Решение по делу № 2-340/2023 от 26.04.2023

Дело № 2-1-340/2023

64RS0008-01-2023-00380-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 июня 2023 года    рабочий посёлок Базарный Карабулак
Саратовской области

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего — судьи Чахоткина А. В.,

при секретаре Гараниной О. М.,

с участием представителя истца — Ильясова С. К., ответчика Ларионова С. В. и его представителя Калина Н. В., представителя третьего лица — Клопова П. А., помощника прокурора <адрес> ФИО6

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Сапелкиной Н. С. к Ларионову С. В. о лишении права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего,

установил:

Сапелкина Н.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Ларионову С.В. в котором просит лишить Ларионова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение выплат и льгот в связи с гибелью сына Ларионова Э. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ, а именно: единовременного пособия, выплата которого предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; страховой выплаты, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; единовременного поощрения по Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»; единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; отдельной выплаты по Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года № 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»; единовременного пособия, установлено Постановлением Правительства Саратовской области от 15 апреля 2022 года № 282-П «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской федерации и имевших специальное звание полиции, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины»; выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2022 года № 504, в связи с награждением Ларионова Э.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (посмертно) Орденом Мужества и другими наградами; выплат, льгот и прав, в том числе действующих и будущих, установленных законодательством РФ, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента РФ, Постановлениями и Распоряжениями Саратовской области и Саратовской областной Думы в связи с гибелью Ларионова Э.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с октября 1996 года до осени 2004 года состояла в фактических брачных отношениях с ответчиком Ларионовым С.В. Стороны являются родителями Ларионова Э. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В период прохождения военной службы по контракту в войсковой части Министерства обороны РФ Ларионов Э.С. принимал участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины и, находясь при исполнении обязанностей военной службы, Ларионов Э.С. ДД.ММ.ГГГГ погиб. ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в отдел военного комиссариата Базарно-Карабулакского, Балтайского, <адрес>ов <адрес> с заявлением о получении им мер социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», пунктом 3.1 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу», Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», пунктом 125 Приказа Министра обороны РФ от 06 декабря 2019 года № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» лицами, имеющими право на получение страховой суммы, единовременных выплат, единовременного поощрения, причитающихся и не полученных военнослужащим ко дню гибели (смерти) оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат, в связи с гибелью военнослужащего, являются, в том числе, его родители.

Истец полагает, что ответчик Ларионов С.В. должен быть лишен права на получение предусмотренных названными нормативными правовыми актами страховой суммы, единовременных выплат, единовременного поощрения, причитающихся и не полученных военнослужащим ко дню гибели (смерти) оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат, а также выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 28 июля 2022 года № 504, в связи с награждением Ларионова Э.С. орденом Мужества (посмертно), поскольку в 2004 году прекратил заниматься его воспитанием, материально не содержал, своих обязанностей родителя не осуществлял. ДД.ММ.ГГГГ Ларионов Э.С. был похоронен, ответчик участия в похоронах не принимал.

В судебном заседании истец Сапелкина Н.С. не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает.

Представитель адвокат ФИО11 исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Ответчик Ларионов С.В. иск не признал, дал объяснения, согласно которым заботился о сыне и контакта с ним не терял, тот в период обучения в р. <адрес> приезжал к нему в <адрес> в этом же районе в гости, он помогла ему материально, разрешал возникшие в селе недоразумения, обеспечивал доступными ему продуктами питания. Позиция матери предъявившей иск является следствием воздействия на неё со стороны близких родственников, однако о похоронах сына информацию от него скрывали, а он общался с ним по телефону, тот присылал ему фотографии.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» (в лице военного комиссариата Базарно-Карабулакского, Балтайского и Новобурасского районов Саратовской области) Клопов П.А. в разрешении требований к Ларионову С.В. полагался на усмотрение суда.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки не известны.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, заслушав заключение помощника прокурора Калашниковой М.В., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 52-ФЗ).

Исходя из положений статьи 1 Закона № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абзац 3 пункта 3 статьи 2 Закона № 52-ФЗ).

В статье 4 Закона № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Закона № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

Так, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 5 указанного закона, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2000000 руб.

Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац 9 пункт 2 статьи 5 Закона № 52-ФЗ).

Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее по тексту – Закон № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей (часть 8 статьи 3 Закона № 306-ФЗ).

В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Закона № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 указанного закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Кроме того, Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Указом Президента РФ от июля 2006 года «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» и Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» (Зарегистрировано в Минюсте России 15 января 2020 года № 57168) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и части 11 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц (пункт «а» Указа Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98).

Выплата единовременного поощрения лицу, проходящему (проходившему) федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица. В случае гибели (смерти) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощренного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или награжденного государственной наградой Российской Федерации, а также в случае награждения лица, проходившего федеральную государственную службу, государственной наградой Российской Федерации посмертно выплата единовременного поощрения производится членам семей этих лиц в соответствии с федеральными законами (п. 3.1 п. 3 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года № 765).

В случае гибели (смерти) военнослужащего причитающиеся и не полученные им ко дню гибели (смерти) оклад денежного содержания и ежемесячные дополнительные выплаты полностью за весь месяц, в котором военнослужащий погиб (умер), выплачиваются супруге (супругу), при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста) и лицам, находящимся на иждивении военнослужащего, в равных долях или родителям в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей (пункт 125 Приказа Министра обороны РФ от 06 декабря 2019 года № 727).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 20 октября 2010 года № 18-П, от 17 мая 2011 года № 8-П, от 19 мая 2014 года № 15-П, от 17 июля 2014 года № 22-П, от 19 июля 2016 года № 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по контракту, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Закона № 52-ФЗ).

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Закона № 306-ФЗ.

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 22-П, от 19 июля 2016 года № 16-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате, в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих, в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Закона № 52-ФЗ и в статье 3 Закона № 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей, как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - СК РФ) предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 СК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 СК РФ).

Согласно абзаца 2 статьи 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 статьи 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основными обязанностями родителей в семье являются воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данные обязанности должны выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых — лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав — утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Ввиду изложенного лишение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Сапелкина Н.С. с октября 1996 года до осени 2004 года состояла в фактических брачных отношениях с ответчиком Ларионовым С.В. Стороны являются родителями Ларионова Э.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В период прохождения военной службы по контракту в войсковой части Министерства обороны РФ Ларионов Э.С. принимал участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины и, находясь при исполнении обязанностей военной службы, Ларионов Э.С. ДД.ММ.ГГГГ погиб при исполнении обязанностей военной службы. ДД.ММ.ГГГГ Ларионов Э.С. награжден орденом Мужества (посмертно).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» был заключен Государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию в 2022-2023 годах жизни и здоровья военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

В соответствии с пунктом 2.1. Государственного контракта, срок страхования распространяется на страховые случаи, произошедшие с 00 часов 00 минут 1 января 2022 по 24 часов 00 минут 31 декабря 2023 включительно.

Пунктом 3.1 Государственного контракта предусматривается, что застрахованными лицами по контракту являются военнослужащие (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждане, призванные на военные сборы, отчисленные с военных сборов или окончившие военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее по тексту - застрахованные лица).

В соответствии с часть 3 статьи 2 Закон № 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 52-ФЗ страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.

Также во исполнение условий раздела ХVIII Государственного контракта между Министерством обороны РФ и АО «СОГАЗ» заключено Соглашение об осуществлении в 2022-2023 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей (далее по тексту – Соглашение).

Предметом Соглашения явилось осуществление в 2022-2023 годах выплат военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Закона № 306-ФЗ.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона № 306-ФЗ, в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

Ларионов Э.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся застрахованным лицом по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, смерть Ларионова Э.С. наступила в период прохождения военной службы, причина смерти: травма внутречепная неуточненная, повреждения в результате военных действий причиненные огнестрельным оружием и другими видами обычного вооружения.

