Именем Российской Федерации
г. Звенигово 17 декабря 2018 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием помощника прокурора <адрес> Щеголевой А.В., от Министерства социального развития Республики Марий Эл представителя по доверенности № от <дата> Степановой Л.В., заявителя Скрипника Р.В., его опекуна Скрипник О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Скрипника Р. В. о признании его дееспособным,У С Т А Н О В И Л:
Скрипник Р.В. обратился в суд с заявлением о признании его дееспособным. В обоснование требования ссылался на то, что решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> он был признан недееспособным по причине заболевания в форме «деменции, в связи с отравлением угарным газом», и невозможности в момент вынесения решения понимать значения своих действий и руководить ими. Основания считать его недееспособным отпали, состояние психического здоровья улучшилось, может себя обслуживать, ориентируется в пространстве, может делать покупки, распоряжаться денежными средствами, ухаживать за собой.
В судебном заседании заявитель Скрипник Р.В. заявленное им требование поддержал, суду пояснил, что был признан недееспособным по заявлению брата, проживает с матерью, которая назначена его временным опекуном, в настоящее время состояние его здоровья улучшилось, может самостоятельно пользоваться правами и представлять свои интересы в суде, в опеке не нуждается. Принимает лечение, которое сам себе назначает, самостоятельно совершает покупки продуктов питания в магазинах <адрес> Яр и <адрес>, подрабатывал, имеет намерение поехать в <адрес> для восстановления «деятельности мозговых клеток», в Казань для приобретения специального питания для «наращивания мышечной массы», по его проекту построена объездная дорога к <адрес>, пользуется «Интернетом», в том числе для знакомств с девушками, строя планы на будущее. Намерен реализовать принадлежащие ему права, в том числе пользоваться бесплатным проездом.
Назначенная временным опекуном Скрипник О.К. полагала, что ее сын Скрипник Р.В. в настоящее время самостоятельно осуществлять права и нести обязанности не может. Не отрицая положительного эффекта от пройденного год назад лечения в ГБУ «Республиканская психиатрическая больница», после которого он стал спокойнее, фактов совершения покупок продуктов питания в торговых точках, возможности кратковременного оставления (по несколько дней) без присмотра, полагала необходимым опеку над Скрипником Р.В., который по ее мнению, не сможет спланировать расходы на месяц и самостоятельно проживать на получаемую пенсию. На приемы к врачу-психиатру не ходит, стационарное лечение в психиатрическом отделении также не проходит, принимает медицинские препараты, которые считает ему необходимыми, включая прописанные ей лично. В связи с этим Скрипник Р.В. становится раздражительным и агрессивным.
Представитель органа опеки и попечительства Степанова Л.В. полагала, что основания, в силу которых Скрипник Р.В. был признан недееспособным, в настоящее время не отпали.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя и его опекуна, мнение заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленное требование о признании Скрипника Р.В. дееспособным не обоснованным, подлежащими оставлению без удовлетворения, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее ГК РФ) от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун; опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (пункт 2 статьи 29, пункт 2 статьи 32). Гражданин, признанный недееспособным, не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в том числе пенсией, даже для совершения мелких бытовых сделок и не отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, как это предусмотрено статьей 24 ГК РФ в отношении дееспособных граждан. Признание гражданина недееспособным распространяется и на процессуальную дееспособность: его права, свободы и законные интересы в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия защищают законные представители - опекуны (пункт 2 статьи 31 ГК Российской Федерации).
Состояние недееспособности влечет и другие правовые последствия, в частности препятствует вступлению в брак и является основанием для расторжения брака в упрощенном порядке, исключает возможность усыновления детей (статья 14, пункт 2 статьи 19, пункт 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации), а также возможность избирать, быть избранным и участвовать в референдуме (статья 32, часть 3, Конституции Российской Федерации; пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Таким образом, признание гражданина недееспособным вследствие психического расстройства означает существенное изменение его правового статуса: с момента вынесения судебного решения он на формально не определенный период считается утратившим возможность совершать гражданско-правовые сделки, а также исполнять обязанности и нести ответственность за свои действия.
В силу положений ст. 29 ГК РФ при восстановлении способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими суд признает его дееспособным.
Согласно вступившему в законную силу решению Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата>, Скрипник Р. В., <дата> года рождения, уроженец <адрес>, признана недееспособным. У Скрипника Р.В. установлено наличие психического расстройства в форме «Деменции, в связи с отравлением угарным газом» (<.....>). На основании приказа и.о. министра социального развития Республики Марий Эл от <дата> №-ОД Скрипник О.К. назначена временным опекуном Скрипника Р.В., последний зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, нетрудоспособен, получателем пенсии по инвалидности.
Согласно имеющемуся в материалах дела № заключению № от <дата> первичной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, проведенной ГБУ Республики Марий Эл «Республиканская психиатрическая больница», следует, что Скрипник Р.В. обнаруживает психическое расстройство в форме «Деменции, в связи с отравлением угарным газом» (<.....>), о чем свидетельствуют данные анамнеза и медицинской документации о перенесенном испытуемым в <дата> отравлении угарным газом тяжелой степени, с последующим делириозным нарушением сознания и развитием в исходе выраженного психоорганического синдрома. Последствия токсического поражения головного мозга имели значительную выраженность и проявлялись в интелектуально-мнестическом снижением и грубыми эмоционально-волевыми нарушениями с агрессивным и аутоагрессивными тенденциями, аффективной неустойчивостью и импульсивностью, что привело к социально-трудовой дезадаптации подэкспертного. В ходе исследования выявлены свойственные для органического симптомокомплекса нарушения мышления, в виде его аморфности непродуктивной обстоятельности, снижение памяти и интеллекта, эмоциональная неадекватность, возбудимость, импульсивность, грубые нарушения волевой регуляции деятельности и ее осмысленного контроля, критическая и прогностическая несостоятельность. В силу указанных психических расстройств Скрипник Р.В. не был способен понимать значение своих действий и руководить ими.
Для проверки доводов заявления, определением суда по делу назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «<.....>».
Согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы № от <дата> Скрипник Р.В., <дата> года рождения, страдает хроническим психическим расстройством в форме «Деменции, в связи с отравлением угарным газом» (<.....>). Об этом свидетельствуют данные анамнеза и медицинской документации о перенесенном испытуемым в <дата> отравлении угарным газом тяжелой степени, с последующим делириозным нарушением сознания и развитием в исходе выраженного психоорганического синдрома. Данный диагноз подтверждается настоящим освидетельствованием, в ходе которого выявлены свойственные для органического симптомокомплекса нарушения мышления, в виде его аморфности непродуктивной обстоятельности, снижение памяти и интеллекта, эмоциональная неадекватность, возбудимость, импульсивность, грубые нарушения волевой регуляции и ее осмысленного контроля, критическая и прогностическая несостоятельность. В силу указанных психических расстройств Скрипник Р.В. в настоящее время не может понимать значение своих действий и руководить ими. Его личное участие в судебном заседании не создаст опасность для его жизни либо здоровья или для жизни и здоровья окружающих. По психическому состоянию не способен понимать значение своих действий и руководить ими при помощи других лиц.
Оснований сомневаться в правильности или обоснованности экспертного заключения не имеется, поскольку экспертное заключение является ясным и полным, экспертиза проведена специалистами, имеющими необходимые познания в области психиатрии и опыт работы, которые были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертами исследовались и учитывались представленные материалы дела, в том числе медицинские документы.
Скрипник О.К. также подтвердила то обстоятельство, что Скрипник Р.В. нуждается в постороннем контроле.
С учетом данных о степени социальной адаптации Скрипника Р.В., имеющегося у него психического расстройства, которое достаточно выражено, значительно снижает его критическое отношение к окружающему и собственной личности, искажает оценки реальных событий и своего состояния, лишает его возможности принимать осознанные решения, иметь способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, в связи с чем приходит к выводу о том, что в силу психического расстройства Скрипник Р.В. нуждается в опеке, в связи с чем не может быть признан дееспособным.
Довод заявителя Скрипника Р.В. о том, что он в настоящее время отдает отчет своим действиям и может руководить ими, не нашел своего объективного подтверждения в ходе судебного заседания.
Оценив в совокупности вышеизложенное и руководствуясь ст. 29 ГК РФ, суд считает установленным наличие у Скрипника Р.В. стойкого психического расстройства и приходит к убеждению, что вследствие этого Скрипник Р.В. в настоящее время, не может понимать значения своих действий и руководить ими, нуждается в опеке в целях защиты его прав, в том числе имущественных и жилищных, реализации права на медицинское обслуживание и социальное обеспечение.
Основания, в силу которых Скрипник Р.В. был признан недееспособным (наличие психического расстройства), в настоящее время не отпали, суду не представлены и в материалах дела не содержатся относимые и допустимые доказательства, с бесспорностью свидетельствующие о восстановлении способности Скрипником Р.В. полностью либо в части, понимать значение своих действий или руководить ими, следовательно, основания для признания Скрипника Р.В. дееспособным и отмене установленной над ним опеки отсутствуют, в связи с чем заявление Скрипника Р.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Скрипника Р. В. о признании его дееспособным оставить без удовлетворения.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2018 года.