Решение по делу № 2-1398/2020 от 05.08.2020

Дело № 2-1398/2020 г.

УИД 33RS0014-01-2020-001961-85.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 октября 2020 года

     Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи                            Бабеншевой Е.А.

при секретаре                                                         Чумаковой В.Р.

с участием истца Зайцевой Н.Н., представителя ответчика Гуреевой И.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Зайцевой Н.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

у с т а н о в и л:

Зайцева Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) и просит включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы:

-с 13.08.1986 г. по 29.12.1989 г. в должности медицинской сестры терапевтического отделения, медсестры физиокабинета Владимирской областной больницы № 1;

-с 09.01.1990 г. по 28.12.1991 г., с 01.04.1993 г. по 01.07.1998 г. в должности медицинской сестры физиокабинета в здравпункте завода Радиоизмерительных приборов «Муромской городской больницы № 3» (в том числе с 29.12.1991 г. по 31.03.1993 г. период отпуска по уходу за ребенком);

-с 02.07.1998 г. по 24.05.1999 г. в должности сестры физиокабинета в здравпункте завода Радиоизмерительных приборов;

-с 13.04.1987 г. по 13.06.1987 г. период прохождения курсов повышения квалификации с оплатой;

-с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. период простоя по вине работодателя;

-с 01.02.2003 по 25.12.2003 г. в должности медицинской сестры по физиотерапии в «Муромском реабилитационном центре для детей и подростков в ограниченными возможностями»;

-признать право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 27 апреля 2020 года.

     В обоснование иска указала, что 29 апреля 2020 года обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Однако 18 мая 2020 года решением Управления в назначении данной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, так как ответчик не включил ей в специальный стаж указанные периоды её работы. Считая данный отказ необоснованным, просила обязать ответчика включить ей в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В судебном заседании истец Зайцева Н.Н. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) Гуреева И.Н. иск не признала по основаниям указанным в решении об отказе в установлении пенсии № 136380/20 от 18 мая 2020 года.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения нс менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях” Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение прудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 применяется, в частности, постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

           Периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

         Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в спорные периоды работы истца), право на пенсию за выслугу летимеют врачи исредний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учрежденийвсех форм собственности.

Таким образом, периоды работы:

  • с 13.08.1986г. по 29.12.1989г. - в должности медицинской сестры терапевтического отделении, медсестры фнзиокабинсга Владимирской областной больницы;
  • с 09.01.1990г. по 28.12.1991г., с 01.04.1993г. по 01.07.1998г.- в должности медицинской сестры физиокабинета в здравпункте завода Раднозмерительных приборов «Муромской городской больницы № 3» (в том числе с 29.12.1991 г. по 31.03.1993г. - период отпуска по уходу за ребенком), и
  • с 02.07.1998г. по 24.05.1999г., - в должности медицинской сестры физиокабинста в здравпункте завода Раднозмерительных приборов,подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, поскольку все это время истец выполняла работу по должности медицинской сестры и медицинской сестры по физиотерапии в медицинском здравпункте - структурно подразделении сначала больницы, а затем государственного предприятия.

Допущенные неточности в трудовой книжке и бухгалтерских документах в наименовании должности работниками кадров, не могут являться основанием для исключения данных периодов из специального стажа. Истец осуществляла работу на полную ставку в течение полного рабочего дня, отвлечений от работы не имела.

Таким образом, данные спорные периоды должны быть включены в специальный стаж. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой № 02-38/11 от 03.02.2020г., выданной ГБУЗ ВО «ОКБ», справкой № 2 от 29.01.2020г., выданной ГБУЗ ВО «МГБ № 3» и справкой № 047/373 от 17.01.2020г, выданной АО «М3 РИП».

Период прохождения курсов повышения квалификации с оплатой с 13.04.1987 г. по 13.06.1987 г. также подлежат зачету в специальный стаж.

Истец проходила обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением среднего месячного заработка.

В соответствии с п. 4 и п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г., (применяется при назначении досрочных страховых пенсии в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, при условии уплаты за эти периоды работы страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется в этот период место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичное положение содержалось и в ст. 112 КЗоТ РФ. Поэтому, несмотря на то, что курсы повышения квалификации прямо не предусмотрены действующим пенсионным законодательством, период их прохождения является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель отчисляет страховые взносы в ПФР, следовательно, он не может быть исключен из специального стажа.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, спорный период подлежат зачету в специальный медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Период с 01.01.1999г. по 30.04.1999г. простоя но вине работодателя с оплатой в размере минимальной заработной платы, также подлежит зачету в специальный стаж, поскольку Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года (в данное время ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях»), устанавливает как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.

Учитывая позицию законодателя, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449).

В соответствии с п. 2 Правила исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, применяются только в части, не урегулированной настоящими Правилами.

Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника)

Однако, необходимо учитывать то обстоятельство, что законодательство, действующее в спорный период работы, не предусматривало исключение периодов простоя из специального стажа.

С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Следовательно, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2012 года, распространяются на правоотношения, возникшие после введения их в действие, и не могут иметь обратной силы, как ухудшающие положение истца.

Периоды простоя относятся к периоду работы истца, связанному с осуществлением педагогической деятельности до 2002 года, в связи с чем, правовую оценку прав истца необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения в указанный период и не содержащим ограничений в части включения в специальный стаж периодов простоя по вине работодателя.

Кроме того, в периоды простоя трудовые отношения с Зайцевой Н.Н. не расторгались, во время вынужденного простоя она получала заработную плату, предприятие перечисляло в Пенсионный фонд необходимые взносы.

         Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела ответчиком непредставлено.

При таких обстоятельствах, спорный период простоя по вине работодателя подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Период работы с 01.02.2003 г. по 25.12.2003 г. - в должности медицинской сестры по физиотерапии в «Муромском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями» также подлежит зачету в специальный стаж лечебной деятельности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации предприятия, регистрационный номер № 1341, Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями (ДЦП) создан в соответствии с постановлением Главы администрации г. Мурома № 966 от 28.07.1995 года. Основными видами деятельности являются: проведение лечебных мероприятий по реабилитации детей-инвалидов, санитарно-просветительная, консультативная работа.

Согласно Положению о названном учреждении, утв. постановлением Главы администрации г. Мурома № 966 от 28.07.1995 года, действующему до 25.12.2003 года (до переименования). - «Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями (ДЦП) (далее Центр) является учреждением, осуществляющим комплексную помощь семьям с детьми-инвалидами с детства: медицинскую, реабилитационную, консультативную. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти по согласованию с городским отделом социальной защиты. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения диагностики и разработки программ реабилитации, медикосоциальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, отделение дневного пребывания, стационарное отделения, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

           В декабре 2003 года в соответствии с Приказом Начальника Управления социальной защиты населения администрации округа Муром № 334 от 28.11.2003г., по согласованию на основании Распоряжения председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром № 229 от 09.12.2003 г., «Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями (ДЦП)» 25 декабря 2003 года был переименован в Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

           Согласно Уставу Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее Центр) является учреждением, осуществляющим на территории округа Муром социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются.

          Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психологосоциальной, и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению к труду.

         Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения психолого-педагогической помощи, дневного пребывания, стационарное отделение а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

         Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п. 16 Постановления от 11.12.2012 годаИ 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданна трудовые пенсии" В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей н задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций,вкоторыхонработали т.п.).

           Как видно, из представленных документов в материалы дела, назначение, задачи, цели, контингент воспитанников при работеистца как в Центре реабилитации детей с ограниченными возможностями, так и в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями не менялся.

          Характер трудовых функций и обязанностей как медицинской сестры по физиотерапии в работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями на протяжении всего периода, начиная с 01.02.2003 года по настоящее время не менялся.

         Неисполнение органами местного самоуправления, учредителями образовательных учреждений предусмотренных законодательством требований к приведению их названий в соответствие со Списком лечебных учреждений не должно ограничивать права работников на их пенсионное обеспечение за выслугу лет.

         Кроме того, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за периоды работы Зайцевой Н.Н. с 26.12.2003 года по настоящее время работодателем - Реабилитационным центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Мурома представляются с кодом льготной работы лечебной деятельности 27-ГД и принимаются для учета УГГФР в г. Муроме, что подтверждается Выпиской из ИЛС застрахованного лица.

         При таких обстоятельствах, данный спорный период полежит зачету в специальный стаж.

Решением пенсионного фонда в стаж истца указанные периоды зачтены не были, стаж истца составил 13 лет 7 месяцев 24 дня.

Поскольку исковые требования истца подлежат удовлетворению и спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж, то стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по состоянию на 27 апреля 2020 года составляет 30 лет.

В соответствии со ст.ст. 19, 39 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку на день обращения истца к ответчику за назначением пенсии, с учетом спорных периодов Зайцева Н.Н. имела необходимый специальный стаж и страховой стаж, то исковые требования истца о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 27 апреля 2020 года также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Зайцевой Н.Н. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) включить Зайцевой Н.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следующие периоды работы:

-с 13.08.1986 по 29.12.1989 в должности медицинской сестры терапевтического отделения, медсестры физиокабинета Владимирской областной больницы № 1;

-с 09.01.1990 по 28.12.1991, с 01.04.1993 по 01.07.1998 в должности медицинской сестры физиокабинета в здравпункте завода Радиоизмерительных приборов «Муромской городской больницы № 3» (в том числе с 29.12.1991 по 31.03.1993 период отпуска по уходу за ребенком);

-с 02.07.1998 по 24.05.1999 в должности сестры физиокабинета в здравпункте завода Радиоизмерительных приборов;

-с 13.04.1987 по 13.06.1987 период прохождения курсов повышения квалификации с оплатой;

-с 01.01.1999 по 30.04.1999 период простоя по вине работодателя;

-с 01.02.2003 по 25.12.2003 в должности медицинской сестры по физиотерапии в «Муромском реабилитационном центре для детей и подростков в ограниченными возможностями»

Признать за Зайцевой Н.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 27 апреля 2020 года.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                  Е.А. Бабеншева

Мотивированное решение составлено 08 октября 2020 года.

2-1398/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Зайцева Наталья Николаевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в округе МУром и МУромском районе Владимирской области
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Бабеншева Елена Александровна
Дело на странице суда
muromsky.wld.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Подготовка дела (собеседование)
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2020Судебное заседание
01.10.2020Судебное заседание
08.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее