Решение по делу № 2а-75/2021 от 24.12.2020

Дело №2а-75/2021

УИД 13RS0017-01-2020-001324-09

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    

с. Лямбирь 22 января 2021 г.

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Меркуловой А.В.,

при секретаре судебного заседания Байбиковой Г.Р.,

с участием в деле:

истца Сергушкиной Н.В., её представителя Николаева Н.Н., действующего на основании доверенности от 04 декабря 2020 г.,

представителя административного ответчика – Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Е.Н., действующей на основании доверенности №33 от 22 января 2021 г.

представителя заинтересованного лица - Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесорова А.В., действующего на основании доверенности №1 от 12 января 2021 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергушкиной Н.В. к Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа органа местного самоуправления от 22 сентября 2020 г. №172 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

Сергушкина Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в обоснование требований указав, что 22 июля 2020 г. она обратилась к административному ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, собственником которого она является. Письмом за исх. № 172 от 22 сентября 2020 г. административный ответчик отказал в удовлетворении указанного выше требования в части перевода вида разрешенного использования, на основании отсутствия Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения и невозможности, в связи с этим, определения территориальной зоны оспариваемого земельного участка. Из содержания отказа администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка не следует, что Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения не приняты или прекратили свое действие. Считает, что отказ администрации в таком изменении вида разрешенного использования является незаконным и нарушает права собственника (истца) указанного земельного участка.

Просит суд признать незаконным отказ Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 22 сентября 2020 г. №172 в изменении вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 523 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <номер>, с вида разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид «для индивидуального жилищного строительства», обязать Администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 523 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <номер>, с вида разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 1-2).

В судебное заседание административный истец Сергушкина Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, о том, что требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддерживает в полном объёме.

В судебном заседании представитель административного истца Сергушкиной Н.В. – Николаев Н.Н. административные исковые требования своей доверительницы поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабанова Е.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, суду пояснила, что в администрации сельского поселения отсутствуют оригиналы Правил землепользования и застройки, а также оригинал Генерального плана Берсеневского сельского поселения, в связи с чем, рассмотреть вопрос административного истца об изменении вида разрешенного использования в отношении принадлежащего ему земельного участка в настоящее время не представляется возможным. Администрация Берсеневского сельского поселения занимается вопросом разработки нового проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесоров А.В. при разрешении административных исковых требований полагался на усмотрение суда.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), не усматривается, и суд в соответствии со статьёй 150 КАС Российской Федерации пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания действий органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Статьей 219 КАС Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, не пропущен.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Сергушкина Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, местоположение: <адрес>.

22 июля 2020 г. Сергушкина Н.В. обратилась в Администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением, в котором просил изменить вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «с для индивидуального жилищного строительства».

Из ответа Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №172 от 22 сентября 2020 г. следует, что в связи с тем, что у них отсутствуют Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения, они не могут отнести к какой зоне относится земельный участок Сергушкиной Н.В. Согласно Решению Совета депутатов Берсеневского сельского поселения от 27.12.2019 №148 «О принятии органами местного самоуправления Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления Лямбирского муниципального района» Администрация Лямбирского муниципального района передала администрации Берсеневского сельского поселения полномочия в сфере утверждения генеральных планов, правил землепользования и застройки. Однако на сегодняшнее число оригиналы данных документов не переданы. При получении всех оригиналов документов вопрос будет рассмотрен.

Из сообщения Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №138 от 19.01.2021 следует, что в Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия отсутствуют оригиналы правил землепользования и застройки Берсневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден в Приложении к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

При этом частями 3, 4 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3).

Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Земельный участок заявителя находится в <адрес>, который входит в состав Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. №20 утверждён Генеральный план и Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Решением Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 03.08.2018 №138 внесены изменения в карту градостроительного зонирования и Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно решению Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 20 декабря 2019 г. №209 «О передаче Лямбирским муниципальным районом Республики Мордовия осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельских поселений Лямбирского муниципального района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений», Берсеневскому сельскому поселению Лямбирского муниципального района были переданы полномочия по утверждению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Лямбирского муниципального района в бюджеты сельских поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон).

Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 10 названного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> следует, что ранее, по заявлению предыдущего собственника названного земельного участка, рассматривался вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, постановлением Администрации Берсеневского сельского поселения был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> с вида разрешенного использования «для жилищного строительства» с на вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Отказывая административному истцу в удовлетворении его заявления об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, административный ответчик сослался в ответе №172 от 22 сентября 2020 г. только на отсутствие у него оригиналов Правил землепользования и застройки и Генерального плана Берсеневского сельского поселения.

Между тем, в нарушении вышеприведенных норм земельного законодательства, решения об установлении соответствия или несоответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, административным ответчиком не принималось, то есть по существу заявление Сергушкиной Н.В. администрацией сельского поселения рассмотрено не было.

Из содержания ответа главы администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №172 от 22 сентября 2020 г. не следует, на основании каких нормативных правовых актов истцу было отказано в изменении вида разрешенного использования в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Как разъяснено в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Решение №172 от 22 сентября 2020 г. не содержит в себе предусмотренным законом оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка, что, безусловно, нарушило права административного истца. При разрешении обращения гражданина орган местного самоуправления не должен действовать произвольно, а последовавший отказ должен быть законным, мотивированным, однозначным в понимании.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка у администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не имелось.

Довод административного ответчика о том, что в настоящее время администрацией сельского поселения ведутся работы по изготовлению и утверждению новых правил землепользования и застройки, после чего заявление истца будет рассмотрено, суд признает несостоятельным. Так как указанное не может являться законным основанием в отказе в рассмотрении заявления Сергушкиной Н.В. в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, и не ведет к восстановлению нарушенных прав истца.

Таким образом, с целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным отказа администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», оформленного письмом от 22 сентября 2020 г. №172.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При этом, возложение судом на Администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия принять решение по существу по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» означало бы, исходя из положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вмешательство суда в полномочия органа местного самоуправления, что недопустимо.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Определяя способ устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд, принимая во внимание тот факт, что рассмотрение поставленного в заявлении Сергушкиной Н.В. вопроса об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка отнесено к компетенции муниципального образования администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, обращение административного истца с приложенными документами не рассматривалось администрацией муниципального образования в порядке, установленном законодательством, в этой связи суд полагает необходимым обязать администрацию повторно рассмотреть в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу по существу заявление Сергушкиной Н.В.

Указанный срок суд определяет на основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, что предусмотрено также и части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При подаче административного искового заявления Сергушкиной Н.В. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 3).

Возможность освобождения органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Таким образом, с ответчика в пользу Сергушкиной Н.В. подлежат взысканию расходы, которые административный истец понес в связи уплатой государственной пошлины.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Сергушкиной Н.В. к Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа органа местного самоуправления от 22 сентября 2020 г. №172 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на заявление Сергушкиной Н.В. в изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, оформленный письмом от 22 сентября 2020 г. №172.

Обязать администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Сергушкиной Н.В. в изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.

Об исполнении настоящего решения Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия необходимо сообщить в Лямбирский районный суд Республики Мордовия после истечения 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Сергушкиной Н.В. государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Меркулова

Мотивированное решение суда составлено 26 января 2021 г.

Судья А.В. Меркулова

Дело №2а-75/2021

УИД 13RS0017-01-2020-001324-09

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    

с. Лямбирь 22 января 2021 г.

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Меркуловой А.В.,

при секретаре судебного заседания Байбиковой Г.Р.,

с участием в деле:

истца Сергушкиной Н.В., её представителя Николаева Н.Н., действующего на основании доверенности от 04 декабря 2020 г.,

представителя административного ответчика – Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Е.Н., действующей на основании доверенности №33 от 22 января 2021 г.

представителя заинтересованного лица - Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесорова А.В., действующего на основании доверенности №1 от 12 января 2021 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергушкиной Н.В. к Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа органа местного самоуправления от 22 сентября 2020 г. №172 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

Сергушкина Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в обоснование требований указав, что 22 июля 2020 г. она обратилась к административному ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, собственником которого она является. Письмом за исх. № 172 от 22 сентября 2020 г. административный ответчик отказал в удовлетворении указанного выше требования в части перевода вида разрешенного использования, на основании отсутствия Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения и невозможности, в связи с этим, определения территориальной зоны оспариваемого земельного участка. Из содержания отказа администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка не следует, что Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения не приняты или прекратили свое действие. Считает, что отказ администрации в таком изменении вида разрешенного использования является незаконным и нарушает права собственника (истца) указанного земельного участка.

Просит суд признать незаконным отказ Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 22 сентября 2020 г. №172 в изменении вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 523 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <номер>, с вида разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид «для индивидуального жилищного строительства», обязать Администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 523 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <номер>, с вида разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 1-2).

В судебное заседание административный истец Сергушкина Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, о том, что требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддерживает в полном объёме.

В судебном заседании представитель административного истца Сергушкиной Н.В. – Николаев Н.Н. административные исковые требования своей доверительницы поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабанова Е.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, суду пояснила, что в администрации сельского поселения отсутствуют оригиналы Правил землепользования и застройки, а также оригинал Генерального плана Берсеневского сельского поселения, в связи с чем, рассмотреть вопрос административного истца об изменении вида разрешенного использования в отношении принадлежащего ему земельного участка в настоящее время не представляется возможным. Администрация Берсеневского сельского поселения занимается вопросом разработки нового проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесоров А.В. при разрешении административных исковых требований полагался на усмотрение суда.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), не усматривается, и суд в соответствии со статьёй 150 КАС Российской Федерации пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания действий органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Статьей 219 КАС Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, не пропущен.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Сергушкина Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, местоположение: <адрес>.

22 июля 2020 г. Сергушкина Н.В. обратилась в Администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением, в котором просил изменить вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «с для индивидуального жилищного строительства».

