Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 июня 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Нагапетян А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-507/2020 по административному исковому заявлению Шпетера А.Е. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,
с участием представителя Шпетера А.Е. по доверенности Першиной Е.В.,
у с т а н о в и л:
Шпетер А.Е. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости в размере 93 158 174,55 руб.
В обоснование заявленных требований Шпетер А.Е. указал, что является сособственником вышеуказанного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого превышает размер его рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца по доверенности Першина Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами административного иска.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованные лица:, Администрация г.о. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, Варламов С.А., Канивец О.В., Зайцева Т.В., Акулина И.И., Соколова В.Л., Вишняков П.В., Руднева Е.А., Шабуров И.В., Вашкевич А.А., Шахнович М.К., Полянин А.С., Туркина О.В., Кордит Т.А., Фролов С.В., Тихомиров Я.О., Анохина Н.В., Сидоров А.В., Сидоров В.В., Клопов А.В., Шорохова Т.П., Беляева Татьяна Николаевна, Каплан Ирина Владимировна, Фильченко Татьяна Борисовна, Фильченко Дмитрий Анатольевич, Салихов И.Р., Синельников М.Е., Руднев И.В., Елисеева Л.Н., Пивоварова Н.Л., Мербаум Н.В., Королюк Е.А., Суслова В.А., Лыков П.А., ООО "Декабрь", Някин А.В., Милеева А.А., Новикова С.Б., Витевский А.Е., Зайко Е.В., Грабовец И.А., Дьяченко Е.О., Новикова Т.А., Типикин Ю.В., Субботин В.А,, Сотникова Л.А., Тарасов И., Кордит Е.А., Харитонова О.В., Емелин И.А., Левина В.С., Пупченко И.А., Антипина А.С., Апкалимова Н.В., Белоусова С.В., Дементьева Е.С., Полянина Ю.А., Родичева В.А., Колсанова О.А., Щербакова И.Л., Орлов С.В., Касьян А.Ю., Новикова Т.А., Сапожникова Н.В., Масленникова О.Н., Попов В.И., Машков К.Д., Гладкова Л.А., Сапожников Ю.А., ООО "САМАРАДОРМАШ", Быков Д.Е., АО "ВОЛГАТРАНССТРОЙ", Ладыгина Е.С., Тихонов А.Н., Бухал Н.К,, Габелко И.А., ООО "Веструм-Актив", Щетинина Л.В. не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Шпетеру А.Е., Варламову С.А,, Канивец О.В., Зайцевой Т.В., Акулиной И.И., Соколовой В.Л., Вишнякову П.В., Рудневой Е.А., Шабурову И.В., Вашкевичу А.А., Шахнович М.К., Полянину А.С., Туркиной О.В., Кордит Т.А., Фролову С.В., Тихомирову Я.О., Анохиной Н.В., Сидорову А.В., Сидорову В.В., Клопову А.В., Шороховой Т.П., Беляевой Т.Н., Каплан И.В., Фильченко Т.Б., Фильченко Д.А., Салихову И.Р., Синельникову М.Е., Рудневу И.В., Елисеевой Л.Н., Пивоваровой Н.Л., Мербаум Н.В., Королюк Е.А., Сусловой В.А., Лыкову П.А., ООО "Декабрь", Някину А.В., Милеевой А.А., Новиковой С.Б., Витевскому А.Е., Зайко Е.В., Грабовец И.А., Дьяченко Е.О., Новиковой Т.А., Типикину Ю.В., Субботину В.А., Сотниковой Л.А., Тарасову И., Кордиту Е.А., Харитоновой О.В., Емелину И.А., Левиной В.С., Пупченко И.А., Антипиной А.С., Апкалимова Н.В., Белоусова С.В., Дементьева Е.С., Полянина Ю.А., Родичева В.А., Колсанова О.А., Щербакова И,Л., Орлов С.В., Касьян А.Ю., Новикова Т.А., Сапожникова Н.В., Масленникова О.Н., Попов В.И., Машков К.Д., Гладкова Л.А., Сапожников Ю.А., ООО "САМАРАДОРМАШ", Быков Д.Е., АО "ВОЛГАТРАНССТРОЙ", Ладыгина Е.С., Тихонов А.Н., Бухал Н.К., Габелко И.А., ООО "Веструм-Актив", Щетинина Л.В. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 4 996,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного нежилого помещения определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 в размере 284 370 546,45 руб. по состоянию на 06 июня 2011 года.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого помещения и считая свои права нарушенными, 27 декабря 2019 года Шпетер А.Е. с пропуском срока обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке № № от 26 декабря 2019 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Поволжская лаборатория судебной экспертизы», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена в размере 93 158 174,55 руб.
Не согласившись с указанным отчетом об оценке, Администрация г.о. Самара заявила ходатайство о назначении судебной экспертизы.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
Определением суда от 13 февраля 2020 года по делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «ГОСТ».
По результатам судебной экспертизы, проведенной 20 апреля 2020 года, составлено заключение эксперта № №, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 06 июня 2011 года составила 96 030 000 рублей.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что в них содержится подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Методика исследования, расчёты и определение величины рыночной стоимости нежилого помещения соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется. Представитель административного истца не оспаривал результаты проведенной судебной экспертизы, однако настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости, определенной заключением эксперта в размере 96 030 000 руб.
Величина рыночной стоимости, определенная отчетом об оценке, не может быть положена в основу решения, поскольку является недостоверной.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд - 27 декабря 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Шпетера А.Е. удовлетворить частично.
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 4 996,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 96 030 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Датой обращения Шпетера А.Е. в суд считать 27 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 2 июля 2020 года.