категория 2.068
91RS0002-01-2021-000128-33
Дело № 2-1546/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2021 года город Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Пронина Е.С.,
при секретаре – Зенгиной Д.Д.,
с участием представителя МВД по Республике Крым Асанова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министру МВД по Республике Крым ФИО9, МВД по Республике Крым, третье лицо – ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» о признании незаконным решения, бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным, необоснованным, таким которое содержит недостоверные сведения уведомление-решение ответчика - Министра МВД по Республики Крым ФИО10 от 27.10.2020г. №, в соответствии с которым истцу ФИО2 отказано в индексации ранее назначенной и выплачиваемой пожизненной пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа; признать незаконным бездействие МВД по Республике Крым, в результате, которого в период времени с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО2 не проведена индексация ранее назначенной и выплачиваемой пожизненной пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа, индексация которой, прямо гарантирована ч.7 ст.75 Конституции Российской Федерации; обязать МВД по Республике Крым устранить допущенные нарушения требований федерального законодательства в сфере пенсионного обеспечения ФИО2, произвести ФИО2 индексацию ранее назначенной ФИО2 пожизненной пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой Министерством внутренних дел по Республике Крым, однако ему незаконно отказано в индексации и перерасчете размера выплачиваемой пенсии.
Представитель МВД по Республике Крым в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ возражал против удовлетворения заявленных требований.
Истец в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, явку своих представителей не обеспечил, о дне, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Министру МВД по Республике Крым ФИО11 и ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» явку своих представителей в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечили, о дне, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями, приобщенными к материалам настоящего дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании.
Заслушав представителя МВД по Республике Крым, исследовав материалы гражданского дела и все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку, таким образом, пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации, ее статей 7 и 21 (часть 1), о целях социальной политики Российской Федерации, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан, охрану достоинства личности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года N 11-П, от 15 июня 1998 года N 18-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 10 июля 2007 года N 9-П и от 14 января 2016 года N 1-П).
Соответственно, правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, в том числе в силу вытекающих из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, должно гарантировать лицам, пенсии которым были назначены уполномоченными российским государством органами на основе законодательных предписаний, что решения о назначении этих пенсий в дальнейшем будут учитываться при определении объема пенсионных прав таких лиц в случае изменения их правового положения в связи с прохождением государственной службы в Российской Федерации.
В соответствии ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11); при этом был введен запрет снижения размера пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 года, исходя из того, что принятое после указанной календарной даты законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым "О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством", а именно с 17 марта 2014 года (часть 3 статьи 11).
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что истец проходил службу в должности участкового инспектора милиции Гвардейского поселкового отделения милиции Симферопольского районного отдела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО2 уволен в запас Вооруженных Сил Украины с ДД.ММ.ГГГГ Истцу была назначена пенсия за выслугу лет.
Согласно ч. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей") граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:
1) являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей;
2) проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
С ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена пенсия с учетом сохраненного размера 10844,36 рублей. Права на пенсию у истца согласно пункта б ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993 г. не имеется.
Истец обратился в суд с требование к МВД по Республике Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений пенсионного обеспечения и выплате пенсии.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на МВД по Республике Крым возложена обязанность истребовать из Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Крым» пенсионное дело на имя ФИО2 и осуществлять его пенсионное обеспечение, начиная с 1 марта 2016 года. На МВД по Республике Крым возложена обязанность продолжать выплату пенсии за выслугу лет в сохраненном размере, исчисленном по ранее действующему законодательству на территории Республики Крым и города Севастополя в сумме 10844, 36 рублей в месяц.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 25.11.2016 установлено, что назначенная и выплачиваемая на 31 декабря 2014 года пенсия должна выплачиваться в сохраненном размере, исчисленном по законодательству, ранее действовавшему на территории Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с исковым заявлением в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым о возложении на МВД по Республике Крым обязанности произвести перерасчет его пенсии с учетом требований п. «б» ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО2 без удовлетворения.
Поскольку ФИО2 право на пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 не имеет, выплата пенсий с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляется в сохраненном размере, исчисленном по ранее действовавшему законодательству на территории Республики Крым и г. Севастополя.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 01.12.2014 года № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при обращении граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются с 1 января 2015 года.
Если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 28.03.2017 N 518-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и о разъяснении норм действующего законодательства», ставя вопрос о конституционности положений пункта 1 статьи 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", нарушение своих прав ФИО2 усматривает в отсутствии механизма индексации получаемой им пенсии, понимая под индексацией необходимость повышения размера пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, исходя из которого исчисляется пенсия данной категории граждан согласно статье 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В рамках специального механизма, установленного на переходный период, продолжительность которого зависит от формирования пенсионных прав граждан по нормам законодательства Российской Федерации, действительно не предусмотрена индексация пенсий, назначенных гражданам в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года. Однако Указом Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя" в дополнение к пенсии, назначенной по законодательству Украины и сохраняемой до перерасчета указанным гражданам назначенных им пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлена ежемесячная выплата.
Что касается пересмотра пенсий, назначенных военнослужащим и сотрудникам, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, то такой пересмотр не является индексацией пенсий и производится лишь пенсионерам, получающим пенсию по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", к числу которых заявитель не относится.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что размер пенсии истца рассчитан в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснований для проведения индексаций ранее назначенной пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа, изменения должностного оклада и перерасчета пенсии, не имеется, уведомление-решение Министра МВД по Республики Крым ФИО12 от 27.10.2020г. № является законным и обоснованным, фактов незаконного бездействия МВД по Республике Крым при выплате истцу пенсии судом не установлено.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления ФИО2.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Министру МВД по Республике Крым ФИО13, МВД по Республике Крым, третье лицо – ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» о признании незаконным решения, бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд гор. Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен и подписан ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Пронин Е.С.