Из ответа Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №172 от 22 сентября 2020 г. следует, что в связи с тем, что у них отсутствуют Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения, они не могут отнести к какой зоне относится земельный участок Сергушкиной Н.В. Согласно Решению Совета депутатов Берсеневского сельского поселения от 27.12.2019 №148 «О принятии органами местного самоуправления Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления Лямбирского муниципального района» Администрация Лямбирского муниципального района передала администрации Берсеневского сельского поселения полномочия в сфере утверждения генеральных планов, правил землепользования и застройки. Однако на сегодняшнее число оригиналы данных документов не переданы. При получении всех оригиналов документов вопрос будет рассмотрен.

Из сообщения Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №138 от 19.01.2021 следует, что в Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия отсутствуют оригиналы правил землепользования и застройки Берсневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден в Приложении к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

При этом частями 3, 4 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3).

Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Земельный участок заявителя находится в <адрес>, который входит в состав Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. №20 утверждён Генеральный план и Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Решением Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 03.08.2018 №138 внесены изменения в карту градостроительного зонирования и Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно решению Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 20 декабря 2019 г. №209 «О передаче Лямбирским муниципальным районом Республики Мордовия осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельских поселений Лямбирского муниципального района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений», Берсеневскому сельскому поселению Лямбирского муниципального района были переданы полномочия по утверждению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Лямбирского муниципального района в бюджеты сельских поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон).

Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 10 названного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> следует, что ранее, по заявлению предыдущего собственника названного земельного участка, рассматривался вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, постановлением Администрации Берсеневского сельского поселения был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> с вида разрешенного использования «для жилищного строительства» с на вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Отказывая административному истцу в удовлетворении его заявления об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, административный ответчик сослался в ответе №172 от 22 сентября 2020 г. только на отсутствие у него оригиналов Правил землепользования и застройки и Генерального плана Берсеневского сельского поселения.

Между тем, в нарушении вышеприведенных норм земельного законодательства, решения об установлении соответствия или несоответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, административным ответчиком не принималось, то есть по существу заявление Сергушкиной Н.В. администрацией сельского поселения рассмотрено не было.

Из содержания ответа главы администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №172 от 22 сентября 2020 г. не следует, на основании каких нормативных правовых актов истцу было отказано в изменении вида разрешенного использования в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Как разъяснено в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Решение №172 от 22 сентября 2020 г. не содержит в себе предусмотренным законом оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка, что, безусловно, нарушило права административного истца. При разрешении обращения гражданина орган местного самоуправления не должен действовать произвольно, а последовавший отказ должен быть законным, мотивированным, однозначным в понимании.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка у администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не имелось.

Довод административного ответчика о том, что в настоящее время администрацией сельского поселения ведутся работы по изготовлению и утверждению новых правил землепользования и застройки, после чего заявление истца будет рассмотрено, суд признает несостоятельным. Так как указанное не может являться законным основанием в отказе в рассмотрении заявления Сергушкиной Н.В. в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, и не ведет к восстановлению нарушенных прав истца.

Таким образом, с целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным отказа администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», оформленного письмом от 22 сентября 2020 г. №172.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При этом, возложение судом на Администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия принять решение по существу по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» означало бы, исходя из положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вмешательство суда в полномочия органа местного самоуправления, что недопустимо.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Определяя способ устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд, принимая во внимание тот факт, что рассмотрение поставленного в заявлении Сергушкиной Н.В. вопроса об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка отнесено к компетенции муниципального образования администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, обращение административного истца с приложенными документами не рассматривалось администрацией муниципального образования в порядке, установленном законодательством, в этой связи суд полагает необходимым обязать администрацию повторно рассмотреть в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу по существу заявление Сергушкиной Н.В.

Указанный срок суд определяет на основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, что предусмотрено также и части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При подаче административного искового заявления Сергушкиной Н.В. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 3).

Возможность освобождения органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Таким образом, с ответчика в пользу Сергушкиной Н.В. подлежат взысканию расходы, которые административный истец понес в связи уплатой государственной пошлины.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Сергушкиной Н.В. к Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа органа местного самоуправления от 22 сентября 2020 г. №172 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на заявление Сергушкиной Н.В. в изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, оформленный письмом от 22 сентября 2020 г. №172.

Обязать администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Сергушкиной Н.В. в изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.

Об исполнении настоящего решения Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия необходимо сообщить в Лямбирский районный суд Республики Мордовия после истечения 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Сергушкиной Н.В. государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Меркулова

Мотивированное решение суда составлено 26 января 2021 г.

Судья А.В. Меркулова

1версия для печати

2а-75/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сергушкина Наталья Владимировна
Ответчики
Администрация Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Другие
Николаев Николай Николаевич
Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Суд
Лямбирский районный суд Республики Мордовия
Судья
Меркулова Анна Викторовна
Дело на странице суда
lyambirsky.mor.sudrf.ru
24.12.2020Регистрация административного искового заявления
24.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
22.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее