Дело № 2 - 556/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2014 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р., с участием заявителя Волкова В.Н., представителя заявителя Телеповой Е.В. при секретаре Дёминой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Волкова В.Н. о признании незаконным решения комиссии Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в включении список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилищного фонда;
УСТАНОВИЛ:
Волков В.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о признании незаконным решения комиссии Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в включении список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилищного фонда.
В заявлении Волков В.Н. указал следующее: заявитель Волков В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края выдан ответ, согласно которому в связи с тем, что до 23 лет заявитель на учет не встал, утратил право на получение такого помещения. Согласно абз.1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159- ФЗ (редакции от 25.11.2013 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 9 ст. 8 указанного закона, право на обеспечение жилыми помещениями по
основаниям и в порядке, который предусмотрен настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста <данные изъяты>, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. С учетом вышеизложенного, заявитель считает отказ в постановке на учет незаконным. Заявитель Волков В.Н. просит признать решение МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным.
Заявитель Волков В.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просит признать незаконным решение МТУ №4 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пояснил, что мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. С двухлетнего возраста заявитель проживал постоянно и воспитывался у тети Телеповой Е.В., которая была назначена его опекуном. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в профтехучилище. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в армии. Закрепленный жилой дом, в котором проживал отец ФИО3, разрушен, отсутствует <данные изъяты>. В настоящее время состоит в браке, проживает с семьей в жилом помещении, которое снимает. В ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о постановке на учет в МТУ № 4 как нуждающийся в жилом помещении из числа детей - сирот. В постановке на учет отказано. До достижения возраста <данные изъяты> с заявлением о постановке на учет не обращался, на учете не состоял в администрации. Уведомление об отказе в постановке на учет получил в октябре ДД.ММ.ГГГГ. Обращался с жалобами в Министерство социального развития Пермского края, в прокуратуру Октябрьского района, в Октябрьский районный суд.
Представитель заявителя Телепова Е.В. заявление и доводы Волкова В.Н. поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ является опекуном Волкова В.Н., фактически воспитывает племянника Волкова В.Н. с возраста 2 лет, так как мать умерла, отец не имел возможности самостоятельно заниматься воспитанием и содержанием сына. Отец ФИО3 страдал тяжелым заболеванием - туберкулезом, систематически проходил длительное лечение в стационаре. ФИО3 проживал в жилом доме в <адрес>. После смерти ФИО3 в доме никто не проживал, дом заброшен, затем был разрушен и разобран, в настоящее время дом отсутствует. В ДД.ММ.ГГГГ узнала, что за ФИО3 был закреплен жилой дом. При обращении в отдел опеки узнала, что ФИО3 в очереди нуждающихся в жилом помещении детей - сирот не состоит. С заявлением о постановке ФИО3 на учет как ребенка - сироту, нуждающегося в жилом помещении, в администрацию поселения, в администрацию района, в орган опеки не обращалась. До достижения возраста 23 лет ФИО3 на учете в очереди на получение жилья не состоял.
Полагала, что при установлении опеки ФИО3 должен был быть поставлен на учет органами опеки. Поэтому до ДД.ММ.ГГГГ полагала, что ФИО3 на учете детей - сирот для обеспечения жилым помещением состоит. До ДД.ММ.ГГГГ очередность, номер очереди ежегодно не проверяли. В ДД.ММ.ГГГГ обращались в прокуратуру по вопросу обеспечения жилым помещением, в удовлетворении жалобы отказали. В ДД.ММ.ГГГГ обратились в МТУ № 4 по вопросу постановки на учет ФИО3 для получения жилого помещения по категории детей - сирот. Собирали документы. В ДД.ММ.ГГГГ подали заявление о постановке на учет. Уведомление об отказе в постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ получили в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ получили уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет. Обратились в прокуратуру Октябрьского района. В ответе по жалобе разъяснили о необходимости обратиться в суд. Обращались в
Октябрьский районный суд, исковое заявление возвращено, разъяснено о необходимости обратиться в Чернушинский районный суд.
Представитель Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
В письменном отзыве по заявлению представитель Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края указал, что заявление Волкова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рассмотрено комиссией МТУ № 4 Минсоцразвития края ДД.ММ.ГГГГ. На основании предоставленных документов принято решение об отказе в включении Волкова В.Н. в список детей - сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края, так как на момент обращения достиг возраста <данные изъяты>, следовательно, не является лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и ранее в льготной очереди на получение жилого, помещения как ребенок - сирота не состоял. Просит оставить заявление без
удовлетворения, (л.д. 44-45)
Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя министерства.
В письменном отзыве представитель Министерства социального развития Пермского края указал следующее. Из материалов дела следует, что Волков В.Н. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит. Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли т оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного
или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной под держке. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда установлено, что реализация права на предоставление жилья ограничена достижением возраста 23 лет и носит заявительный характер. Таким образом, поскольку право на получение жилья заявитель начал реализовывать, лишь достигнув возраста 27 лет, на момент обращения в территориальное управление
Министерства социального развития Пермского края, Волков В.Н. утратил статус лица,
имеющего право на получение жилья по льготной категории. Волков В.Н. не был лишен самостоятельно реализовывать свои права ранее и обратиться в установленный законом срок в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося. Судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда установлено, что гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с заявлением о постановке на учет по категории детей- сирот, после того как достиг возраста <данные изъяты>. Данная позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ от 27.09.2006 года, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года№ 1282-0-0. Поскольку документ органа местного самоуправления о постановке на жилищный учет Волков В.Н. отсутствует, он теряет свое право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Данное право является необратимым. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,
государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ч.1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Заявитель обратился с требованиями об оспаривании решения № от
года в постановке на учет в ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока для обжалования решения органа государственной власти, следовательно, заявителем пропущен установленный законом срок для обжалования. На основании изложенного, руководствуясь ст. 149, п. 5 ст. 167 ГПК РФ, представитель Министерства социального развития Пермского края просит отказать в удовлетворении требований Волкова В.Н. в полном объеме.
Заслушав доводы заявителя, представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Заявитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время достиг возраста 28 лет. (л.д. 5)
Мать заявителя ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9) Отец заявителя ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 10) Постановлением Администрации Сарсинского поссовета Октябрьского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Волковым В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, опекуном назначена Телепова Е.В. (л.д. 11)
Постановлением Администрации Редькинского сельсовета Октябрьского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ закреплена жилая площадь в <адрес> - одноквартирный дом общей площадью <данные изъяты>., принадлежащей колхозу «<данные изъяты>», в котором проживал отец опекаемого ФИО3 за несовершеннолетним Волковым В.Н. до достижения совершеннолетия.
Согласно Заключения Межведомственной комиссии Енапаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, закрепленный за Волковым В.Н. по адресу: <адрес>, отсутствует, разобран и вывезен, (л.д. 16)
Согласно Решению комиссии Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ Волков В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилищного фонда; причины отказа: в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159 от 04.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На момент обращения заявитель достиг возраста 23 лет, следовательно, не является лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ранее в льготной очереди на получение жилого помещения как ребенок - сирота не состоял, (л.д. 8)
Волкову В.Н. ДД.ММ.ГГГГ направлена информация из Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края с
уведомлением об отказе во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, (л.д. 12)
Волкову В.Н. ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ по жалобе из Министерства социального развития Пермского края, указано, что за Волковым В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ было закреплено пригодное для проживания жилое помещение, расположенного по адресу<адрес>, постановлением главы Редькинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Волков В.Н. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье по льготному списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом по адресу: <адрес>, на момент обследования комиссией отсутствовал, был разобран и вывезен. С ДД.ММ.ГГГГ Волков В.Н. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ в
органы местного самоуправления с заявлением о признании нуждающимся в жилье
Волков В.Н. не обращался. По сведениям администрации Октябрьского муниципального района в льготном списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Волков В.Н. не состоял. С ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям - сиротам, ранее включенным в льготный список детей - сирот и не реализовавшим право на получение жилого помещения, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, которые не имеют жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма, либо не смогут вернуться в ранее занимаемые жилые помещения по установленным законодательством 7 основаниям. На момент обращения ДД.ММ.ГГГГ о включении в список детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возраст Волкова В.Н. превысил
года, во включении в список отказано правомерно, (л.д. 13-14)
Согласно ст. 256 ГПК РФ, 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в Л предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться
основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суд учитывает, что решение комиссии МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель Волков В.Н. обращался с жалобой в Министерство социального развития Пермского края, в прокуратуру Октябрьского района Пермского края, обращался с исковым заявлением в Октябрьский районный суд Пермского края, исковое заявление возвращено, разъяснено об обращении в суд по месту нахождения ответчика Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края. (л.д. 6)
При таких обстоятельствах суд находит причины пропуска срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения уважительными, заявление Волкова В.Н. подлежит рассмотрению по существу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от
года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного
родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. 3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской
Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. 4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство. 5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. 6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. 7. По
договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. 8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. 9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
Согласно материалов дела Волков В.Н. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, родители умерли, Волков В.Н. проживал с опекуном.
В 1999 году за несовершеннолетним Волковым В.Н. по решению администрации Редькинского сельского совета Октябрьского района был закреплен жилой дом, по месту проживания отца ФИО3
Отсутствие закрепленного жилого дома установлено Межведомственной комиссией Енапаевского сельсовета Октябрьского района ДД.ММ.ГГГГ.
Из доводов заявителя Волкова В.Н., представителя заявителя Телеповой Е.В., доводов МТУ № 4 Министерств социального развития Пермского края, материалов дела установлено в судебном заседании, что до достижения возраста 23 лет заявитель Волков В.Н. не состоял в списке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, до ДД.ММ.ГГГГ не обращался в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет, нуждающихся в жилом помещении. Обращение Волкова В.Н. с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, зарегистрировано после ДД.ММ.ГГГГ, заявитель Волков В.Н. на момент обращения с заявлением достиг возраста 27 лет.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 годаИ 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также
по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 годаЫ 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализгщию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В судебное заседание заявителем Волковым В.Н. не представлено доводов и доказательств, что отсутствие постановки на учет нуждающихся в жилом помещении как лица из числа детей - сирот до достижения возраста 23 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, связано с ненадлежащим выполнением обязанностей опекуном, органами опеки и попечительства, незаконным отказом органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет.
Волков В.Н. указал, что не обращался в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет.
В судебном заседании не установлено, что состояние здоровья Волкова В.Н., другие обстоятельства объективно не позволяли встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Не установлено обстоятельств того, что Волков В.Н. до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. от
года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ( жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. 2. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.... 3. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 4. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.... 6. Формирование списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.... В случае установления соответствия представленных документов требованиям законодательства уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот включает в список детей-сирот лицо, указанное в ходатайстве или заявлении. Решение об отказе от включения в список лица, указанного в ходатайстве или заявлении, принимается в случае отсутствия у лица права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. По результатам рассмотрения документов в государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края, обратившийся с ходатайством, или лицу, указанному в части 6.2 настоящей статьи, обратившемуся с заявлением, направляется уведомление о принятом решении по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края, в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
Приведенными положениями ст. Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 также предусмотрено, что предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам, из числа детей - сирот, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения лица в соответствующие органы Министерства социального развития Пермского края для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, исходя из того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на социальную поддержку, предусмотренную вышеуказанным Законом, только до достижения возраста 23 лет, заявитель Волков В.Н. до достижения установленного законом возраста 23 лет предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовался, с заявлением о постановке на учет в качестве
нуждающегося в предоставлении жилого помещения не обратился, в связи с чем на момент обращения с заявлением в ДД.ММ.ГГГГ утратил право на получение мер социальной поддержки для указанной категории лиц.
На момент принятия обжалуемого решения на ДД.ММ.ГГГГ и на момент обращения с заявлением Волков В.Н. не относился к категории лиц, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ годаЫ 159-ФЗ, и до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления или суд не обращался.
На основании изложенного, решение комиссии Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Волкову В.Н. в включении список лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, является законным.
Заявление Волкова В.Н. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Волкова В.Н. о признании незаконным Решения комиссии Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в включении Волкова В.Н. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилищного фонда, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья Е.Р. Низаева