Решение по делу № 2-34/2023 (2-802/2022;) от 01.09.2022

УИД 44RS0027-01-2022-001232-79

№2-34/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2023 года          Костромская область г.Нерехта

Нерехтский районный суд Костромской области в составе судьи Чиркиной А.А., при секретаре Комиссаровой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Вышегородской О. В., Литвинову А. А.чу, Администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

установил:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к Вышегородской О.В., Литвинову А.А. Просили суд обязать ответчиков организовать работы по разработке и согласованию в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документации, сдать работы по акт приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика в дело привлечена Администрация муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Исковые требования мотивированы тем, что жилой дом по адресу: (,,,), является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой Кокорева» 2-я половина XIX в. Объект принят на государственную охрану Постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06 ноября 2015 года № 15077-р Объект «Дом жилой Кокорева» 2-я половина XIX в. зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №441510213050005. На основании поступившего обращения, задания начальника инспекции от 11.11.2021 г. №РК-102/1/21 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, о чем составлен акт осмотра от 07.12.2021 г. №РК-102/1/2021. В результате осмотра установлено, что Объект находится в неудовлетворительном состоянии, то есть собственниками не исполняются обязательства по сохранению объекта культурного наследия.

В судебном заседании истец Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области не присутствует, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик Литвинов А.А. исковые требования признал. Ранее указал, что считает сроки проведения работ неразумными, денежных средств на проведение работ не имеется.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области по доверенности Семенов М.В. полагал исковые требования на усмотрение суда.

Ответчик Вышегородская О.В. просила о рассмотрении дела без ее участия, с исковыми требованиями не согласна.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ), объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Судом установлено, что объект недвижимости расположенный по адресу: (,,,), в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» является объектом культурного наследия регионального значения «Жилой дом Кокорева» 2-я половина XIX в. принят на государственную охрану.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06 ноября 2015 года №13652-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №441510213050005.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 05.08.2022 г. собственник жилого помещения квартира №1 с кадастровым номером общей площадью (данные изъяты) кв.м. с 21.05.2001 г. Л., собственник жилого помещения квартира №5 кадастровый общей площадью (данные изъяты) кв.м. Вышегородская О.В. (1/2 доля в праве В. перешла Вышегородской О.В. по наследству), квартира №2 с кадастровым номером общей площадью (данные изъяты) кв.м. является муниципальной собственностью городского поселения город Нерехта.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу пункта 11 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.

В силу ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

Пунктом 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Пунктом 9 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного на (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного на (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Отсутствие охранного обязательства, заключенного с собственниками объекта культурного наследия не изменяет его статус, поскольку объект включен в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и требует дополнительной охраны и защиты.

Судом установлено, что на основании задания начальника инспекции от 11.11.2021 г. № РК-102/1-21 в отношении Объекта проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, о чем составлен акт осмотра от 07.12.2021 г. № РК-102/1-21.

В результате контрольных мероприятий установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Кокорева», 2-я половина XIX в. находится в неудовлетворительном состоянии. Фундамент и цоколь дома не обследовались ввиду наличия металлического ограждения по периметру объекта. Стены бревенчатые, обшитые тесом. Дворовая часть Объекта разрушена в результате пожара. Наблюдается обрушение бревен и иных деревянных конструкций. Сохранившаяся тесовая обшивка имеет следы гниения, иные биопоражения. Окрасочный слой утрачен. Кровельное покрытие и стропильная система обрушены по внутрь в результате пожара. Имеются элементы рядового металлического кровельного покрытия (состояние неудовлетворительное, раскрытие фальцевых соединений). Целостность карнизной части Объекта также нарушена. Водосточная система по периметру здания не организована. Оконные и дверные заполнения отсутствуют, со стороны главного фасада оконные проемы зашиты досками. Частично сохранились профилированные наличники, являющиеся архитектурным декором. Планировка внутренних помещений утрачена в результате пожара и последующего обрушения конструкций. Системы инженерного обеспечения отсутствуют, доступ на территорию объекта ограничен забором из профилированного листа. На объекте установлена информационная надпись.

Таким образом, установлено, что Объект требует принятия мер по его сохранению.

Ответчики нарушают действующее законодательство в области охраны объектов культурного наследия, не выполняя требования по сохранению Объекта.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного на (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия установлен статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Таким образом, исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе № 73-Ф3, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия.

Поскольку ответчик не предпринимает меры по сохранению объекта культурного наследия, что может привести к его утрате, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

С учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым указать срок, в течение которого ответчиками должны быть проведены указанные мероприятия. Принимая во внимание требования разумности, суд считает, что установленный истцом срок для проведения заявленных мероприятий является обоснованным и достаточным для их проведения.

Отсутствие охранного обязательства не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку не освобождает собственников от выполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, поскольку такая обязанность лица предусмотрена в силу прямого указания в законе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.

Обязать Литвинова А. А.ча, (данные изъяты), Вышегородскую О. В., (данные изъяты), Администрацию муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (ОГРН 1054443168933) – собственников объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой Кокорева» 2-я половина XIX в., расположенного по адресу: (,,,), провести работы по сохранению указанного объекта, а именно:

организовать работы по разработке и согласованию в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документации, сдать работы по акт приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд Костромской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                      Чиркина А.А.

Мотивированное решение изготовлено 17.01.2023 года.

2-34/2023 (2-802/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция Охранкультуры Костромской области
Ответчики
Администрации МО ГП город Нерехта
Литвинов Александр Александрович
Вышегородская Ольга Владимировна
Суд
Нерехтский районный суд Костромской области
Судья
Чиркина Анжела Артаваздовна
Дело на странице суда
nerehtsky.kst.sudrf.ru
01.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2022Передача материалов судье
05.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.11.2022Предварительное судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
17.01.2023Судебное заседание
17.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее