21RS0023-01-2019-006585-85
Дело № 2а-5531/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2019 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г.,
с участием административного истца Афанансьева А.Н.,
представителя прокуратуры Чувашской Республики Яковлева А.Г., действующего на основании доверенности от дата
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Афанасьева Александра Николаевича к прокуратуре Чувашской Республики, заместителю прокурора Чувашской Республики Сахарову Игорю Германовичу, начальнику уголовно-судебного управления прокуратуры Чувашской Республики Юркину Юрию Петровичу, начальнику апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Чувашской Республики Герасимовой Ирине Ивановне о признании незаконным действий,
у с т а н о в и л :
Афанасьев А.Н. обратился в суд с иском к прокуратуре Чувашской Республики, заместителю прокурора Чувашской Республики Сахарову И.Г., начальнику уголовно-судебного управления прокуратуры Чувашской Республики Юркину Ю.П., начальнику апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Чувашской Республики Герасимовой И.И. о признании незаконным действий прокуратуры и должностных лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что неоднократно обращался в прокуратуру Чувашской Республики по вопросу нарушения его прав следственными органами следствия в ходе расследования уголовного дела, а также нарушения его прав вынесенным приговором Шумерлинского районного суда от 08 декабря 2008 года. Однако в нарушение действующего законодательства, жалобы заявителя надлежащим образом не рассмотрены. Административный истец считает, что данными действиями прокуратуры Чувашской Республики и действиями должностных лиц прокуратуры Чувашской Республики его права были нарушены.
Административный истец Афанасьев А.Н., участвуя в судебном заседании, административный иск поддержал по доводам изложенным в нем и вновь привел их суду.
Представитель административного ответчика прокуратуры Чувашской Республики Яковлев А.Г., участвуя в судебном заседании, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Дополнительно пояснив, что решение о прекращении с Афанасьевым А.Н. переписки по вопросам законности и обоснованности приговора Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 08.12.2008 и последующих судебных решений, возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокуратурой республики принято в соответствии с положениями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
Иные лица, извещенные о дате и времени и месте судебного разбирательства на судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Суд, в порядке п. 5 ст. 226 КАС РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, надзорное производство № 12-24-2008, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 10 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) административного ответчика необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Порядок рассмотрения обращений граждан закреплен в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее Инструкция).
В силу части 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Положения Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации согласуются с вышеназванными нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Так, пунктом 4.12 Инструкции установлено, что прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом органа прокуратуры.
Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, заместителем Главного военного прокурора - в Главной военной прокуратуре, прокурором нижестоящей прокуратуры либо его заместителем. Сообщение об этом до истечения срока рассмотрения обращения направляется автору за подписью исполнителя.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в период с 2007 года по 2019 год в прокуратуру Чувашской Республики неоднократно поступали обращения Афанасьева А.Н. по вопросам законности действий сотрудников следственных органов по расследованию уголовного дела, фальсификации материалов уголовного дела, нарушение процессуальных сроков в ходе следствия, а также доводы и обстоятельства, которые по мнению заявителя, повлекли незаконное его осуждение приговором Шумерлинского районного суда г.Чебоксары от 08 декабря 2008 года.
Прокуратурой Чувашской Республики проводились неоднократные проверки по указанным обращениям, по результатам которых установлено, что нарушений действующего законодательства при расследовании уголовного дела не допущено, о чем заявителю был дан ответ 14 июля 2009 года, при этом разъяснено, что в случае поступления повторной жалобы переписка с заявителем будет прекращена.
Заключением от 27 июля 2009 года, утвержденным заместителем прокурора Чувашской Республики Щетинкиным В.П., переписка с Афанасьевым А.Н. по вопросу проверки законности приговора Шумерлинского районного суда от 08 декабря 2008 года и последующих судебных постановлений, прекращена. Соответствующее уведомление, за подписью начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Ю.П.Юркина, было направлено Афанасьеву А.Н. 27 июля 2009 года.
Вновь, по обращениям Афанасьева А.Н. была проведена проверка и, заключением от 12 апреля 2013 года, утвержденным заместителем прокурора Чувашской Республики Щетинкиным В.П., прекращена переписка с Афанасьевым А.Н. В заключении указано, что ранее прокуратурой республики неоднократно проверялась законность приговора Шумерлинского районного суда от 08 декабря 2008 года, в том числе с изучением материалов уголовного дела, по доводам Афанасьева А.Н. о необоснованности его осуждения, о процессуальных нарушениях в ходе предварительного и судебного следствия, фальсификации доказательств даны мотивированные ответы руководством прокуратуры республики. Соответствующее уведомление, за подписью начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Ю.П.Юркина, было направлено Афанасьеву А.Н. 15 апреля 2013 года.
