Судья Федоренко Э.Р. |
Дело № 33а-4440/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18.05.2020 г. |
город Симферополь |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Мостовенко Н.Р.,
Тимофеевой А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29.11.2019 г. по делу №2а-2356/2019 по административному исковому заявлению ФИО5 и ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, заинтересованное лицо: ФИО4, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права, постановки на кадастровый учет и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И.,
УСТАНОВИЛА:
Салыкин В.А. и Хаммуд Н.А. обратились в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 04.03.2019 г. №90/016/211/2018-3969 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности; признании незаконным и отмене решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 05.03.2019 г. №90/016/211/2018-3963 об отказе в государственной регистрации прекращения прав; признании незаконным и отмене решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 04.03.2019 г. №90/016/211/2018-3970 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности; признании незаконным и отмене решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 05.03.2019 г. №90/016/211/2018-3960 об отказе в государственной регистрации прекращения прав; возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности Салыкина В.А. на объект недвижимого имущества – жилой дом, площадью 39,5 кв.м, образованный из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества – жилой дом, площадью 28,1 кв.м, образованный из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, ранее являлось объектом общей долевой собственности, однако апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от17.10.2017 г. по делу №33-8906/2017 право общей долевой собственности всех владельцев на жилой дом прекращено и произведен его раздел с выделом в собственность каждому изолированной части жилого дома. В последующем Салыкин В.А., действуя в своих интересах и в интересах Хаммуд Н.А., обратился с заявлением о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на основании вступившего в законную силу решения суда и с заявлением о регистрации права собственности на выделенную часть жилого дома за каждым, однако оспариваемыми решениями в государственной регистрации необоснованно было отказано, без учета того, что доверенность позволяла подачу заявлений Салыкиным В.А., обращения всех бывших сособственников не требовалось, выделенные части жилого дома не являются помещениями, предварительно регистрировать право собственности на жилой дом для государственной регистрации прекращения права на него не требовалось.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29.11.2019 г. по делу №2а-2356/2019 исковые требования Салыкина В.А. и Хаммуд Н.А. удовлетворены частично; признаны незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 04.03.2019 г. №90/016/211/2018-3969, от 04.03.2019 г. №90/016/211/2018-3970, от 05.03.2019 г. №90/016/211/2018-3963, от 05.03.2019 г. №90/016/211/2018-3960; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Салыкина В.А. от 20.11.2018 г. №90/016/211/2018-3969 и от 20.11.2018 г. №90/16/211/2018-3963; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Хаммуд Н.А. от 20.11.2018 г. №90/16/211/2018-3970 и от 20.11.2018 г. №90/16/211/2018-3960; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Салыкина В.А. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 600 руб.; с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Хаммуд Н.А. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 600 руб.
Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29.11.2019 г. по делу №2а-2356/2019 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в резолютивной части апелляционного определение Верховного Суда Республики Крым от 17.10.2017 г. указано о выделении части жилого дома – жилых комнат, которые являются помещениями, а не зданиями. Кроме того, часть жилого дома не указана в гражданском законодательства в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации. Помимо этого, по состоянию на день вынесения решения, сведения о регистрируемом объекте недвижимого имущества в ЕГРН не внесены, то есть регистрируемый объект не является учтенным в кадастре недвижимости. При этом заявление о прекращении права общей долевой собственности подано не всеми собственниками объекта недвижимости. Более того, согласно представленной доверенности, Хаммуд Н.А. не уполномочивает Салыкина В.А. на представление ее интересов в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по вопросу регистрации права собственности и прекращения права общей долевой собственности в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.05.2020 г. Салыкин В.А. и представитель Хаммуд Н.А. – Дусенко П.Н. просили оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Иные стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И., суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, Хаммуд Н.А., Салыкин В.А. и Большакова Л.С. являлись собственниками по 1/3 доли каждый в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 17.10.2017 г. по делу №33-8906/2017 прекращено право долевой собственности Большаковой Н.А., Салыкина В.А., Хаммуд Н.А. на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; разделен жилой дом согласно варианту судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы от 31.03.2017г.; в собственность Салыкину В.А. на 1/3 долю выделены следующие строения: часть жилого дома литер «А»: №1-1 жилая комната площадью 13,3 кв.м, часть пристройки литер «А1», №1-9 кухня площадью 7,6 кв.м, пристройку литер «А2», №1-10 ванная площадью 4,1 кв.м., №1-11 коридор площадью 2,2 кв.м, №1-12 кухня площадью 8,1 кв.м, подвал под/А1, козырек, навес литер «а2», навес литер «д1», выгреб в/Д, козырек к/д1, ворота №1, что составляет 39/100 доли общей стоимостью 698929 руб., что на 109933 руб. больше, чем положено на 1/3 долю; в собственность Большаковой Л.С. на 1/3 долю выделены следующие строения: часть жилого дома литер «А»: №2-2 жилая комната площадью 12,9 кв.м, часть пристройки литер «А1», №2-7 коридор площадью 4,1 кв.м, №2-8 коридор площадью 3,7 кв.м, сарай-летняя кухня литер «Б», тамбур литер «б», козырек, что составляет 36/100 доли общей стоимостью 629517 руб., что на 40521 руб. больше, чем положено на 1/3 долю; в собственность Хаммуд Н.А, на 1/3 долю выделены следующие строения: часть жилого дома литер «А»: №2-4 жилая комната площадью 10,5 кв.м, №2-5 жилая комната площадью 9,9 кв.м, тамбур литер «а1», калитка №7, что составляет 25/100 доли общей стоимостью 438543 руб., что на 150453 меньше, чем положено на 1/3 долю.
20.11.2018 г. Салыкин В.А. обратился с заявлением №90/016/211/2018-3969 и с заявлением №91-0-1-35/3181/2018-6407 о государственной регистрации права собственности и о государственном кадастровом учете в отношении части жилого дома, выделенной в его собственность вышеуказанным апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 17.10.2017 г.; а также с заявлением №90/016/211/2018-3963 о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на жилой дом, раздел которого произведен вышеуказанным апелляционным определением.
Также, действуя как представитель Хаммуд Н.А., на основании доверенности от 19.07.2018 г., рег. №1425, удостоверенной первым секретарем Посольства России в Сирии, 20.11.2018 г. Салыкин В.А. обратился с аналогичными заявлениями о регистрации права собственности на выделенную часть жилого дома №90/016/211/2018-3970 и о государственном кадастровом учете №91-0-1-35/3181/2018-6407, а также о регистрации прекращения права общей долевой собственности №90/016/163/2018-3960.
Уведомлениями от 05.12.2018 г. №90/016/211/2018-3969 и №90/016/211/2018-3963 государственный регистратор уведомил Салыкина В.А. о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом и о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом.
Уведомлениями от 05.12.2018 г. №90/016/211/2018-3970 и №90/016/163/2018-3960 государственный регистратор уведомил Хаммуд Н.А. о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом и о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом.
Сообщениями от 04.03.2019 г. №90/016/211/2018-3969 и №90/016/211/2018-3970 Салыкину В.А. и Хаммуд Н.А. соответственно, отказано в государственной регистрации права собственности на спорный жилой дом.
Сообщениями от 05.03.2019 г. №90/016/211/2018-3963 и №90/016/163/2018-3960 Салыкину В.А. и Хаммуд Н.А. соответственно, отказано в государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения приняты административным ответчиком без наличия на то правовых оснований.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции обоснованными, решение – законным, на основании следующего.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. №1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. №164.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации с 01.01.2017 г. регулируются Федеральным законом от 13.06.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ).
Так, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №218-ФЗгосударственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, а также проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если: с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно ст. 27 Закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом в соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 29 Закона №218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Статьей 41 Закона №218-ФЗ установлено, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (ч. 1).
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (ч. 3).
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи (ч. 10).
Кроме того, как указано в ч. 1 ст. 58 Закона №218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным выше законом.
При этом согласно ч. 3 ст. 58 Закона №218-ФЗ в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Судебная коллегия также отмечает, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ).
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона №218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом №218-ФЗ или иными федеральными законами (п. 5 ст. 18 Закона №218-ФЗ).
Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке и государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001г. №154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом вступившее в законную силу апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 17.10.2017 г. по гражданскому делу №33-8906/2017 подлежит безусловному исполнению и является самостоятельным основанием для осуществления государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на жилой дом, раздел которого произведен вышеуказанным апелляционным определением, в том числе при отсутствии заявления о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности всех долевых сособственников.
Указанное апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 17.10.2017 г. по гражданскому делу №33-8906/2017 также является основанием и для государственной регистрации права собственности Салыкина В.А. и Хаммуд Н.А. на образуемый из жилого дома объект недвижимости, поскольку, как обоснованно было указано судом первой инстанции, из мотивировочной части данного апелляционного определения следует, что судом были выделены обособленные объекты недвижимости, представляющие собой совокупность помещений, составляющих часть жилого дома, отвечающих признакам жилого помещения (дома), как самостоятельного объекта недвижимости.
При этом в п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 г., указано, что часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
Постановка на государственный кадастровый учет части жилого дома осуществляется с характеристикой жилой дом или жилой дом блокированной застройки.
Помимо этого, с учетом положений абз. 2 ч. 1 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель, то есть, в случае, когда объем представленных в доверенности полномочий, прямо не охватывает те или иные полномочия, то последние в силу своего факультативного значения и в зависимости от основных представленных представителю полномочий, могут быть введены из расширительного толкования доверенности, судебная коллегия также считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что Салыкин В.А. был уполномочен, в том числе на подачу заявления о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на жилой дом от имени Хаммуд Н.А. и о государственной регистрации права на жилой дом в интересах Хаммуд Н.А., поскольку представленной в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым доверенностью Салыкин В.А. уполномочен на государственную регистрацию всех юридически значимых действий, связанных с жилым домом по <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем материалы дела не содержат каких-либо доказательств законности оспариваемых решений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Такие доказательства также не были представлены административным ответчиком и при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции.
При таких данных, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ и постановил законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29.11.2019 г. по делу №2а-2356/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись А.А. Тимофеева
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>