Решение по делу № 2-37/2019 от 27.11.2018

    

                                    Дело № 2-37/2019

                    РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

    02 апреля 2019 года                    г.Черняховск

    Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

    председательствующего судьи Лялякиной Ж.Ю.,

    при секретаре                  Кузнецовой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каретникова ФИО12 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ по Калининградской области, ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, как работнику летно-испытательного состава,

УСТАНОВИЛ:

    Истец Каретников А.В. обратился в Центральный районный суд г.Калининграда с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ по Калининградской области, ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, как работнику летно-испытательного состава.

    Определением Центрального районного суда г.Калининграда гражданское дело передано по подсудности в Черняховский городской суд.

    В ходе рассмотрения гражданского дела в Черняховском городском суде истец Каретников А.В. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просит: признать незаконным прекращение 15.09.1995 выплаты Каретникову А.В. пенсии за выслугу лет, как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации; признать за Каретниковым А.В. право на получение пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации; признать за Каретниковым А.В. право на одновременное получение с 01.01.2010 досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27.1 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ в редакции Федерального Закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, определив ее размер в соответствии с п.2 ст.17.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ, обязать ответчиков включить в выслугу лет летно-испытательного состава, дающего право на пенсию за выслугу лет работникам летно-испытательного состава на 15.12.1995 время работы в должности инструктора-летчика-парашютиста авиаспортклуба ДОСААФ Молдавской ССР и летчика гражданской авиации за период с 04.05.1970 по 31.12.1980, взыскать с ответчиков в пользу Каретникова недополученную пенсию с 15.09.1995 с учетом индексации.

    В обоснование требований истец указал, что в связи с работой в должностях летного состава с 1970 по 1980 г.г. (инструктор – летчик -парашютист авиаспортклуба ДОСААФ, пилот самолета Кишиневского авиаотряда, пилот и командир корабля Украинского Управления гражданской авиации, командир корабля - инструктор Смоленского авиационного завода) и летчиком-испытателем Смоленского авиационного завода (1981-1988 г.г.), ему была досрочно назначена пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации (35 лет 03 месяца) с 09.08.1988 года в максимальном размере 180 руб. В декабре 1989 года он переехал из г.Смоленска на постоянное место жительство в г. Кишенев Молдавской ССР, где проживал до 1995 года и получал указанную пенсию, так как был гражданином РФ. В 1995 году он переехал на постоянное место жительство в г.Черняховск, куда было направлено его пенсионное дело. Пенсионный орган в г.Черняховске в нарушении ст.133 Закона от 20.11.1990 «О государственный пенсиях в Российской Федерации» прекратил выплату ранее назначенной пенсии. С 15.09.1995 ему была назначена пенсия за выслугу лет в связи с работой в летном составе гражданской авиации по нормам ст.79 Закона от 20.11.1990. Пенсионным органом незаконно из специального стажа, дающего право на установление пенсии в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384, исключены периоды его работы в должностях летного состава гражданской авиации. С августа 2009 года истец неоднократно обращался в пенсионный орган с заявлениями о назначении пенсии как летчику-испытателю. Однако пенсия ему не была назначена. Незаконные решения пенсионного органа привели к существенному нарушению пенсионных прав истца.

    В суде Каретников А.В. и его представитель Смирнова Н.А. уточненные исковые требования поддержали.    

    Представители ответчиков ГУ УПФ РФ по Калининградской области Устин Е.А. и ГУ УПФ РФ в Черняховском районе (межрайонное) Гойшик Е.Н., Иванова С.И. в суде исковые требования не признали, поскольку в связи с переездом Каретникова А.В. в 1995 году в РФ, пенсионным законодательством были установлены различные условия назначения досрочной пенсии: работникам летного состава - на основании Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 4 сентября 1991 года    № 459; работникам летно-испытательного состава на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 5 июля 1991 года N 384). С 15 сентября 1995 года Каретникову А.В. по заявлению была назначена пенсия за выслугу лет как работнику гражданской авиации по ст.79 Закона от 20.11.1990 № 340-1. Оснований для установления пенсии, как работнику летно-испытательного состава, не имелось в связи с отсутствием 25 лет выслуги в должностях летно-испытательного состава, предусмотренных пунктом 3 Положения № 384. В должностях летно-испытательного состава за период работы с 01.12.1980 по 02.10.1988 у заявителя имеется 15 лет 8 месяцев 18 дней стажа работы, продолжительность которого определена в соответствии с нормами пункта 4 Положения № 384. Правомерность действий пенсионного органа при применении законодательства, регулировавшего пенсионное обеспечение летного и летно-испытательного состава, при назначении досрочной пенсии Каретникову А.В. подтверждается пунктами 16 и 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». С 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. С 1 января 2010 г. изменился порядок пенсионного обеспечения граждан из числа работников летно-испытательного состава. Работникам летно-испытательного состава предоставляется право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, пенсии за выслугу лет - в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, - в соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ. У истца нет необходимого стажа для назначения ему пенсии как работнику летно-испытательного состава.

Представитель ПФ РФ, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменные возражения по иску.

    Суд, выслушав пояснения сторон, свидетеля, исследовав доказательство по делу, пришел в следующему выводу.

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

    Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии, как закреплено в статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом, поэтому определение правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка исчисления и выплаты - компетенция федерального законодателя, который вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в том числе исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии.

    Осуществляя дифференциацию пенсионного обеспечения, федеральный законодатель должен исходить из требований Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 55 (часть 2), согласно которой в Российской Федерации не допускается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан, и учитывать правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

    В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Из материалов дела следует, что 30.11.2017 Каретников А.В. обратился в ГУ УПФ РФ в Черняховском районе Калининградской области с заявлением о перерасчете и назначении ему пенсии как работнику летно-испытательного состава.

Решением ГУ УПФ РФ в Черняховском районе Калининградской области от 18.12.2017 № К-87/41100 Каретникову А.В. было отказано в назначении пенсии в связи с работой в летно-испытательном составе в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" и пенсии за выслугу лет в соответствии с положениями Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении".

Считая незаконным решение пенсионного органа, Каретников А.В. обратился в суд с настоящим иском.

Как следует из материалов пенсионного дела, Каретников А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 09 августа 1988 года являлся получателем пенсии по выслуге лет как работник летно-испытательного состава. Специальный стаж истца составлял 35 лет 3 месяца 26 дней.

    Судом установлено, что Каретников А.В. в период с 04.05.1970 по 10.11.1970 работал в должности инструктора-летчика-парашютиста Республиканского авиаспортклуба ДОСААФ МССР; с 10.11.1971 по 19.10.1972 - пилот самолета ЯК-40, пилот вертолета в Кишиневском ОАО; с 23.10.1972 по 08.06.1973 2-й пилот самолета ЯК-40 Куйбышевского ОАО; с 12.06.1973 по 01.12.1977 – пилот и командир самолета ЯК-40 Одесского ОАО; с 02.12.1977 по 31.12.1980 командир-инструктор ЯК-40 Смоленского авиационного завода; с 01.01.1981 по 02.10.1988 летчик-испытатель Смоленского АЗ.

    Каретников А.В. в указанные периоды работы, являясь членом экипажа воздушных судов и летательных аппаратов, выполнял норму налета часов и имел летное свидетельство.

    Согласно Приложению N 1 к Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987 г. N 1412, действовавшему в период работы истца, в Перечень должностей летно-испытательного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет входят: Члены экипажей воздушных судов и летательных аппаратов, работники летных (учебно-летных, летно-методических и летно-испытательных) подразделений, а также работники министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющие руководство (инспектирование) летными (учебно-летными, летно-методическими и летно-испытательными) службами, при наличии летного свидетельства и при условии выполнения установленной нормы налета часов. Инженеры и техники всех наименований, совершающие полеты по испытаниям, исследованиям, сдаче, приемке воздушных судов и их агрегатов, оборудования и приборов, парашютной и другой техники. Парашютисты всех наименований, а также десантники-пожарные всех наименований, совершающие спуски с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, на специальных спусковых устройствах.

    В декабре 1989 года Каретников А.В. снялся с учета в Смоленской области в связи с переездом в Молдавскую ССР, где получал пенсию по выслуге лет до 31.08.1995 г. В 1995 году Каретников А.В. переехал в г.Черняховск, Калининградской области и пенсионное дело было направлено по новому месту жительства в РФ.

