РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаева Н.Г., при секретаре Гавриловой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело исковому заявлению Трофимовой ас к администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании незаконным отказа в предоставлении выкупной стоимости жилого помещения, понуждении предоставить выкупную стоимость жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Трофимова А.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что является собственником квартиры по адресу <адрес>. Обращалась с заявлением в администрацию района о выплате денежной компенсации за жилье по программе переселения, на что ей был дан ответ с отказом, что их дом, включен в Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в РБ в 2013-2017гг.», ей предложено только переселение в построенный дом с общим коридором на 10 семей. Ей как собственнику других предложений не было, она не давала согласия на такое переселение, на указанный вариант не согласна. Просит признать отказ о предоставлении выкупной стоимости жилого помещения незаконным, обязать администрацию района предоставить выкупную стоимость жилого помещения в сумме <данные изъяты> рублей, для приобретения жилья.
В судебном заседании истец Трофимова А.С. иск поддержала, пояснила, что у администрации имеются обязательства по предоставлению собственнику аварийного жилья нового жилья равнозначного по площади ранее занимаемого, либо выкупной стоимости жилого помещения по выбору собственника. Просит суд признать незаконным отказ администрации МО «Северо-Байкальский район» в предоставлении выкупной стоимости жилого помещения, обязать устранить допущенные нарушения, а именно: обязать ответчика предоставить истцу выкупную стоимость жилого помещения в указанном ею в иске размере, для приобретения ею жилья, которое ее устроит.
Представитель ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. возражала против удовлетворения иска, полагала заявленные требования необоснованными, пояснила, что орган местного самоуправления в соответствии с условиям программы по Переселению граждан определил способ переселения граждан проживающих в аварийном доме путем строительства новых домов, решение о сносе дома в котором проживает истица, по делу отсутствуют основания полагать, что администрация отказала Трофимовой, в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. просит о приобретении ей жилья на вторичном рынке, и ответ администрации на ее заявление не является отказом в предоставлении выкупной стоимости жилья. Трофимова длительное время не могла определиться, что ей нужно, в настоящее время на территории муниципального образования осуществляется строительство многоквартирных домов в рамках программы по переселению граждан, в связи с чем, Трофимовой будет предоставлено новое жилое помещение взамен аварийного.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Трофимова А.С. является собственником жилого помещения по адресу <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
Постановлением правительства республики Бурятия № 332 от 27.06.2013 на территории Республики Бурятия была утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия в 2013 - 2017 годах». В соответствии с приложением №1 к программе, дом по адресу <адрес> признанный аварийным ДД.ММ.ГГГГ включен в перечень аварийных многоквартирных домов, планируемая дата окончания переселения определена до 30 ноября 2015 г.
Постановлением Правительства РБ от 30.12.2014 N 682 были внесены изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 N 332, которым с 30 июня 2014 года предусмотрена возможность предоставления выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.".
ДД.ММ.ГГГГ Трофимова А.С. обратилась в администрацию МО «Северо-Байкальский район» с заявлением в котором просила приобрести ей вторичное жилье, при этом, в судебном заседании она пояснила, что согласно заявления она просила выплатить ей денежную компенсацию, для приобретения ею вторичного жилья по своему усмотрению, полагая, что разницы не имеется, поскольку и на верно сформулированное требование, ответ администрации был аналогичным данному.
Как следует из письма Администрации МО «Северо-Байкальский район» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Трофимовой А.С. указано, что жилой дом, в котором она проживает, включен в программу, которой предусмотрено переселение в новые построенные дома, и истцу будет представлено жилое помещение равнозначное ранее занимаемому во 2 квартале 2016г.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ предусмотрено, что средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствие со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности.
Из содержания приведенных норм и положений следует, что в случае, если заключением комиссии жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, то органом местного самоуправления должно быть принято решение о сроках и порядке расселения жильцов.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Разъясняя порядок применения ст. 32 ЖК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 20, 22 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи, с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.
Аналогичная правовая позиция изложена в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, согласно которой, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Трофимова являясь собственником жилого помещения по адресу <адрес> признанного в установленном порядке аварийным и включенным в адресную программу по переселению из аварийного жилья имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору, в связи с чем заявленные исковые требования в части признания отказа администрации МО «Северо-Байкальский район» в предоставлении выкупной стоимости жилого помещения суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу выкупной стоимости жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей, поскольку указанный размер истцом ничем не обоснован, по смыслу ч. 2 ст. 32 ЖК РФ, решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом, выкупная стоимость определяется исходя из действующей на то время рыночной стоимости за квадратный метр.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ администрации МО «Северо-Байкальский район» в предоставлении Трофимовой ас выкупной стоимости жилого помещения.
В оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03 октября 2016 года
Судья Н.Г.Рабдаева