Судья Глушков Ю.Н. Дело № 33а-7294/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2016 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е.,
судей Погорельцевой Т.В., Степановой М.Г.,
при секретаре Калининой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Нижневартовска к Управлению Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным предписания,
по апелляционной жалобе администрации города Нижневартовска на решение Нижневартовского городского суда от 25 мая 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления администрации города Нижневартовска к Управлению Росприроднадзора по ХМАО-Югре Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным предписания № 180-ВН/39 от 01 июня 2015г., отказать».
Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., объяснения представителей Росприроднадзор Югры Примак С.В., Петрова С.В., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Администрация города Нижневартовска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росприроднадзора по ХМАО-Югре о признании незаконным предписания.
В обоснование заявленного требования указала, что на основании предписания № 180-ВН/39 от 01 июня 2015г. на администрацию г. Нижневартовска возложена обязанность до 01 июня 2016г. разработать Программу проведения лабораторных исследований ливневых вод и в соответствии с Генеральным планом разработать рекомендации по оздоровлению обстановки в городе Нижневартовске. Считает, что это незаконно, так как в компетенцию администрации г. Нижневартовска не входит исполнение данной обязанности.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении административного иска настаивал.
Административный ответчик в судебное заседание не явился.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Нижневартовска просит решение суда отменить.
В обоснование доводов указывает, что администрация города Нижневартовска фактически не является собственником либо пользователем ни одного водного объекта, находящегося на территории г. Нижневартовска. Судом не принято во внимание, что Генеральный план города не содержит мероприятий по разработке программы проведения лабораторных исследований ливневых вод, а также информации о фактах негативного воздействия на окружающую среду. Полагает необоснованным вывод суда о том, что администрация производит сброс ливневых вод в водные объекты, расположенные на территории города, и, соответственно, у нее возникает обязанность по разработке мероприятий по оздоровлении экологической обстановки в городе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, в период с 31 марта по 27 мая 2015г. Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре проведена плановая выездная проверка Муниципального казенного учреждения Администрация г. Нижневартовска. В ходе проверки установлено, что на водотоках города не соблюдается режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, что приводит к их загрязнению. В соответствии с разделом «охрана водных ресурсов» проекта Генерального плана г. Нижневартовска, основным загрязнителем реки Обь на территории города являются ливневые воды с территории города. В реку Рязанский Еган производится сброс ливневых вод по 1 выпуску и сброс очищенных сточных вод с городских канализационных очистных сооружений. В реку Обь по рельефу местности производится сброс неочищенных сточных вод от жилых домов и бань неканализованной части Старого Вартовска. Объекты северного, юго-западного, большей части западного промышленных узлов не подключены к централизованным системам канализации, а имеют локальные сети канализации. Определенную опасность в загрязнении поверхностных вод представляют собой садово- огородные участки, расположенные в пойменной части реки Обь и реки Большой Еган. В пределах городской черты формирование поверхностного стока в значительной мере происходит за счет сбросов промышленных и бытовых сточных вод, а также их утечек в местах скопления и транспортировки. Это отражается на химических характеристиках поверхностных вод, являясь причинами загрязнения. Влияние на химический состав поверхностных вод оказывают смывы загрязнений с территории города дождевыми и паводковыми водами, а также опосредованное попадание загрязнителей с грунтовыми потоками.
Загрязнения выражаются в повышенных концентрациях сульфатов, нитритов, аммония железа, тяжелых металлов и нефтепродуктов. Отмечается загрязнение хлоридами и фенолами. Систематические данные лабораторных исследований ливневых вод отсутствуют, загрязнение поверхностных вод происходит в результате сброса ливневых вод очистки. Программы проведения лабораторных исследований ливневых вод, по результатам которой в соответствии с Генеральным планом города предполагалось разработать рекомендации по оздоровлению обстановки в городе, нет. Территория города Нижневартовска в целях предотвращения загрязнения реки Обь недостаточно благоустроена.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки № 114 от 01 июня 2016г.
По результатам проверки Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре вынесло администрации г. Нижневартовска предписание об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым администрация г. Нижневартовска обязана до 01 июня 2016г. разработать Программу проведения лабораторных исследований ливневых вод и в соответствии с Генеральным планом разработать рекомендации по оздоровлению обстановки в городе Нижневартовске.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку производится сброс ливневых вод в водные объекты, расположенные на территории города, администрация города обязана следить за тем, чтобы содержание в них опасных для здоровья человека веществ и соединений не превышало нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Соответственно, обязана выполнить требования предписания.
Оснований для изменения выводов суда не имеется.
Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственно субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законам, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что открытые и закрытые ливневые канализации на улично-дорожной сети города входят в состав автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за администрацией города для содержания и эксплуатации Департаментом ЖКХ (л.д.162).
В ходе проверки установлено, что на водотоках города не соблюдается режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, что приводит к их загрязнению. В пределах городской черты формирование поверхностного стока в значительной мере происходит за счет сбросов промышленных и бытовых сточных вод, а также их утечек в местах скопления и транспортировки. Это отражается на химических характеристиках поверхностных вод, являясь причинами загрязнения. Влияние на химический состав поверхностных вод оказывают смывы загрязнений с территории города дождевыми и паводковыми водами, а также опосредованное попадание загрязнителей с грунтовыми потоками.
Учитывая изложенное, администрация города обязана следить за тем, чтобы содержание химических веществ и соединений не превышало нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Соответственно, обязана выполнить требования предписания- разработать Программу проведения лабораторных исследований ливневых вод и в соответствии с Генеральным планом разработать рекомендации по оздоровлению обстановки в городе Нижневартовске.
Из материалов дела следует, что администрацией города принимаются меры по выполнению предписания.
Так, вынесено распоряжение от 14.08.2015 (л.д.160-162), согласно которому утвержден План мероприятий по устранению замечаний по результатам проверки. Пунктом 7 Плана предусмотрено разработать программу проведения лабораторных исследований ливневых вод. Разработать рекомендации по оздоровлению обстановки в городе в соответствии с генеральным планом города. Определена стоимость указанных работ в <данные изъяты> руб. (л.д.163).
Выполнение работ запланировано на 2017 год (л.д.189).
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижневартовска без удовлетворения.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи Погорельцева Т.В.
Степанова М.Г.