Заключением от 30 января 2015 года, утвержденным заместителем прокурора Чувашской Республики Щетинкиным В.П., прекращена переписка с Афанасьевым А.Н. Как основание для прекращения переписки указано, что прокуратурой республики неоднократно проверялась законность приговора Шумерлинского районного суда от 08 декабря 2008 года, в том числе с изучением материалов уголовного дела, по доводам Афанасьева А.Н. о необоснованности его осуждения, о процессуальных нарушениях в ходе предварительного и судебного следствия, фальсификации доказательств, незаконности освобождения от уголовной ответственности главного бухгалтера Лысовой, даны мотивированные ответы руководством прокуратуры республики. Соответствующее уведомление, за подписью начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Ю.П.Юркина, было направлено Афанасьеву А.Н. 31 января 2015 года.
Заключением от 18 декабря 2018 года, утвержденным заместителем прокурора Чувашской Республики Сахаровым И.Г., прекращена переписка с Афанасьевым А.Н. Как основание для прекращения переписки указано, что прокуратурой республики неоднократно проверялась законность приговора Шумерлинского районного суда от 08 декабря 2008 года, в том числе с изучением материалов уголовного дела, по доводам Афанасьева А.Н. о необоснованности его осуждения, о процессуальных нарушениях в ходе предварительного и судебного следствия, фальсификации доказательств, незаконности освобождения от уголовной ответственности главного бухгалтера Лысовой, а также возбуждении производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств даны мотивированные ответы руководством прокуратуры республики. Соответствующее уведомление, за подписью начальника уголовно-судебного управления Юркина Ю.П., было направлено Афанасьеву А.Н. 18 декабря 2018 года.
Прокурор в рамках предоставленных ему законом полномочий самостоятельно избирает те или иные меры прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства.
Ответы должностных лиц прокуратуры Чувашской Республики, в которых он пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, прав и интересов Афанасьева А.Н. не нарушают, препятствий заявителю для обращения за защитой своих прав в суд не создают.
Как установлено в судебном заседании, во всех обращениях за период с 2007 года по 2019 год новых доводов не содержалось, а изложены те же доводы административного истца, что и в ранее рассмотренных прокуратурой Чувашской Республики, по которым проводились прокурорские проверки и в установленном законом порядке даны ответы, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заключения прокуратуры Чувашской Республики о прекращении переписки с административным истцом являются законным, соответствуют действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителя и не создает препятствий в их осуществлении.
При этом, суд считает необходимым отметить, что само по себе несогласие административного истца с содержанием данных ему ответов, а равно принятые решения о прекращении переписки, не является основанием для признания действий прокуратуры Чувашской Республики и должностных лиц прокуратуры республики незаконными.
Отказ прокуратуры Чувашской Республики в предоставлении административному истцу заключений о прекращении переписки также не противоречит нормам действующего законодательства, предусматривающим лишь уведомление гражданина, направившего обращение, о принятии решения о прекращении переписки.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемом случае предусмотренной ст.226 КАС РФ совокупности условий, необходимых для признания оспариваемых действий незаконными.
Кроме того, административным истцом пропущен трехмесячный срок, установленный для обжалования в судебном порядке решения органа государственной власти, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.5, 8 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из представленных доказательств следует, что обжалуемые решения вынесены 27 июля 2009 года; 12 апреля 2013 года; 30 января 2015 года; 18 декабря 2018 года, тогда как с административным иском Афанасьев А.Н. обратился в суд 30 сентября 2019 года, т.е. за сроками подсмотренными ч.1 ст.219 КАС РФ. Указанное, в силу ст.219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Следует отметить, что Кодекс административного судопроизводства РФ не связывает отказ в удовлетворении административного иска по данному основанию с заявлением кого-либо из участников процесса о пропуске срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Афанасьева Александра Николаевича к прокуратуре Чувашской Республики, заместителю прокурора Чувашской Республики Сахарову Игорю Германовичу, начальнику уголовно-судебного управления прокуратуры Чувашской Республики Юркину Юрию Петровичу, начальнику апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Чувашской Республики Герасимовой Ирине Ивановне
-о признании незаконным заключения от 27 июля 2009 года; от 12 апреля 2013 года; от 30 января 2015 года; от 18 декабря 2018 года о прекращении переписки с осужденным Афанасьевым А.Н.;
- о признании незаконными действий начальника апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Чувашской Республики Герасимовой Ирины Ивановны; начальника управления прокуратуры Чувашской Республики Юркина Ю.П.; заместителя прокурора Чувашской Республики Сахарова И.Г. по подготовке заключения от 18 декабря 2018 года о прекращении переписки с осужденным Афанасьевым А.Н.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Председательствующий: судья Н.Э.Фомина
Мотивированное решение изготовлено:12.12.2019г.