PAGE 5
Судья Соленая Т.В.
33-30758
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда в составе: председательствующего Ломакиной Л.А.
судей Снегиревой Е.Н. и Григорьевой С.Ф.
при секретаре Суслове Д.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Ломакиной Л.А. дело по кассационной жалобе Морозова М.А. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 10 июня 2010 года,
которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Морозова М.А. к Управе района «Котловка» города Москвы о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанностей отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанностей, мотивируя тем, что по договору социального найма жилого помещения от 19.03.2007 г. истец является членом семьи нанимателя квартиры Морозова А.М. по адресу: 1. Указанная квартира была предоставлена семье истца на основании договора, выданного Советским РИК 02.03.1978 г. Квартира состоит из двух жилых комнат, из которых площадь проходной 17,70 кв. м. и площадь запроходной 13,80 кв. м., имеет общую площадь 48,20 кв. м., общую площадь без учета балконов 46,80 кв. м., жилую площадь 31,50 кв. м. В квартире зарегистрированы и проживают Морозов А.М. (отец истца), Морозова О.А. (мать истца), Морозова Т.А. (супруга истца), Морозова Е.М., 1999 г. рождения (дочь истца), Морозов Е.М., 2007 г. рождения (сын истца).
Семья истца нуждается в улучшении жилищных условий и в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи истца составляет менее учетной нормы, а именно 6,89 кв. м. В феврале 2008 г. истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
11.03.2008 г. ответчик на основании распоряжения главы управы района Котловка города Москвы от 03.03.2008 г отказал семье истца в составе из 6-ти человек в признании нуждающимися в жилых помещениях, ссылаясь на совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий (вселение жены сына).
31.03.2010 г. семья истца вновь обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
28.04.2010 г. ответчик на основании распоряжения главы управы района Котловка города Москвы от 27.04.2010 г. отказал семье истца в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что прошло менее 5 лет, предшествующих дате подаче заявления, после совершения действий (вселение Морозовой Т.А. и Морозовой Е.М.), повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых семья истца может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.
Истец не согласен с данным отказом, считает, что ответчик нарушил законные права и интересы в части улучшения жилищных условий, гарантированных Правительством г. Москвы, поскольку вселение супруги истца Морозовой Т.А. и несовершеннолетней дочери Морозовой Е.М. не является одним из способов ухудшения жилищных условий, т.к. размер площади на каждого члена семьи нанимателя в составе 5-ти человек составлял 9,64 кв. м., что являлось меньше учетной нормы.
Истец просит признать вселение несовершеннолетней Морозовой Е.М. и супруги Морозовой Т.А. действием не ухудшающим жилищные условия. Признать отказ Управы района Котловка города Москвы в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необоснованным и обязать Управу района Котловка города Москвы поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Истец явился, поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управы района Котловка г. Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Морозова Т.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Морозова О.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав лиц , участвующих в деле, представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Правовые основы предоставления жилого помещения, в том числе нормы предоставления и учетная норма площади жилого помещения; основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий; отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентированы в главе 7 (статьи 49 - 59) Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Те граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий (ст. 53 ЖК РФ).
Законом г. Москвы от 14.06.2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» определен порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (10 кв.м.).
В силу пункта 4 статьи 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 12 ч. 1 п. 2 Закона г. Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.09.2006 года отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не соблюдено хотя бы одно из условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
В судебном заседании из объяснений истца, представителя третьего лица, третьих лиц, представленных документов, судом установлен, что Морозов М.А. является членом семьи нанимателя Морозова А.М. жилого помещения в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: 1.
Указанное жилое помещение является собственностью города Москвы и относится к муниципальному жилищному фонду г. Москвы.
Квартира состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 48,20 кв. м., общую площадь без учета балконов 46,80 кв. м., жилую площадь 31,50 кв. м. из которых площадь проходной 17,70 кв. м. и площадь запроходной 13,80 кв. м. (л.д. 27).
В жилом помещении, расположенном по адресу: 1, зарегистрированы и проживают: с 25 апреля 1978 года Морозов А.М. (отец истца), с 25 апреля 1978 года - Морозова О.А. (мать истца), с 22 ноября 2007 года - Морозова Т.А. (супруга истца), с 11 октября 2007 года Морозова Е.М., 1999 г. рождения (дочь истца), с 11 октября 2007 года - Морозов Е.М., 2007 г. рождения (сын истца), с 16 марта 2010 года Морозова Н.М., 2010 года рождения (л.д. 25-26).
11 марта 2008 года письмом управы района Котловка города Москвы сообщено, что Морозову М.А. в составе из 6-ти человек отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) малоимущим гражданам в соответствии с положениями седьмой главы Жилищного Кодекса РФ и на основании части 1 (п. 12) статьи 12 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий (вселение жены сына).
Из единого жилищного документа усматривается, что Морозова Н.А. и Морозова Е.М., 22.12.1999 года рождения по месту жительства по адресу: 1 22 ноября 2007 года прибыла из жилого помещения, расположенного по адресу: 2 (указанное жилое помещение представляет собой отдельную трехкомнатную квартиру общей площадью 60,80 кв.м., жилой площадью 43,30 кв.м.. Собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: 2, являются родители Морозовой Т.А. Баева В.А., Баев А.М.) в спорное жилое помещение.
27 апреля 2010 года распоряжением управы района Котловка города Москвы Морозову М.А. и членам его семьи в составе 7-ми человек отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденных правовыми актами Правительства Москвы и предусматривающих возможность приобретения жилых помещений из жилищного фонда города Москвы гражданами, не признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий/ жилых помещениях согласно ст. 1 ч. 9 закона города Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечвении права жителей города Москвы на жилые помещения», так как прошло менее 5 лет, предшествующих дате подаче заявления, после совершения действий (вселение Морозовой Т.А. и Морозовой Е.М.), повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 9 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, - жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2-4 статьи 7 настоящего Закона, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Разрешая, заявленные требования, суд первой инстанции в решении обоснованно указал, что доводы истца о том, что вселение супруги Морозовой Т.А. в квартиру, расположенную по адресу: 1, не является действием, ухудшающим жилищные условия, суд нашел несостоятельным, в связи с неверным толкованием норм действующего законодательства, поскольку в соответствии со ст. 10 указанного закона, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: 5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов). Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются: 2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве
Таким образом, при рассмотрении документов, ответчик правомерно учитывал срок, прошедший с момента совершения действий (вселение Морозовой Т.А.), повлекших ухудшения жилищных условий.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что истец совершил действия, ухудшающие жилищные условия менее 5 лет назад, предшествующих дате подачи заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что распоряжение от 27.04.2010 г. района Котловка города Москвы об отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилищных помещений в рамках городских жилищных программ семье истца обосновано и вынесено в полном соответствии с действующим законодательством, и находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Истец также ставит требование об обязании Управы района Котловка города Москвы постановки на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Принимая во внимание, что суд не нашел оснований для признания распоряжения от 27.04.2010 г. Управы района Котловка города Москвы необоснованным, суд обоснованно приходит к выводу, что требование истца об обязании Управы района Котловка города Москвы постановки на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий также удовлетворению не подлежит.
Эти выводы суда подтверждаются материалами дела.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 10 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи