Решение
Именем Российской Федерации
г. Чехов Московская область ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шахбанова А.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ГУ УПФР № по <адрес> и <адрес> о признании права на досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан ГУ У ПФР № по <адрес> и <адрес> о включении в педагогический стаж периоды работы с 01.09.1984г. по 31.08.1992г. в должности старшей пионервожатой средней школы № <адрес>, с 30.04.2008г. по 22.01.2010г. в должности заведующего отделом защиты прав несовершеннолетних и профилактики социального сиротства в управлении опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району, с 22.01.2010г. по 25.04.2015г. в должности главного специалиста отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району.
В судебном заседании в обоснование требований истица пояснила, что 23.01.2015г. она обратилась в ГУ - Управление ПФР № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, согласно, ст. 30 п.1 ПП.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» N3400-ФЗ от 28.12.2013г.
Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР № по <адрес> и <адрес>, протокол № от 04.03.2015г. ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа.
Ей не включили в специальный трудовой стаж период работы 01.09.1984г. по 31.08.1992г. в должности старшей пионервожатой средней школы № <адрес>, с 30.04.2008г. по 22.01.2010г. в должности заведующего отделом защиты прав несовершеннолетних и профилактики социального сиротства в управлении опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району, с 22.01.2010г. по 25.04.2015г. в должности главного специалиста отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району.
Считает, что решение комиссии является не законным и не обоснованным.
Ответчик- представитель ГУ УПФР№ в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенными в отзыве на исковое заявление.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 23.01.2015г. истица обратилась в ГУ - Управление ПФР № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, согласно, ст. 30 п.1 ПП.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» N3400-ФЗ от 28.12.2013г.
Для назначения данной пенсии необходимо не менее 25 лет осуществлять педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР № по <адрес> и <адрес>, протокол № от 04.03.2015г. ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа.
Истице не включили в специальный трудовой стаж период работы 01.09.1984г. по 31.08.1992г. в должности старшей пионервожатой средней школы № <адрес>, с 30.04.2008г. по 22.01.2010г. в должности заведующего отделом защиты прав несовершеннолетних и профилактики социального сиротства в управлении опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району, с 22.01.2010г. по 25.04.2015г. в должности главного специалиста отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району.
Назначение страховой пенсии по старости в соответствии пп.19 п.1 ст.З0 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» производится согласно п. 2. СТ. 30 Закона на основании Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, Правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. м) п. 2 и п. 3 Постановления Правительства N2 665 от 16.07.20] 4 г. применяются:
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона N2 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516 "Об утверждении Правил.. .. ";
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".. . ", Список должностей и учреждений, работа в которых засчитыветсяя в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 (периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ г.);
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2", утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397- для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N2 781), в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан при ГУ - Управлении ПФР № по <адрес> и <адрес>, протокол N2 45 от ДД.ММ.ГГГГ, истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа.
На момент подачи заявления в Пенсионный фонд, специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости ФИО1 составлял 11 лет 05 месяцев 00 дней.
В специальный трудовой стаж Истицы засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя средней школы №8.
В соответствии с исковым заявлением Истица просит суд возложить обязанность на ГУ - Управление ПФР № по <адрес> и <адрес> включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следующие периоды:
1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период работы в должности старшей пионервожатой средней школы № <адрес>;
2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в должности заведующего отделом защиты прав несовершеннолетних и профилактики социального сиротства в управлении опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району;
3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в должности главного специалиста отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району.
1. Период работы в должности старшей пионервожатой средней школы № г. не может быть включен в специальный стаж по следующим основаниям.
В период указанной трудовой деятельности истицы, до ДД.ММ.ГГГГ Г., действовало Постановление Совмина ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утвержденное которым Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривало, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время работы в школах в качестве штатных пионервожатых (п. 1, абз. 5 п. 2 данного Положения). Вместе с тем, в силу п. 4 названного Положения время работы, указанной в п. 2 Положения (в том числе, работы пионервожатой), подлежало зачету в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Судом установлено, что законодательство, действующее в период работы истца, предусматривало, что работа в качестве старшей пионервожатой подлежала включению в стаж не сама по себе (поскольку не была названа в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совмина ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397)), а лишь при условии наличия у истца ко времени обращения за пенсией 2/3 стажа, дающего право на такую пенсию.
Позднее принятыми нормативными правовыми актами, включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, работы в качестве пионервожатой законодательством не предусматривалось.
Согласно письму Пенсионного Фонда России от ДД.ММ.ГГГГ N ЛЧ-25-24/9044 "О включении периода работы в должности пионервожатой в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью" периоды работы в должности пионервожатой, имевшие место до 01.10.1993, могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день установления указанной пенсии.
Верховный Суд Российской Федерации, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ Х2 2-П, а также в ряде его определений, статей 6 (ч. 2),15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, указал, что период работы в должности пионервожатая «подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту деятельность».
Соответственно, данные периоды работы истицы могли быть включены в специальный стаж при условии наличия у нее не менее 2/3 стажа работы на предусмотренных в Перечне должностях. Вместе с тем, истица такого стажа не имеет.
2. Период работы в должности заведующего отделом защиты прав несовершеннолетних и профилактики социального сиротства в управлении опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району н период работы в должности главного специалиста отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Чеховскому муниципальному району не может быть включен в специальный стаж, так как такие должности и учреждения не предусмотрены «Списком должностей и учреждений.. . » и «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".. . ", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г., №781.
Должности «заведующего отделом защиты прав несовершеннолетних и профилактики социального сиротства» и «главного специалиста отдела опеки и попечительства» также не предусмотрены Справочником, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Более того, должностные обязанности, указанные истицей, доказывают, что характер выполняемой работы не был связан с работой с детьми, не относится к педагогическому персоналу и в целом характер работы, в этих должностях не свидетельствует о выполнении той работы и тех обязанностей, несении тех нагрузок, которые характерны, для работы в должностях, указанных в Списках.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, а образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Наименования учреждений в Списке включают в себя учреждения, осуществляющие педагогическую деятельность (образовательные учреждения для детей, в том числе для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждения здравоохранения (специализированные) и социального обслуживания и др.).
Организации, в которых истица работала, не входят в их число, не являются учреждениями для детей, образовательная деятельность не является целью их деятельности.
В соответствии Письмом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" и его Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации в Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних не входит Закон «Об образовании». Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие основные направления: профилактика социального сиротства; развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответственно, данные периоды работы истицы не могли быть включены в специальный стаж.
С учетом вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о назначении досрочной пенсии - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов
Копия верна
Оригинал решения находится в Чеховском городском суде Московской области в гражданском деле № №
Судья: А.А. Шахбанов