    Решением пенсионного органа от 25 сентября 1995 года Каретникову А.В. по заявлению от 15.09.1995 была назначена пенсия по выслуге лет как работнику гражданской авиации на основании ст.79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации". С 01.01.2002 года пенсия за выслугу лет была сконвертирована в трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

    Статьей 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

    Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года № 384, по сравнению с общим порядком назначения пенсий законодательство, регулировавшее пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава, содержало ряд льготных условий: пенсии названной категории граждан назначались независимо от возраста при наличии необходимой выслуги лет; размер пенсии мог составлять 75 процентов среднемесячного заработка, при этом не применялось установленное для всех других категорий работников ограничение пенсии максимальным пределом (не более трех и трех с половиной минимальных размеров пенсии по старости); предусматривался льготный порядок исчисления выслуги лет, дающей право на указанную пенсию, в зависимости от занимаемой должности и проведения летных испытаний или налета часов. Перечисленные льготы обеспечивали существенное повышение уровня пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава.

В соответствии с п.3 Положения № 384 право на пенсию за выслугу лет имеют: а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники: летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры -испытатели, парашютисты-испытатели (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.1992 N 577); б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний): инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований; в) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-испытательными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).

    Согласно пункту 5 Постановления Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава" в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации.    

    По сложившейся до 2006 года правоприменительной, в том числе судебной, практике, работникам летно-испытательного состава, обратившимся за назначением пенсии за выслугу лет включению в требуемую для назначения пенсии выслугу лет (не менее 25 (20) лет) включали только периоды работы в должностях и на работах, перечисленных в пункте 3 Положения Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 № 384.

    Однако, Конституционный суд в Определении от 2 ноября 2006 г. N 563-О по жалобам граждан Барсукова Б.Ю. и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пришел к выводу, что до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не существовало каких-либо правовых препятствий для включения в стаж, дающий работнику летно-испытательного состава гражданской авиации право на пенсию за выслугу лет, периодов службы в летном составе Вооруженных Сил и в должностях летного состава гражданской авиации.

    Данную правовую позицию Конституционный суд подтвердил в Определениях от 6 марта 2008 г. № 448-О-П и от 17 июня 2008 г. N 433-О-П.

    С 1 января 2010 г. изменился порядок пенсионного обеспечения граждан из числа работников летно-испытательного состава.

    Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 года, введены новые правила назначения пенсии работникам летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.

    Работникам летно-испытательного состава предоставляется право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, пенсии за выслугу лет - в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, - в соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ.

    В силу п. 8 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении" N 166-ФЗ от 15.12.2001 граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.2 указанного Федерального закона.

    В соответствии со статьей 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.

    Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    При этом с 01.01.2010 года периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

    Таким образом, на 09.08.1988 и 15.09.1995 имелись основания для включения Каретникову А.В. периодов работы в должностях гражданской авиации в специальный стаж для назначения пенсии как работнику летно-испытательного состава без каких-либо ограничений.     

    Ссылка ответчиков на отсутствие у Каретникова А.В. стажа 16 лет 8 месяцев работы на должностях летно-испытательной работы, судом не принимается во внимание, поскольку ограничения по включению периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа, введено только с 01.01.2010.

    Суд при решении вопроса о включении в специальный стаж по летно-испытательной работе периодов работы истца на должностых гражданской авиации, считает необходимым руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент работы истца на указанных должностях. Право на включение периодов работы на должностях летного состава гражданской авиации в летно-испытательный стаж возникло у Каретникова А.В. на основании действующих в период его работы норм, в том числе Приложения № 1 к Постановлению Совета Министров СССР от 11.12.1987 № 1412.

    Не состоятельна ссылка представителей ответчиков на то, что периоды работы в должностях гражданской авиации подлежат зачету не в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, а в иной стаж, который включается в выслугу лет сверх 25 (20) лет летно-испытательной работ.

    Исходя из буквального толкования приведенных выше законодательных актов, действующих в период работы истца и в период возникновения у Каретникова А.В. права на получение пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава (1995 г.), не существовало каких-либо правовых препятствий для включения в стаж, дающий работнику летно-испытательного состава гражданской авиации периодов службы в летном составе Вооруженных Сил и в должностях летного состава гражданской авиации.

    На момент назначения Каретникову А.В. 15.09.1995 пенсии, у него возникло право на получение по выбору пенсии по выслуге лет как работнику гражданской авиации или пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава.

    Из заявления Каретникова А.В. от 15.09.1995 не следует какой вид пенсии за выслугу лет он просил назначить.

    Каретникову А.В. пенсионным органом была назначена пенсия за выслугу лет как работнику летного состава гражданской авиации. Решение пенсионного органа Каретников А.В. в установленном законном порядке не оспорил.