Как следует из письменных пояснений АО «СОГАЗ» по факту гибели военнослужащего Ларионова Э.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на ДД.ММ.ГГГГ заявлений о страховой выплате и единовременного пособия не поступало.

Обращаясь в суд с настоящим иском Сапелкина Н.С. указала, что между ответчиком Ларионовым С.В., и умершим Ларионовым Э.С. фактические семейные и родственные связи с 2004 года отсутствовали, ответчик родительские обязанности не выполнял, в связи с чем, не имеет права на получение причитающейся ему части вышеуказанных страховой суммы, единовременных выплат и поощрений в связи с гибелью сына Ларионова Э.С.

Проверяя указанные истцом обстоятельства, судом установлено следующее.

В судебном заседании сторона истца пояснила, что с октября 1996 года по 2004 год истец состояла в фактических брачных отношениях и проживала с ответчиком по адресу <адрес>. В конце лета 2004 года истец с ответчиком расстались, так как ответчик считал, что истец и сын обременяют его. После расставания Сапелкина Н.С. с сыном Э. и старшим ребенком (дочерью) переехали в дом находящийся по адресу: <адрес>, принадлежащий брату истца – Хвану А.С., который в свою очередь зарегистрировал по месту жительства истца и старшего ребенка истца, Ларионов Э.С. зарегистрирован по данному адресу с 2018 года. Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Ларионова С.В. взысканы алименты в пользу истца, на содержание несовершеннолетнего Ларионова Э.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 1/6 заработка и (или) иного дохода, так как ответчик уже выплачивал алименты на содержание сына Николая, года рождения. Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> установленный судом размер алиментов изменен – на 1/4 заработка и (или) иного вида дохода, в связи с достижением Николая совершеннолетнего возраста. Истец указывает, что от уплаты алиментов ответчик скрывался, принудительное исполнение происходило с большими трудностями.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ Ларионову С.В. определена задолженность по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 106 830 рублей, которая до настоящего времени не погашена. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП окончено, в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества отсутствием сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах во вкладах или на хранении в кредитных организациях.

В материалах дела имеется характеристика от ДД.ММ.ГГГГ3 года на ученика 9 класса МОУ «СОШ <адрес>» Ларионова Э.С., года рождения, из которой следует, что воспитанием Ларионова Э.С. занималась мама — Сапелкина Н.С. Отношения в семье были уважительные. Мама интересовалась жизнью ребенка в школе и его успеваемостью, посещала родительские собрания. Отец Ларионов С.В. в воспитании сына не участвовал.

Согласно сведениям, предоставленным ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» Ларионов Э.С. обучался в техникуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Во время обучения проживал в общежитии техникума, что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О заселении в студенческое общежитие». Из представленных сведений следует, что воспитанием Ларионова Э.С. занималась мать Сапелкина Н.С. Отец посещал сына в техникуме один раз. Будучи на 1 курсе, Ларионов Э.С. два раза ездил к отцу в р.<адрес>. Связь с отцом поддерживать не хотел, за период обучения в техникуме материальной помощи от отца не получал.

В судебном заседании ответчик Ларионов С.В., возражая против требований истца, дал объяснения о том, что после расставания с истцом, он, собрал свои вещи и переехал жить к своей матери, в <адрес>, расположенный на окраине села <адрес>, указав, что сын часто навещал его и бабушку. Вместе с тем в судебном заседании была допрошена свидетель Евдокова Н.А., которая являлась классным руководителем группы в техникуме, в которой учился Ларионов Э.С., пояснила, что все четыре года обучения Ларионова Э.С. общалась и созванивалась только с мамой Э.. Отца видела один раз, на первом курсе, остальные допрошенные свидетели как со стороны истца, так и ответчика в своих показаниях указывают, что за время обучения Ларионов Э. С., лишь в начале обучения попытался по собственной инициативе наладить общение с отцом, так как его встретил в техникуме проживавший в тот момент в семье отца сыне его сожительницы, он навестил отца несколько раз, о чем рассказывают свидетели со стороны ответчика, однако как следует из показаний всех свидетелей это общение не привело к налаживанию связей, сам Ларионов Э. С. указал после этих визитов, что будет проживать самостоятельно, в дальнейшем старался подрабатывать вместе с другими обучающимися и к общению с ответчиком более не стремился, даже формально не указывая в дальнейшем на наличие отца как члена его семьи во всех, в том числе и воинских документах, то есть сам он его именно членом своей семьи не считал, так как прямо указывал на отсутствие в его семье отца, наряду с указанием о том, что мать членом его семьи является.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что факт злостного уклонения Ларионовым С.В. от исполнения обязанностей родителя в отношении сына Ларионова Э.С. нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, поскольку достоверно установлено, что ответчик Ларионов С.В. какого-либо участия в воспитании сына Ларионова Э.С. с 2004 года не принимал, не интересовался судьбой своего сына, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал сына материально, не предпринимал каких-либо мер для создания сыну Ларионову Э.С. условий жизни, необходимых для его развития, получения образования, появился только на похоронах сына, не участвуя в расходах, связанных с его погребением, между Ларионовым С.В. и Ларионовым Э.С. фактические семейные и родственные связи отсутствовали, однако в связи с гибелью сына при исполнении обязанностей военной службы обратился за получением выплат социальных пособий и страховых сумм, назначением ежемесячной денежной компенсации злоупотребив своими правами биологического родителя.

При этом суд обращает внимание, что основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания.

Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии права Ларионова С.В. на получение единовременного пособия, выплата которого предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; страховой выплаты, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; единовременного поощрения по Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»; единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; отдельной выплаты по Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 года № 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»; единовременного пособия, установленного Постановлением Правительства Саратовской области от 15 апреля 2022 года № 282-П «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальное звание полиции, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины»; выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации № 504 от 28 июля 2022 года в связи с награждением Ларионова Э. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (посмертно) орденом Мужества и другими наградами; иных выплат и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации в связи с гибелью Ларионова Э. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца к ответчику Ларионову С.В. в полном объеме.

решил:

исковые требования Сапелкиной Н. С. к Ларионову С. В. о лишении права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего удовлетворить.

Лишить Ларионова С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение выплат и льгот в связи с гибелью сына — Ларионова Э. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

— единовременного пособия, выплата которого предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;

— страховой выплаты, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»;

— единовременного поощрения по Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»;

— единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;

— отдельной выплаты по Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 года № 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»;

— единовременного пособия, установленного Постановлением Правительства Саратовской области от 15 апреля 2022 года № 282-П «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальное звание полиции, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины»;

— выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации № 504 от 28 июля 2022 года в связи с награждением Ларионова Э. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (посмертно) орденом Мужества и другими наградами;

— иных выплат и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации в связи с гибелью Ларионова Э. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

До вступления в законную силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подаётся через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области, расположенный в рабочем посёлке Базарный Карабулак Саратовской области, улица Некрасова, дом № 33.

Судья    А. В. Чахоткин

2-340/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Сапелкина Наталья Сергеевна
Прокурор Базарно-Карабулакского района Саратовской области
Ответчики
Ларионов Сергей Владимирович
Другие
Калина Нелли Владимировна
адвокат Ильясов Салават Калапович
ОАО "СОГАЗ"
Воинская часть № 45863 Министерства обороны Рф
ФКУ Военный комиссариат Саратовской области в лице военного комиссариата Базарно-Карабулакского, Балтайского и Новобурасского районов
Суд
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области
Дело на странице суда
bazarnj-karabulaksky.sar.sudrf.ru
26.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2023Подготовка дела (собеседование)
18.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2023Судебное заседание
20.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
23.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее