Дело №2-559/2020
76RS0014-01-2020-004474-88
Изготовлено 06.07.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2020 года г. Ярославль
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при секретаре Ховриной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Кировского района г. Ярославля к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестфуд», обществу с ограниченной ответственностью «Квадр» об освобождении земельного участка, об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
Прокуратура Кировского района г. Ярославля обратилась в суд с иском (с учетом уточненных требований) к ООО «Инвестфуд», ООО «Квадр» об освобождении земельного участка, об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно просит:
- Обязать ответчиков за счет собственных средств освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 120 кв. м, путем сноса временного сооружения прямоугольной формы с двускатной крышей в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
- Обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по Ярославской области от 9 августа 2019 года № 2668-2-4 путем демонтажа мангала и поленниц из дров в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование указано, что постановлением мэра города Ярославля от 23 июля 2001 года № 2143 земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью 467 кв. м закреплен за <данные изъяты> на праве аренды сроком 10 лет для размещения кафе. На основании данного постановления 09 августа 2001 года между мэрией города Ярославля и <данные изъяты> заключен договор аренды земельного участка № 3617/3-п, предмет которого - земельный участок общей площадью 467 кв.м с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение - для размещения кафе. Срок договора - 10 лет.
30 ноября 2009 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 9 августа 2001 года № 3617/3-п, согласно которому полномочия арендатора переданы ООО «Квадр». Согласно дополнительному соглашению от 7 июля 2011 года к договору аренды от 9 августа 2001 года № 3617/3-п срок аренды земельного участка пролонгирован до 22 июля 2026 года.
5 августа 2019 года между ООО «Квадр» и ООО «Инвестфуд» заключен договор аренды № 1-050819 нежилого помещения, предметом которого является здание кафе общей площадью 369 кв.м, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Срок действия договора аренды - с 5 августа 2019 года по 31 июля 2024 года.
Помимо этого, в соответствии с разрешением заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города от 28 октября 2019 года ООО «Инвестфуд» эксплуатирует кафе летнего типа на территории общего пользования, прилегающей к стационарным предприятиям общественного питания по адресу: <адрес>, сроком с 01 ноября 2019 года по 01 апреля 2019 года.
Вместе с тем, кафе летнего типа ранее использовалось иной организацией - ООО «Премьера плюс», фактически установлено не ранее, чем в 2018 году, каких-либо изменений после заключения договора аренды с ООО «Инвестфуд» кафе летнего типа не претерпело.
В ходе совместной проверки с государственным инспектором Ярославской области по использованию и охране земель - главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ярославской области установлено, что кафе летнего типа представляет собой возведенное под крышу строение со стеклянными стенами, то есть имеет место нарушение п. 2.6.7.2 Правил благоустройства территории города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306.
Кроме того, эксплуатируемая ООО «Инвестфуд» веранда не примыкает к кафе <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес> что свидетельствует о его самостоятельности, а не кафе летнего типа по смыслу п. 15.6 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля.
Согласно заявлению на получение разрешения на право размещения кафе летнего типа на территории общего пользования, прилегающей к стационарному объекту общественного питания по адресу: <адрес> ООО «Инвестфуд» обратилось в мэрию города Ярославля за согласованием объекта площадью 100 кв.м длиной 46,6 кв.м высотой 2,5 м, на которое в соответствии с Административным регламентом по выдаче разрешения на право размещения кафе летнего типа на территории общего пользования, прилегающей к стационарным предприятиям общественного питания, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 01 июля 2013 года № 1492, 28 октября 2019 года получено разрешение № 30. Вместе с тем, площадь занятого земельного участка не соответствует той площади земельного участка, что указана в заявлении на выдачу соответствующего разрешения.
Также в результате проведенных замеров установлено, что занятая площадь земельного участка под кафе летнего типа составляет 120 кв.м, мангальной - 18,11 кв.м, при этом расстояние от основного здания до веранды с остеклением составляет 4 м, а между мангальной и верандой с остеклением -8,07 кв.м. Вместе с тем, указанное выше расстояние между основным объектом и верандой противоречит правилам пожарной безопасности, а именно п.п. 74, 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР в РФ), утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
Проверкой выявлены также иные нарушения пожарной безопасности
Наличие плана эвакуации людей при пожаре на веранде с остеклением не обеспечено, что является нарушением п. 7 ППР в РФ.
В нарушение п. 61 ППР в РФ помещения веранды с остеклением не оснащены автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Помимо этого, первичные средства пожаротушения (огнетушители) на веранде летнего типа отсутствуют, что противоречит требованиям п.п. 70, 468, 480 ППР в РФ.
Невыполнение полного комплекса мероприятий, направленных на противопожарную безопасность, снижает степень защищенности объекта с массовым пребыванием граждан, что может явиться причиной, способствующей совершению противоправных деяний, самовозгоранию с последующими жертвами граждан, уничтожением имущества.
Кроме того, для установки веранды, не примыкающей к основному зданию, необходимо проведение торгов, учитывая положения п. 1.5.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля.
Торги на установку нестационарного торгового объекта - веранды вблизи кафе <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, не проводились, что свидетельствует о самовольности данной постройки.
Прокурор Кваша Н.Е. в судебном заседании исковое заявление поддержала по доводам изложенном в нем. Указала, что веранда размещена на двух земельных участках, один из которых является землей общего пользования, право собственности в отношении него не разграничено, границы не определены, на государственный кадастровый учет не поставлен. Также в обоснование требований ссылалась на постановление второго арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2014 года и решение Арбитражного суда Ярославской области от 10 июня 2014 года по делу №А82-3802/2014, которым на ООО «Премьера плюс» была возложена обязанность освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель ответчиков ООО «Премьера плюс», ООО «Инвестфуд» по доверенности Кофанов Р.Е. возражал против удовлетворения требований, представил отзыв на иск. Указал, что веранда является сборно-разборным временным сооружением, летним кафе, расположенным на земельном участке общего пользования, примыкающим к основному объекту общественного питания, на основании разрешения на право размещения кафе летнего типа. Летнее кафе не может эксплуатироваться самостоятельно, не используя инфраструктуру основного кафе. Временное сооружение расположено на двух земельных участках. О нарушениях требований пожарной безопасности, в том числе при размещении мангальной и кафе летнего типа, ответчикам не сообщалось МЧС, однако готовы нарушения устранить при предъявлении соответствующих требований. Отмечал наличие первичных средств пожаротушения (огнетушители) на веранде летнего типа. Относительно остекления веранды указал, что оно может быть демонтировано, хотя полагал, что поскольку разрешение выдается на период с ноября по апрель остекление необходимо в связи с низкой температурой воздуха на улице. В целом доводы стороны ответчика сводились к несоразмерности заявленных исковых требований допущенным нарушениям. При этом указал, что утверждение прокуратуры о каком-либо несоответствии площади занятого летним кафе земельного участка является несостоятельным и неподтвержденным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо Департамент градостроительства мэрии города Ярославля просил рассмотреть дело без участия своего представителя, представил письменный отзыв на иск, указывая на нарушения ст.ст. 47.3, 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Третье лицо КУМИ мэрии г. Ярославля просило рассмотреть дело без участия своего представителя, поддержало исковые требования.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы надзорного производства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Суд установил, что постановлением мэра города Ярославля от 23 июля 2001 года № 2143 земельный участок с кадастровым № по адресу: <адрес>, общей площадью 467 кв. м закреплено за <данные изъяты> на праве аренды сроком 10 лет для размещения кафе. На основании данного постановления 9 августа 2001 года между мэрией города Ярославля и <данные изъяты> заключен договор аренды земельного участка № 3617/3-п в отношении указанного земельного участка, сроком на 10 лет для размещения кафе.
Дополнительным соглашением от 30 ноября 2009 года к договору аренды от 9 августа 2001 года № 3617/3-п полномочия арендатора переданы ООО «Квадр».
Дополнительным соглашением от 7 июля 2011 года к договору аренды от 9 августа 2001 года № 3617/3-п срок аренды земельного участка пролонгирован до 22 июля 2026 года.
ООО «Квадр» является собственником здания кафе общей площадью 369 кв.м, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>.
5 августа 2019 года между ООО «Квадр» и ООО «Инвестфуд» заключен договор аренды № 1-050819 нежилого помещения, предметом которого является здание кафе общей площадью 369 кв.м, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Срок действия договора аренды - с 5 августа 2019 года по 31 июля 2024 года. Ранее арендатором являлось ООО «Премьера плюс».
В соответствии с разрешением заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города от 28 октября 2019 года ООО «Инвестфуд» эксплуатировало кафе летнего типа на территории общего пользования, прилегающей к стационарным предприятиям общественного питания по адресу: <адрес>, сроком с 01 ноября 2019 года по 01 апреля 2019 года. В настоящее время ООО «Инвестфуд» эксплуатирует указанное летнее кафе на основании разрешения заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города от 26 мая 2020 года сроком с 1 июня 2020 года по 15 октября 2020 года. По истечению данного срока кафе летнего типа должно быть демонтировано.
Поскольку ООО «Инвестфуд» в настоящее время осуществляет владение и пользование зданием кафе, обоими земельными участками на основании договора аренды и разрешения на право размещения кафе летнего типа, суд полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является данное юридическое лицо (ст.ст. 606, 608, 615 ГК РФ, п. 2.4.4 договора аренды нежилого помещения от 5 августа 2019 года).
Управлением Росреестра по Ярославской области, Прокуратурой Кировского района г. Ярославля в отношении ООО «Премьера плюс» были проведены проверочные мероприятия по вопросу использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Управлением Росреестра по Ярославской области в рамках внеплановой выездной проверки 11 мая 2018 года был составлен акт проверки, в котором указано следующее.
При выезде установлено, что на проверяемом земельном участке расположена веранда, которая представляет собой возведенное под крышу строение со стеклянными стенами, внутри расположено кафе. Вход в веранду осуществляется со стороны кафе <данные изъяты> через входные двери. За верандой расположено строение, представляющее собой летнюю кухню – мангальную. Слева от веранды расположена территория, огороженная деревянным забором, на которой расположено два обшитых деревом строения. На одном из строений имеется вывеска <данные изъяты> и вывеска с меню. Указанные сооружения построены ООО «Премьера плюс» и используются для нужд кафе <данные изъяты>
Веранда расположена на земельном участке, непосредственно не прилегающем к зданию кафе <данные изъяты>
По результатам измерений фактическая площадь земельного участка составила 181 кв.м.
Согласно справке от 13 июня 2019 года государственным инспектором Ярославской области по использованию и охране земель – главным специалистом экспертом отдела государственного земельного надзора ФИО1 принято участие в проверке, проведенной Прокуратурой Кировского района г. Ярославля по поручению Прокуратуры Ярославской области, использования земельных участков расположенных по адресу: <адрес> В ходе проверки установлено следующее.
На обследуемом земельном участке расположена веранда, представляющая собой возведенное под крышу строение со стеклянными стенами, внутри расположено кафе. Вход в веранду осуществляется со стороны кафе <данные изъяты> через входные двери. За верандой расположено строение, представляющее собой летнюю кухню – мангальную. Общая площадь строений 138,11 кв.м. Слева от веранды расположена территория, огороженная деревянным забором, на территории расположено два строения, обшитых деревом. На строении имеется вывеска <данные изъяты> и вывеска с меню. На момент обследования деятельность по продаже продуктов быстрого питания не велась. Площадь используемого участка составила 210 кв.м.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 6 апреля 2019 года объектом осмотра является нежилое помещение веранды, отдельно стоящее от основного здания по адресу: <адрес>. В указанном помещении расположено: 13 деревянных столов, 10 мягких диванов. 26 кресел, стены выполнены из панорамного остекления. Вдоль левой стены приблизительно посередине расположена барная стойка из массива дерева, на которой размещен монитор компьютера. Вдоль стены за барной стойкой расположен стеллаж.
На фотографиях усматривается, что веранда не примыкает к нежилому зданию (кафе) с кадастровым №
Согласно объяснениям директора ООО «Премьера плюс» ФИО2 от 9 августа 2019 года сборно-расборная веранда в первый раз появилась в 2011 году. До 2016 года разбиралась. В 2016 году была собрана и не разбиралась, так как появилась возможность использовать летнее кафе в зимний период. Есть согласование с мэрией г. Ярославля, каждые полгода подается заявка, вносится плата. Сама веранда не является объектом капитального строительства. Это временное сооружение. Отсутствует фундамент, коммуникации не подведены, за исключением электричества. В заявлении в мэрию г. Ярославля указана площадь кафе 100 кв.м – это только посадочная зона (торговая зона) не включая бар, который находится в центре веранды. Земельный участок, на котором находится веранда, является прилегающей к основному зданию территорией.
Из доказательств, представленных в материалы дела, следует, что описанная выше веранда представляет сборно-разборную конструкцию (нестационарный объект), предназначенную для использования в качестве кафе летнего типа. Признаки объекта капитального строительства у нее отсутствуют, разрешение на ее строительство не требовалось (ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1, ст. 51 ГрК РФ). Данный нестационарный объект представляет собой строение вспомогательного типа (выполняет вспомогательную/обслуживающую функцию), которое не может использоваться отдельно от основного здания кафе (объект кадастровым №).
Кафе летнего типа, учитывая положения п.п. 3.1, 3.3, 4.1, 5.14 "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", является объектов общественного питания временно функционирующим (сезонно).
Согласно п. 2.6.2 Правил благоустройства территории города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 N 306, размещение нестационарных торговых объектов на территории города осуществляется в предоставленных для этих целей местах.
Места установки нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков и других объектов торговли и сферы услуг (бытового обслуживания и общественного питания) на городских улицах, бульварах, площадях и иных подобных территориях (за исключением территорий, закрепленных за гражданами или юридическими лицами на вещных или иных правах, территорий, непосредственно прилегающих к стационарным предприятиям общественного питания, при размещении кафе летнего типа) (далее - городские территории) определяются схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой муниципалитетом города.
Размещение на городских территориях объектов сферы услуг в области досуга осуществляется в местах, установленных мэрией города.
В силу п. 2.6.7, 2.6.7.1, 2.6.7.2 Правил кафе летнего типа - объект общественного питания сезонного функционирования, организованный на базе быстровозводимых конструкций. Не позднее 7 дней по истечении срока разрешения для размещения кафе летнего типа лицом, которому выдано разрешение, производится демонтаж оборудования и сборно-разборных конструкций кафе летнего типа.
Размещение кафе летнего типа должно соответствовать архитектурным, санитарным и другим требованиям и обеспечивать:
- безопасность посетителей;
- соблюдение требований действующих нормативных правовых актов;
- возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций;
- сохранение эстетического облика города.
При обустройстве кафе летнего типа могут использоваться как элементы оборудования, так и сборно-разборные (легковозводимые) конструкции.
Элементами оборудования кафе летнего типа являются: зонты, мебель, маркизы, декоративные ограждения, осветительные и обогревательные приборы, элементы вертикального озеленения, цветочницы, торгово-технологическое оборудование.
Опорные конструкции маркиз на фасаде здания, строения не должны размещаться за пределами границ фасада помещения, занимаемого стационарным предприятием общественного питания.
Высота зонтов не должна превышать высоту первого этажа здания, строения, сооружения, занимаемого стационарным предприятием общественного питания.
Декоративное ограждение не должно превышать в высоту 100 см и не должно быть стационарным на период использования.
Элементами сборно-разборных (легковозводимых) конструкций кафе летнего типа являются: навесы, стойки-опоры, настилы (подиум), ограждающие конструкции в виде декоративных панелей, монтируемых между стойками-опорами.
Настил (подиум) не должен превышать в высоту 30 см.
Обустройство кафе летнего типа сборно-разборными (легковозводимыми) конструкциями не допускается в следующих случаях:
- конструкции не учитывают существующие архитектурные элементы декора здания, строения, сооружения: частично или полностью перекрывают архитектурные элементы здания, строения, сооружения, проходят по оконным и/или дверным проемам здания, строения, сооружения, элементы и способ крепления разрушают архитектурные элементы здания, строения, сооружения;
- отсутствуют элементы для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандусы);
- нарушается существующая система водоотведения (водослива) здания.
При обустройстве кафе летнего типа не допускается:
- использование кирпича, строительных блоков и плит;
- прокладка подземных инженерных коммуникаций и проведение строительно-монтажных работ капитального характера;
- заполнение пространства между элементами конструкций при помощи оконных и дверных блоков (рамное остекление), сплошных металлических панелей, сайдинг-панелей;
- использование для облицовки конструкции кафе и навеса полиэтиленового пленочного покрытия, черепицы, металлочерепицы, металла, рубероида, асбестоцементных плит.
Спорная веранда является кафе летнего типа, размещается по адресу: <адрес>, на протяжении длительного времени (с 2012 года). Однако в нарушение п. 2.6.7.2 Правил веранда имеет остекление.
Согласно п.п. 15.4, 15.5, 15.6 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 23.07.2013 N 140 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля", размещение нестационарных торговых объектов должно соответствовать требованиям федерального, регионального законодательства, нормативным правовым актам муниципалитета города Ярославля и мэрии города Ярославля.
Предоставление хозяйствующим субъектам мест для размещения нестационарных торговых объектов, мест для размещения объектов сферы услуг в области досуга осуществляется путем организации торгов на право размещения соответствующего объекта, проводимых в порядке, установленном муниципалитетом города.
Размещение кафе летнего типа на территории общего пользования (за исключением территорий, закрепленных за гражданами или юридическими лицами на вещных или иных правах), непосредственно прилегающей к стационарным предприятиям общественного питания, производится без проведения аукциона на основании разрешений, выдаваемых стационарным предприятиям общественного питания на периоды: с 15 апреля по 15 июля, с 16 июля по 15 октября, с 1 ноября по 1 апреля, при условии внесения платы за использование при размещении кафе летнего типа территории общего пользования, прилегающей к стационарным предприятиям общественного питания.
Выдачу разрешений, ведение реестра оформленных разрешений осуществляет уполномоченное структурное подразделение мэрии города Ярославля.
На основании анализа изложенных положений закона и доказательств по делу суд приходит к выводу, что Прокуратура Кировского района г. Ярославля не представила доказательства того, что веранда (кафе летнего типа) размещена на земельном участке общего пользования, не прилегающем к стационарному объекту общественного питания, и имеются основания для проведения торгов на право размещения кафе летнего типа. При этом какие-либо противоречия в изложенных положениях суд не усматривает.
В документах, представленных суду, отсутствуют какие-либо измерения, позволяющие объективно определить расположение веранды на земельном участке общего пользования с учетом границ земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, соотнести границы земельного участка с кадастровым № и здания кафе с кадастровым № которые имеют схожие очертания, учитывая выписки из ЕГРН, чертежи и схемы, план земельного участка (приложение к заключению по использованию земельного участка здания кафе по адресу: <адрес>), представленные суду в материалы дела. Схема размещения кафе летнего типа представлена Прокуратурой Кировского района г. Ярославля в нечитаемом виде.
В целом собранные по делу доказательства позволяют суду говорить, что веранда размещена на территории земельного участка общего пользования, прилегающего к стационарному объекту общественного питания.
При этом из постановления второго арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2014 года и решения Арбитражного суда Ярославской области от 10 июня 2014 года по делу №А82-3802/2014 следует, что мэрия г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля обращались в Арбитражный суд Ярославской области с иском об освобождении земельного участка по адресу: <адрес>, от временных сооружений 120 кв.м, 18.11 кв.м. Причиной обращения в суд послужило то, что ООО «Премьера плюс» самовольно занимало земельный участок общего пользования без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю (без разрешения на право размещения кафе летнего типа). В рамках настоящего дела установлено, что ООО «Инвестфуд» имеет разрешение на право размещения кафе летнего типа. Ранее данное разрешение получало ООО «Премьера плюс».
Земельный участок общего пользования, на котором размещена веранда, на государственном кадастровом учете не стоит, его границы не определены, кадастровый номер не присвоен, государственная собственность не разграничена, относится к территориальной зоне парков, садов и скверов (Р.1) – условно разрешенный вид разрешенного использования: объекты общественного питания (ст. 55 Правил землепользования и застройки города Ярославля), установлен режим 18 согласно приложению №2 к Приказу Минкультуры России от 17.12.2014 N 2182 "Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Исторический центр города Ярославля". Исходя из публичной кадастровой карты, он имеет общие границы с земельными участками №
Из карты градостроительного зонирования города Ярославля, Границ зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия и границы особо охраняемых природных территорий (решение муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля") следует, что земельный участок общего пользования, на котором размещена веранда, расположен в охранной зоне О.Ю.1 в границах объекта культурного наследия «Исторический центр города Ярославля» (достопримечательное место), объекта археологического наследия «Культурный слой города Ярославля. XI-XVII вв.».
Согласно ст. 27 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201, использование земель или земельных участков на территории города, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании:
- разрешения на использование земель или земельных участков, выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления города Ярославля, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях, указанных в статье 39<34> Земельного кодекса Российской Федерации;
- разрешения на использование земель или земельных участков, выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления города Ярославля, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом Правительства Ярославской области в целях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации;
- договора, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном муниципалитетом города Ярославля, в целях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Особенности размещения на территории города Ярославля временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе на территориях общего пользования, устанавливаются мэрией города Ярославля (ст. 28 Правил).
В силу п. 2 и п. 3 ст. 69 Правил на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников и ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия, решение о режиме их содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении принимается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля установлены постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 660-п "Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля".
Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места "Исторический центр города Ярославля" и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места "Исторический центр города Ярославля" установлены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2014 N 2182.
Границы территории достопримечательного места "Исторический центр города Ярославля" утверждены приказом департамента культуры Ярославской области от 17.07.2012 N 32.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях охраны объектов культурного наследия. В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон охраны объектов культурного наследия установлены постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2011 N 456-п "Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области".
Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в границах территории объекта культурного наследия:
1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;
3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В силу ст. 47.3 данного Закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, помимо прочего: не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Изложенные положения направлены на обеспечение сохранности объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия). В целом они содержит запрет на совершение каких-либо мероприятий с влекущих нарушение целостности объектов культурного наследия. Однако полностью не исключает проведение работ на земельных участках, расположенных в границах объектов культурного наследия, в частности на возведение временных построек. Суд при этом учитывает положения Приказа Минпромторга России от 20.08.2019 N 3061 "Об утверждении методических рекомендаций по организации стрит-ритейла в городском пространстве", Приказа Минкультуры России от 17.12.2014 N 2182 "Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Исторический центр города Ярославля", Постановления Правительства ЯО от 22.06.2011 N 456-п "Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области".
Согласно проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, перечень разрешенных видов использования для территорий зон охраны, приведенный в правилах землепользования и застройки, действует при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов (предметов охраны) и с учетом требований регламента.
Регламенты в границах зон охраны не распространяются на территории объектов культурного наследия, за исключением территорий объектов археологического наследия, земельные участки которых находятся в гражданском обороте раздельно и на которые распространяются регламенты и требования по разрешенным видам использования, изложенные в правилах землепользования и застройки.
Производство земляных и строительных работ на территории объектов археологического наследия проводится только по разрешению уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия.
В п. 3.1 Проекта отражен общий регламент в границах территории объекта всемирного наследия (О.Ю.1, О.Ю.2), согласно которому подлежат сохранению градоформирующие объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).
Запрещается, помимо прочего:
строительство новых зданий, строений, сооружений, объектов инженерно-транспортных коммуникаций, кроме оговоренных в регламенте в порядке регенерации историко-градостроительной среды;
размещение высотных доминант, за исключением воссоздания утраченных церквей или их завершения в исторических габаритах;
размещение временных строений, сооружений размерами в плане более 1,5 м x 1,5 м и высотой более 3 метров на территориях открытых городских пространств.
Разрешается, помимо прочего:
снос (демонтаж) дисгармонирующих зданий, строений и сооружений;
благоустройство территории: устройство автостоянок, установка малогабаритных (площадью не более 50 кв. метров, высотой не более 3 метров) временных сооружений: навесов, малых архитектурных форм, информационных указателей, памятников, памятных знаков (за исключением территорий перед лицевыми фасадами объектов культурного наследия).
Проанализировав указанные нормативно-правовые акты и собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что при размещении веранды на земельном участке общего пользования по адресу: <адрес> не нарушается целостность объекта культурного наследия «Исторический центр города Ярославля» (достопримечательное место), объекта археологического наследия «Культурный слой города Ярославля. XI-XVII вв.», не вносится дисгармония в общий облик Исторического центра города Ярославля. Соответственно для размещения веранды не требуется разрешение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия.
Функционирование летнего кафе (веранды) не противоречит требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяет обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
У суда нет оснований полагать, что в результате размещения веранды на указанном земельном участке были нарушены интересы Российской Федерации в лице муниципального образования – городского округа г. Ярославль, как указано в иске.
