Судья Володина О.В. дело № 33-918/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 04 июня 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поапелляционной жалобе представителя Долгирева П.С. Пономаренко Д.Ф. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 февраля 2015 года, которым отказано в удовлетворении иска Долгирева П. С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» о признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по включению в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Долгирев П.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее – УФСИН России по Республике Марий Эл»), Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (далее – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл) о признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл включить его с составом семьи из четырех человек в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы (далее – Подпрограмма), а на УФСИН России по Республике Марий Эл» - включить в сводный список участников этой Подпрограммы.
В обоснование иска Долгирев П.С. указал, что он проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с 00.00.00 по 00.00.00. В период прохождения службы 00.00.00 2012 года он обращался с рапортом на имя начальника УФСИН России по Республике Марий Эл о признании его нуждающимся в получении жилых помещений и включении в состав участников Подпрограммы. Решением жилищно-бытовой комиссии ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. После увольнения со службы администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» 00.00.00 он с семьей были признаны малоимущими и приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 00.00.00 он вновь обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл о получении государственного жилищного сертификата, однако ему было отказано, поскольку он не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы, то есть в УФСИН, поэтому оснований для включения его в список участников Подпрограммы не имеется. Считает, что по выслуге лет, по основаниям увольнения он подпадает под категорию граждан, которые имеют право на участие в Подпрограмме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Долгирева П.С. Пономаренко Д.Ф. просит решение суда отменить принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Долгирева П.С., указывая на то, что выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Заслушав представителя Долгирева П.С. Пономаренко Д.Ф., поддержавшего жалобу, представителя УФСИН России по Республике Марий Эл Ширшову Л.В., просившую оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила).
Абзацами 6, 7 подпункта «а» пункта 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют: признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В силу пункта 19 Правил для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения заявленных Долгиревым П.С. исковых требований являются:
наличие либо отсутствие необходимого стажа службы;
основания увольнения со службы;
нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором проходила его служба.
Между тем, целью и задачами данной Подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01 марта 2005 года были приняты по месту службы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
В период действия Жилищного кодекса РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимались на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Однако, в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации исключительное право на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предоставлено органам местного самоуправления, следовательно, постановка на такой учет в учреждении уголовно-исполнительной системы была возможна только до 01 марта 2005 года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Долгирев П.С. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 00.00.00 по 00.00.00 и с 00.00.00 по 00.00.00. Он уволен со службы по достижению предельного возраста с 00.00.00. Общий стаж службы составил 16 лет и 4 месяца.
00.00.00 2012 года Долгирев П.С. впервые обратился с заявлением о постановке его на очередь на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл. Решением жилищно-бытовой комиссии данного учреждения от 00.00.00 Долгиреву П.С. отказано в постановке на очередь на улучшение жилищных условий со ссылкой на часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанием на то, что с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 00.00.00 Долгирев П.С. с составом семьи из четырех человек признаны малоимущими и приняты на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что до 01 марта 2005 года Долгирев П.С. по месту службы в учреждении уголовно-исполнительной системы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоял, доказательств обращения с заявлением о постановке на такой учет до 00.00.00 не представил, впервые обратился с заявлением о постановке на учет в период своей службы только в 2012 году, в чем ему было отказано.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что Долгирев П.С. не относится к категории лиц, которые имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, и не может быть признан участником этой Подпрограммы, поскольку он не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором проходила его служба.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными.
Доводы жалобы о том, что истец 00.00.00 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления, правового значения не имеют. Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, установленная после увольнения его службы, в силу положений вышеприведенных норм права не является обстоятельством, дающим ему право стать участником Подпрограммы.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которым судом не была бы дана надлежащая оценка. Доводы, приведенные в жалобе, основаны на неправильном понимании норм материального права, поэтому являются несостоятельными.
Таким образом, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Долгирева П. С. Пономаренко Д.Ф. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков