УИД: 11RS0001-01-2019-013209-59 Дело № 2-9352/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Пилипенко Е.Г. с участием
представителя ответчика Лубенской Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 21 ноября 2019 года гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району в интересах Тулаева В.А. к ООО "Управляющая компания Город" о возложении обязанности провести обследование кровли, участков трубопроводов, соединительных элементов инженерных сетей и выполнить работы по устранению неисправностей,
установил:
государственная жилищная инспекция по городу Сыктывкару и Корткеросскому району обратилась в суд с иском в интересах Тулаева В.А. к ООО "Управляющая компания Город" о возложении обязанностей:
1. провести обследование кровли над квартирами ... на наличие протечек, а при их выявлении – незамедлительно их устранить;
2. провести обследование участков трубопроводов и соединительных элементов инженерных сетей, проходящих в чердачном помещении многоквартирного ... и при необходимости восстановить их герметичность.
В обоснование указано, что ответчик как управляющая организация многоквартирного дома не выполняет надлежащим образом работы по его содержанию.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика против иска возражала, указав, что все работы выполнены. В подтверждение сослалась на акты выполненных работ.
Иные лица в судебное заседание не явились. Государственная жилищная инспекция по городу Сыктывкару и Корткеросскому району представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Тулаев В.А. направил ходатайство об отложении судебного разбирательства со ссылкой на выезд в командировку. Доказательств такого выезда не представил. В связи с чем суд отказывает в удовлетворении данного ходатайства.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав лиц явившихся, исследовав все материалы данного дела и административного производства за № 5-1255/2019 мирового судьи Димитровского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми о привлечении ООО "Управляющая компания Город" к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО "Управляющая компания Город" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: ....
Тулаев В.А. является собственником №... доли в праве на жилое помещение по адресу: ...
Государственной жилищной инспекцией по городу Сыктывкару и Корткеросскому району на основании распоряжения первого заместителя руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) за № 726-л от 23.05.2019 была проведена проверка по обращению жильца Тулаева В.А. ....
Согласно акту проверки от 23.05.2019 установлено, что по нижнему краю крыши наблюдаются сколы, трещины асбестоцементных листов. В чердачном помещении имеются сколы и нитиевидные трещины асбестоцементных листов, на балках и стропилах присутствует белый налёт. Течи на инженерных сетях и запорной арматуры не выявлено.
По данным фактам Государственной жилищной инспекцией по городу Сыктывкару ООО "Управляющая компания Город" было выдано предписание № 173 от 23.05.2019 – в срок до 28.07.2019 провести обследование кровли над квартирами ... на наличие протечек, а при их выявлении – незамедлительно их устранить; провести обследование участков трубопроводов и соединительных элементов инженерных сетей, проходящих в чердачном помещении многоквартирного ... и при необходимости восстановить их герметичность.
Из акта по результатам визуального осмотра от 06.08.2019 следует, что состояние кровли и чердачных помещений осталось прежним. Какие-либо документы в адрес государственной жилищной инспекции по исполнению предписания № 173 не поступали. В связи с чем был сделан вывод о его неисполнении.
Постановлением мирового судьи Димитровского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми № 5-1255/2019 от 13.09.2019, вступившим в законную силу, ООО "Управляющая компания Город" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Доказательств исполнения предписания № 173, а соответственно и выполнения работ, истребуемых в настоящем иске, на момент рассмотрения дела не представлено. Выводов судебного постановления № 5-1255/2019 от 13.09.2019 не опровергнуто. Представленные ответчиком копии актов выполненных работ датированы 20.05.2019, 21.05.2019 – периоды до проведения проверки государственной жилищной инспекцией. Затем имеются акты от 25.05.2019, 19.06.2019, 16.06.2019, 05.08.2019 – в период после вынесения предписания и моментом проверки его исполнения. Также представлены акты от 12.08.2019, от 30.08.2019, от 05.09.2019, 27.09.2019.
С материалах дела об административном правонарушении данные акты отсутствуют. Доказательств того, что они были направлены в государственную жилищную инспекцию как доказательства исполнения предписания также не представлено. Ни инспекция, ни материальный истец не сообщили в ходе рассмотрения дела о проведении каких-либо работ. Акты содержат только подписи работников ответчика и подтверждения от незаинтересованных лиц фактов проведения работ не содержат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик не представил достоверных доказательств того, что истребуемые по иску работы выполнены.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в многоквартирном жилом доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, являются общим имуществом в многоквартирном доме и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положениям ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно ч. 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
П. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
При этом согласно п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» п. 2 данных Правил.
Частью 1.2 указанной нормы предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
При этом согласно с п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3 данных Правил управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – минимальный перечень).
Согласно п. 7 минимального перечня надлежащее содержание крыш многоквартирных домов включает в себя выявление нарушений, приводящих к протечкам и их незамедлительное устранение, а в остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Кроме того, ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме, за исключением видов работ, относящихся к работам по капитальному ремонту, если такие работы будут выявлены в результате обследования.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Доказательств того, что виды работ, которые истребует истец, относятся к работам по капитальному ремонту, обязанности по проведению которых на ООО "Управляющая компания Город" не возложены, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено. С учётом характера работ, обстоятельство дела суд приходит к выводу, что они должны быть выполнены в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на ООО "Управляющая компания Город" обязанность в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу провести обследование кровли над квартирами ... на наличие протечек, а при их выявлении – незамедлительно их устранить; провести обследование участков трубопроводов и соединительных элементов инженерных сетей, проходящих в чердачном помещении многоквартирного ... и при необходимости восстановить их герметичность.
Взыскать с ООО "Управляющая компания Город" государственную пошлину в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в размере 6000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Попов А.В.
Мотивированное решение изготовлено 21.11.2019.