судья Е.В. Забродина