Также Прокуратура в обоснование исковых требований ссылалась на нарушение требований ППР в РФ, что которые нашли отражение в ответе на требование от 9 августа 2019 года №2888-2-4, полученные из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославля. Согласно данному ответу МЧС при визуальном обследовании территории и кафе летнего типа, расположенного по адресу: <адрес> установлено следующее:
- Кафе летнего типа – временное строение 5 степени огнестойкости (выполнено из деревянных конструкций со стеклами;
-Отсутствуют знаки пожарной безопасности, в том числе обозначение пути эвакуации и эвакуационные выходы в кафе летнего типа – нарушение п.п. 33, 43 ППР в РФ;
- Отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны в кафе летнего типа – нарушение п. 6 ППР в РФ;
- В кафе летнего типа не обеспечено плана эвакуации людей при пожаре – нарушение п. 7 ППР в РФ;
- Помещение кафе летнего типа не оснащены автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре – абз. 2 п. 61 ППР в РФ, прил. А п. А4 СП5.13130.2009, п. 4 НПБ110-03, таб. 2 п. 3 НПБ 104-03;
- Отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители) в кафе летнего типа (необходимо наличие не менее 2-х огнетушителей, которые располагаются на видных местах и вблизи от выходов из строения) – нарушение п.п. 70, 468, 480 ППР в РФ;
- Кафе летнего типа располагается на расстоянии менее 15 метров от соседнего здания общественного питания (расстояние около 10 метров) и не у противопожарной, а также на расстоянии менее 15 метров от соседнего деревянного сооружения, огороженного забором (расстояние около 7 метров) – нарушение п. 74 ППР в РФ;
- На расстоянии менее 50 метров от кафе летнего типа и от здания общественного питания (расстояние около 8-11 метров) установлены мангал и поленница из дров – нарушение п. 77 ППР в РФ.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что Прокуратурой Кировского района г. Ярославля не представлены суду доказательства того, что выявленные нарушения могут быть устранены исключительно путем сноса временного сооружения (веранды) прямоугольной формы с двускатной крышей. При этом суд обращает внимание, что из положений п.п. 3.5, 3.10, раздел 7 СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации», п. 3.5, 3.9, раздел 7 СТО НОСТРОЙ 2.33.53-2011 «Организация строительного производства. Снос (демонтаж) зданий и сооружений» снос подразумевает полную ликвидацию здания/сооружения без возможности его восстановления, фактически влечет его конструктивную гибель.
Учитывая изложенное выше, в том числе индивидуальные характеристики веранды, факт выдачи разрешения на право размещения кафе летнего типа по адресу: <адрес>, суд полагает, что избранный прокуратурой Кировского района г. Ярославля способ защиты нарушенных прав и законных интересов не соразмерен допущенным нарушениям. Выявленные несоответствия веранды указанным выше положениям закона могут быть устранены иными способами, например, частичным демонтажем, переносом веранды, изменением ее конструкции и т.д.
Вместе с тем, исковые требования в части демонтажа мангала и поленниц из дров суд полагает обоснованными, учитывая содержание п. 77 ППР в РФ.
Согласно указанному пункту ППР в РФ руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты.
Кроме того, согласно п. 74 ППР в РФ запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Суд обращает внимание, что абз. 2 п. 74 ППР в РФ, на который ссылается в иске Прокуратура Кировского района г. Ярославля и Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославля в ответе на требование от 9 августа 2019 года №2888-2-4, утратил силу в настоящее время.
Ранее в указанном абзаце содержался следующее требование: «Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен».
Учитывая указанные положения ППР в РФ, данные полученные из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославля (ответ на требование от 9 августа 2019 года №2888-2-4), ООО «Инвестфуд» следует обязать устранить не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что в нарушение п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, на расстоянии менее 50 метров от кафе летнего типа и от здания общественного питания (расстояние около 8-11 метров) установлены мангал и поленница из дров.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокуратуры Кировского района г. Ярославля удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Инвестфуд» устранить не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушения требований пожарной безопасности, выразившееся в том, что в нарушение п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, на расстоянии менее 50 метров от кафе летнего типа и от здания общественного питания (расстояние около 8-11 метров) установлены мангал и поленница из дров.
В остальной части отказать в удовлетворении исковых требований.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.В. Воробьева