Судья Леконцев А.П. УИД 11RS0001-01-2024-008494-25
Дело № 21-490/2024
(№ 12-570/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 октября 2024 года в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попова А.А. на постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП Лимоновой О.А. от 07 мая 2024 <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми,
установил:
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП Лимоновой О.А. от 07 мая 2024 <Номер обезличен> Минстрой Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Минстрой Республики Коми обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, согласно которой просило постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что у Министерства отсутствовала возможность исполнить решение суда в срок, установленный судебным приставом. Осуществлением дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в функции Министерства не входит. Финансирование дорожной деятельности, в том числе работ по капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществляется за счет средств Дорожного фонда Республики Коми, объем бюджетных ассигнований, которого устанавливается законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми. Министерство в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации принимает на себя расходные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований. Денежные средства в пределах установленных лимитов до ГКУ РК «УправтодорКоми» доведены. При этом ГКУ РК «УправтодорКоми» самостоятельно распоряжается указанными денежными средствами в соответствии с их целевым назначением, самостоятельно определяет объемы, сроки и условия размещения государственного заказа на выполнение работ по осуществлению дорожной деятельности.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 августа 2024 года оспариваемое постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Верховный Суд Республики Коми, защитник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попов А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в виду их незаконности и необоснованности, и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие денежных средств на цели, перечисленные в исполнительном документе, полагая, что Министерством предприняты все меры для исполнения решения суда, в том числе до ГКУ РК «УправтодорКоми», силами которого осуществляется решение суда, в полном объеме доведены денежные средства на выполнение мероприятий, указанных в Перечне объектов капитального ремонта, ремонта на 2024-2026 годы, сформированном по предложениям и информации ГКУ РК «УправтодорКоми». Жалоба также содержит доводы о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, обусловлено объективными причинами, а не умышленным бездействием, что исключает состав административного правонарушения.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 указанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми № 2-5314/2019 от 03 сентября 2019 года на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возложена обязанность в срок до 01 сентября 2020 года организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги «... в соответствии с техническим регламентом и нормативными документами - провести работы по обустройству стационарным электрическим освещением, обустройству пешеходных тротуаров /дорожек/ участка автодороги с 84+80м до 86 км+ 100м, обозначенный дорожными знаками 5.23.1 «Начало населенного пункта» и 5.24.1 «Конец населенного пункта», проходящий по населенному ..., с 89 км + 400м до 90 км.+980м, обозначенный дорожными знаками 5.23.1 «Начало населенного пункта» и 5.24.1 «Конец населенного пункта», походящей по населенному пункту ..., а также провести работы по обустройству пешеходными тротуарами с 246 км +600м до 248+ 650м, стационарным электрическим освещением с 246 км +420м до 248км + 980м, обозначенный дорожными знаками 5.23.1 «Начало населенного пункта» и 5.24.1 «Конец населенного пункта», проходящий по населенному пункту ....
В Специализированном отделении судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) Управления ФССП России на исполнении находится исполнительное производство № <Номер обезличен> возбужденное 17 сентября 2020 года на основании исполнительного листа Сыктывкарского городского суда Республики Коми ФС <Номер обезличен> от 11 ноября 2019 года в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
16 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Постановлением должностного лица административного органа от 21 июля 2021 года Министерство подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
22 февраля 2022 года, 04 июля 2023 года, 12 декабря 2023 года должник - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей по части 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление должностного лица административного органа <Номер обезличен> от 12 декабря 2023 года вступило в законную силу 03 апреля 2024 года.
17 января 2024 года должнику вручено требование судебного пристава-исполнителя от 16 января 2024 года <Номер обезличен> об исполнении решения Сыктывкарского городского суда по делу № 2-5314/2019 от 03 сентября 2019 года в срок до 01 марта 2024 года. В указанном требовании должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, должник предупрежден о возможной административной ответственности в виде штрафа в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В срок, установленный судебным приставом-исполнителем, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнило.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 27 апреля 2024 года путем составления протокола дела об административном правонарушении и вынесения 07 мая 2024 года заместителем начальника СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России постановления о привлечении Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, требования исполнительного документа в срок, установленный в требовании, а также после привлечения должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должником вновь не исполнены, с момента установления Министерству срока для исполнения требований исполнительного документа с 16 января 2024 года по 01 марта 2024 года, должник не предпринимал мер, направленных на исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № 2-5314/2019.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по вмененному административному правонарушению, судья городского суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют о том, что Министерство, являясь должником по исполнительному производству, не исполнило в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, требования исполнительного документа, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Министерства правильно квалифицированы по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Административная ответственность по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, что образует состав указанного административного правонарушения. Данных об отмене постановления о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми достаточного финансирования не влекут отмену судебного акта.
Должностное лицо отдела судебных приставов и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о том, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в полном объеме в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в совершении вмененного административного правонарушения.
С учетом даты вступления решения суда в законную силу, выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства, суду не представлено безусловных и бесспорных доказательств того, что в настоящее время предпринимаются фактические меры, либо используются иные организационно-правовые механизмы, направленные на получение денежных средств с целью исполнения приведенного выше решения суда в полном объеме, доводы жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном определении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы жалобы на то, что исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № 2-5314/2019 осуществляется силами ГКУ РК «УправтодорКоми» не влекут отмену постановления должностного лица и судебного акта.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О указано, что положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины, только лишь на основании факта не выделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
В течение длительного периода решение суда не исполнено в полном объеме, что свидетельствует о том, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми принято недостаточно организационно-правовых мер для исполнения судебного акта. При этом, сведений об обращении в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения материалы дела не содержат.
Совершенное Министерством правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, в том числе на безопасные условия движения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Назначенное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует характеру совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации в пределах санкции части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи городского суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП Лимоновой О.А. от 07 мая 2024 года <Номер обезличен> решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми оставить без изменения, жалобу защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попова А.А. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Щенникова