    Порядок обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусматривает заявительный характер.

    Заявление пенсионера о назначении пенсии и перерасчете размера пенсии подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

    Таким образом, назначение пенсии, переход на другую пенсию и перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, с заявлением о назначении пенсии как работнику летно-испытательного состава и перерасчете пенсии Каретников А.В. впервые обратился в территориальный пенсионный орган только 30.11.2017 года. До указанной даты Каретников А.В. с заявлением о перерасчете пенсии или назначении пенсии как летчику-испытателю не обращался, об этом свидетельствуют показания истца в суде о том, что он узнал о получении им пенсии как летчиком гражданской авиации только в 2017 году. Указанные обстоятельства подтверждаются журналами регистрации заявлений граждан о назначении и перерасчете пенсий, представленными пенсионным органом, в которых отсутствуют сведения об обращении Каретникова А.В. с заявлениями о назначении пенсии как работнику летно-испытательного состава.

Исходя из вышеизложенного, право на перевод на другую пенсию как работнику летно-испытательного состава возникло у Каретникова А.В. с момента возникновения права и письменного обращения в территориальный пенсионный орган, то есть с 30.11.2017 года.

Оснований для назначения Каретникову А.В. пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации с 15.09.1995, не имеется, поскольку не было заявления истца о назначении данного вида пенсии.

    В силу п. 2 ст. 17.2 ФЗ от 15.12.2001 года N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых работа по непосредственному выполнению испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники составляет менее двух третьих указанной выслуги, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 800 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 300 процентов размера указанной социальной пенсии.

    Из анализа вышеприведенных норм закона, при наличии у истца общей выслуги более 25 лет, из которой 15 лет 8 месяцев 18 дней выслуги приходится на непосредственное участие в летных испытаниях на штатных рабочих местах в составе экипажей, следует вывод о том, что размер пенсии Каретникову А.В. должен производиться в соответствии с п. 2 ст. 17.2 ФЗ-166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 30.11.2017 года.

    Исковые требования Каретникова А.В. подлежат удовлетворению частично. Надлежащим ответчиком по иску Каретникова А.В. является территориальный орган ПФ - ГУ УПФ в Черняховском районе, который обязан произвести Каретникову А.В. перерасчет пенсии по выслуге лет в соответствии с ч.2 ст. 17.2, п.8 ст.3 ФЗ от 15.12.2001 года N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, выплатить недополученную пенсию по выслуге лет за период с 30.11.2017 года.

Не подлежат удовлетворению исковые требования Каретникова А.В. о признании незаконным прекращения выплаты ему пенсии по выслуге лет в 1995 году при переезде в РФ.

В силу Двустороннего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 10.02.1995 пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 2). Стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) из другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения (ст. 4).

При этом в соответствии со ст. 6 данного Соглашения назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства (ч. 1 ст. 6).

Статьей 7 Соглашения предусмотрено, что при переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства.

По новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца прописки или получения вида на жительство.

При таких обстоятельствах, ФИО3 была на законных основаниях прекращена выплата пенсии в Республике Молдова 31.08.1995 в связи с его выездом на постоянное местожительство в РФ, где пенсия ему назначена с 15.09.1995.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С ГУ УПФ РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд

                    

РЕШИЛ:

    Исковые требования Каретникова ФИО13 удовлетворить частично.

    Признать за Каретниковым ФИО14 право на получение пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава с 30.11.2017 года.

    Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) назначить Каретникову ФИО15 пенсию по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава и произвести перерасчет пенсии в соответствии с ч.2 ст. 17.2, п.8 ч.3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, выплатить недополученную пенсию по выслуге лет за период с 30.11.2017 года.

    Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) в пользу Каретникова ФИО16 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

    В удовлетворении остальной части иска Каретникову А.В. отказать.     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения.

         Судья

Черняховского городского суда                  Лялякина Ж.Ю.

    Мотивированное решение изготовлено 08.04.2019 года.

        Судья

Черняховского городского суда                  Лялякина Ж.Ю.

    

2-37/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Каретников Александр Викторович
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Калининградской области
Другие
Смирнова Наталия Александровна
Иванова Светлана Ивановна
Устин Елена Адамовна
Гойшик Елена Николаевна
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Судья
Лялякина Ж.Ю.
Дело на странице суда
cherniahovsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2020Дело оформлено
01.04.2020Дело передано в архив
02.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее