11RS0016-01-2021-001051-74
дело №2а-540/2021
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев 22 июля 2021 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
И.о. прокурора Сыктывдинского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности в срок до 01.01.2023 обеспечить безопасные условия эксплуатации автомобильной дороги «м. Мыргаиб-с.Ыб-м.Волокул» (идентификационный номер 87 228 ОП МР 021) путем приведения ее в соответствие с требованиями п. 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. В обоснование требований указано, что прокуратурой Сыктывдинского района по обращению гражданина проведена проверка по факту ненадлежащего содержания автомобильной дороги, в ходе которой установлено, что дорожное полотно названной выше дороги находится в ненадлежащем состоянии. Указывая, что полномочия по содержанию спорной дороги находятся в ведении административного ответчика, которым не исполняется возложенная на него законом обязанность по ее содержанию, а неудовлетворительное состояние автодороги нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, и.о. прокурора обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Стороны и заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили, о причинах неявки суд не известили. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что автомобильная дорога «м. Мыргаиб – с. Ыб – м. Волокул» отнесена к автомобильным дорогам местного значения и включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», утвержденный постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 13.05.2015 №5/769.
Из материалов дела следует, что на основании акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 05.10.2018, 09.10.2018 в адрес администрации МО МР «Сыктывдинский» ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району вынесено предписание об устранении нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017, путем проведения работ по устранению выбоин, превышающих предельно допустимые размеры на спорном участке автодороги.
В последующем, 15.04.2020 в адрес администрации МО МР «Сыктывдинский» ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району вынесено предписание №29 об устранении требований ГОСТ Р 50597-2017, путем проведения работ по восстановлению горизонтальной дорожной разметки на спорной автомобильной дороге.
Из материалов дела следует, что в 2020 году ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району проведено обследование эксплуатационного состояния покрытия проезжей части спорной автомобильной дороги, в ходе которого выявлено нарушение п. 4.2, 5.1.2, 5.2.4, 5.3.1, 6.3.1 ГОСТа Р 50597-2017.
На основании выявленных нарушений в отношении администрации МР МО «Сыктывдинский» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 02.10.2020 администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа.
Судом установлено, что в прокуратуру Сыктывдинского района Республики Коми поступило обращение Лысухина Р.Е. по факту нахождения в ненадлежащем состоянии автодороги «м. Мыргаиб-с. Ыб-м. Волокул».
На основании указанного обращения прокуратурой Сыктывдинского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что автодорога «м. Мыргаиб-с. Ыб-м. Волокул» не отвечает требованиям ГОСТ 50597-2017.
В 2021 году ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району проведено обследование автомобильной дороги, по результатам которого составлен акт обследования от 18.05.2021.
Из содержания указанного акта следует, что выявлены недостатки покрытия проезжей части, а именно: вблизи дома №7 м. Ель с. Ыб сплошное повреждение покрытия проезжей части в виде множественных выбоин, просадок на участке площадью 992,4 кв.м.; вблизи дома №104 м. Погост с. Ыб отдельная выбоина длиной 130 см, площадью 1,17 кв.м., глубиной 11,5 см, отдельная выбоина длиной 105 см, площадью 0,945 кв.м., глубиной 7 см; вблизи дома №126 м. Погост с Ыб отдельная выбоина длиной 80 см, площадью 0,424 кв.м, глубиной 8 см, отдельная выбоина длиной 120 см, площадью 1,8 кв.м., глубиной 8 см; вблизи дома №86а м. Погост с. Ыб загрязнение покрытия проезжей части в виде россыпи грунта; вблизи дома №58а м. Погост с. Ыб разрушение обочины глубиной более 15 см, площадью 4,5 кв.м.; вблизи дома №6 м. Погост с. Ыб отдельная выбоина диной 80 см, площадью 0,4 кв.м., глубиной 9 см, отдельная выбоина длиной 150 см, площадью 1,575 кв.м., глубиной 10 см; вблизи дома №40 д. Каргорт с. Ыб сплошное повреждение покрытия проезжей части в виде множественных выбоин, просадок на участке площадью 751,4 кв.м.; вблизи дома №52 в д. Каргорт с. Ыб отдельная выбоина длиной 75 см, площадью 1,05 кв.м, глубиной 8 см, отдельная выбоина длиной 100 см, площадью 1,2 кв.м., глубиной 9 см; вблизи дома №37 д. Каргорт с. Ыб отдельная выбоина длиной 190 см, площадью 1,9 кв.м., глубиной 9 см; вблизи дома №25 д. Каргорт с. Ыб сплошное повреждение покрытия проезжей части в виде множественных выбоин и просадок на участке площадью 696,8 кв.м; вблизи дома №49 д. Захарово с. Ыб сплошное повреждение покрытия проезжей части в виде множественных выбоин, просадок на участке площадью 559,02 кв.м; вблизи дома №43 д. Захарово с. Ыб сплошное повреждение покрытия проезжей части в виде множественных выбоин, просадок на участке площадью 1431,9 кв.м; вблизи дома №86 д. Захарово с. Ыб сплошное повреждение покрытия проезжей части в виде множественных выбоин, просадок на участке площадью 299,25 кв.м; на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует горизонтальная дорожная разметка, что не соответствует требованиям п. 5.2.4, 5.3.1, 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, в связи с чем участок дороги не соответствует межгосударственным, государственных и национальным стандартам РФ.
По результатам проверки в адрес руководителя администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми прокурором Сыктывдинского района 17.08.2020 внесено представление об устранении нарушений.
Между тем, до настоящего времени недостатки в эксплуатационном состоянии спорной автомобильной дороги не устранены.
Судом при рассмотрении дела установлено и не оспаривалось сторонами, что спорная автодорога расположена на административной территории муниципального района «Сыктывдинский», за МО МР «Сыктывдинский» зарегистрировано право муниципальной собственности на указанную дорогу, которая включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района «Сыктывдинский», что подтверждается предоставленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права и техническим паспортом автомобильной дороги.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
При этом, в силу ч. 4 статьи 14 Закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как предусмотрено статьей 5 Федерального закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; (пункты 6, 12 статьи 3).
Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно статье 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1).
Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии со статьей 8 Устава муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми отнесено к полномочиям муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми.
При этом, на основании ст. 52 Устава вышеуказанные полномочия осуществляются администрацией МР «Сыктывдинский» Республики Коми.
Таким образом, администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми является лицом, в обязанности которого входит осуществление дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, в том числе по содержанию спорной автомобильной дороги, включенной в перечень муниципального имущества МР «Сыктывдинский» Республики Коми.
Перечень и допустимые предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, требования к техническому состоянию организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Согласно п. 5.2.4 указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В соответствии с п. 4.2 указанного ГОСТа в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание,
принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном
порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Факт нахождения спорной автодороги в ненадлежащем состоянии по существу не оспаривался в ходе рассмотрения дела административным ответчиком. Доказательств соответствия автомобильной дороги «м. Мыргаиб – с. Ыб – м. Волокул» требованиям указанного выше ГОСТа административным ответчиком не представлено.
Разрешая требования прокурора, учитывая установленный в ходе рассмотрения дела факт ненадлежащего состояния автомобильной дороги, а равно ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности по содержанию спорной автодороги, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворениям заявленных требований, поскольку несоответствие спорной автодороги вышеприведенным требованиям закона свидетельствует о неправомерном бездействии административного ответчика, выразившемся в ненадлежащем осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения и обеспечении безопасности дорожного движения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, на безопасность их жизни и здоровья в случае участия в дорожном движении.
Доводы представителя административного ответчика о том, что органом местного самоуправления предпринимаются должные меры по содержанию автомобильных дорог местного значения в рамках выделенных бюджетных средств, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие должного финансирования, не может влиять на исполнение органом местного самоуправления возложенной на нее законом обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог, находящихся в ее ведении, поскольку исполнение указанных полномочий связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения, и не свидетельствует о принятии администрацией всех зависящих от нее и надлежащих мер по содержанию дороги в безопасном состоянии и не освобождает ее от исполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Доводы административного ответчика в указанной части не могут быть расценены судом как уважительные причины неисполнения возложенных законом обязанностей, поскольку безопасность граждан, участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования.
Более того, в соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Следовательно, именно во властных полномочиях административного ответчика входило предусмотрительное распределение бюджетных денежных средств, обеспечивающее надлежащее исполнение обязательств органов местного самоуправления.
Ссылки представителя административного ответчика на последующую передачу, в том числе автомобильной дороги, являющейся предметом настоящего рассмотрения, в собственность Республики Коми, в связи с чем, по мнению представителя, имеется необходимость привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, по убеждению суда, несостоятельны, поскольку доказательств того, что обжалуемым решением каким-либо образом могут быть затронуты права и интересы указанного лица не представлено.
Приходя к выводу об удовлетворении требований прокурора, суд также учитывает, что непринятие администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми надлежащих мер в области законодательства о безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Учитывая приведенные нормы закона, а так же установленные обстоятельства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, в том числе в части установления срока, в который административным ответчиком должны быть выполнены действия, направленные на приведение автодороги в соответствие с требованиями действующих нормативных актов, находя такой срок разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства, суд
решил:
требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанность в срок до 01.01.2023 года привести проезжую часть дороги «м. Мыргаиб-с.Ыб-м.Волокул» (идентификационный номер 87 228 ОП МР 021) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем восстановления покрытия проезжей части дороги и горизонтальной дорожной разметки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 июля 2021 года.
Судья Ю.В. Рачковская