Решение по делу № 2-219/2019 от 26.11.2018

Дело № 2-219/2019

24RS0035-01-2018-004532-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2019 года                              г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Герлиц М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Минусинского района о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Минусинского района о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что по результатам рейдового мероприятия, проведенного Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края на территории села Селиваниха и пос.Топольки Селиванихинского сельсовета Минусинского района, установлено, что с юго-западной стороны поселка Топольки по проселочной дороги вблизи земельного участка, расположенного по адресу: Минусинский район, 3,1 км юго-западнее поселка Топольки, участок 1, кадастровый номер: 24:25:2401006:1391, на почве расположены отходы производства и потребления. Место несанкционированного складирования отходов выявлено вдоль проселочной дороги вблизи земельного участка, расположенного по адресу: Минусинский район, от защитного сооружения от влияния СШГ до промышленной базы с железнодорожными путями, кадастровый номер: 24:25:0000000:4563. Несанкционированная свалка имеет две области расположения на вышеназванной территории: первый очаг свалки составляет 10,24 гектара, периметр – 1490,87 метров; второй очаг свалки составляет 0,08 гектара, периметр – 111,61 метра. Данная свалка содержит отходы коры, коры с примесью земли, горбыль из натуральной чистой древесины, обрезь натуральной чистой древесины, опилки натуральной чистой древесины, прочей древесины, полиэтилен в виде пленки и пакетов, бумагу, картон, текстиль, битое стекло, пластиковую тару из-под бытовой химии, прочую пластмассу, мусор от офисных и бытовых помещений, отходы от строительных и ремонтных работ, шифер, битый кирпич, бетон, остатки лакокрасочных материалов, гипсокартон, линолеум, отходы рубероида, навоз, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, товары, утратившие потребительские свойства. Несанкционированная свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена; является объектом, подверженным разрастанию и возгоранию. В связи с этим просит обязать администрацию Минусинского района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в поселке Топольки, координаты свалки: N 53.38.7.73, Е 91.36.11.45, N 53.37.58.60 Е 91.36.6.50, N 53.37.26.46 Е 91.36.21.83. (л.д.3-9).

В ходе рассмотрения дела протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края.

В судебном заседании представитель истца Белоусова Н.Г., действующая на основании доверенности (л.д.47-48), уточнила исковые требования, уменьшив их, просила обязать администрацию Минусинского района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в районе поселка Топольки, координаты свалки: N 53°38'5.74', Е 091°36'10.90'. (л.д.96).

В судебном заседании представители ответчика администрации Минусинского района Потапкина Е.А., действующая на основании доверенности (л.д.72) и Перховский Н.П., действующий на основании доверенности (л.д.73), пояснили, что указанные истцом уточненные координаты места нахождения свалки они не оспаривают, данные координаты ими согласованы с истцом, свалка в данном месте имеется и расположена она на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, при этом пояснили, что требования истца они не признают, поскольку администрация Минусинского района в будущем собирается заключить договор аренды спорного земельного участка с Акционерным обществом «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)», которое после заключения договора будет обязано провести работы по уборке очага свалки, с учетом того, что договор аренды земельного участка заключается с целью рекультивации. Кроме того, пояснили, что бюджет района является высокодотационным и необходимых денежных средств для ликвидации свалки не имеется.

Третье лицо администрация Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 12 ЗК РФ предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.02 г., статье 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ.

В силу ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. ст. 4, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно положений ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В силу ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу ч. 5 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что на территории Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в районе поселка Топольки расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, координаты свалки: N 53°38'5.74', Е 091°36'10.90', что подтверждается актами проведения планового (рейдового) осмотра, обследования №1/1698 от 17.08.2018 г. (л.д.15-17, 18-21), №77-164 от 13.02.2018 г. (л.д.80-81), фотоснимками (л.д.22-26, 52-56, 76-79), выкопировкой с карты (л.д.27-30, 57-61, 63-65, 97) и не оспаривается ответчиком.

Так, из акта проведения планового (рейдового) осмотра, обследования №1/1698 от 17.08.2018 г. следует, что с юго-западной стороны поселка Топольки Минусинского района по проселочной дороги вблизи земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Минусинский район, 3,1 км юго-западнее поселка Топольки, участок 1. Кадастровый номер: 24:25:2401006:1391, на почве навалены отходы производства и потребления отдельными очагами (2 очага). Располагаются отходы вдоль проселочной дороги около земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Минусинский район, от защитного сооружения от влияния СШГ до промышленной базы с железнодорожными путями, кадастровый номер: 24:25:0000000:4563. Область 1 очага свалки около 10,24 гектара. Периметр 1 очага свалки – 1490,87 метров. Область 2 очага свалки около 0,08 гектара. Периметр 2 очага свалки – 111,61 метра. Протяженность проселочной дороги, вдоль которой расположены различные отходы, составляет 1,04 км. В фракционный состав свалки входят отходы производства и переработки древесины, предметы, товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов перемешана с землей образовывая навалы до 1,5 метров в высоту. На почве находятся: отходы коры; кора с примесью земли; горбыль из натуральной чистой древесины; обрезь натуральной чистой древесины; опилки натуральной чистой древесины; полиэтилен в виде пленки и пакетов. На поверхности земли, сверху свалки разбросана бумага, картон, текстиль, битое стекло, древесина различного вида. Полимерные материалы в виде множества пластиковых бутылок, различная пластиковая тара из-под бытовой химии, непригодные для использования пластмассовые ведра, ломаные пластмассовые ящики; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный. Навалами на почве и в траве находится мусор от строительных и ремонтных работ, состоящий из битого и непригодного шифера, битого кирпича, кусков бетона, остатки лакокрасочных материалов, куски гипсокартона, линолеума; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; отходы рубероида. На поверхности земли расположены отходы сельского хозяйства навалами (от 0,5 метра в высоту до 1 метра) в виде свежего навоза крупного рогатого скота. На поверхности земли вдоль проселочной дороги и по всей территории несанкционированного места сброса отходов находятся битые лампы, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства.

Из акта проведения планового (рейдового) осмотра, обследования №77-164 от 13.02.2019 г. следует, что с юго-западной стороны поселка Топольки Минусинского района по проселочной дороги вблизи земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Минусинский район, 3,1 км юго-западнее поселка Топольки, участок 1. Кадастровый номер: 24:25:2401006:1391 выявлена несанкционированная свалка. Вдоль проселочной дороги на заснеженной почве расположены различные отходы производства и потребления. Визуально, фракционный состав свалки не изменился с предыдущего рейдового осмотра данной территории. Свалка, располагаемая вдоль проселочной дороги увеличилась за счет появления бытовых отходов и отходов лесопиления. Протяженность свалки на 13.02.2019 г. составляет 1 км 45 метров.

Таким образом, поскольку вопросы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по охране окружающей среды в границах муниципального образования, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления, суд считает, что администрацией Минусинского района в нарушение требований действующего законодательства не предпринято достаточных мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в районе поселка Топольки.

То обстоятельство, что указанная несанкционированная свалка расположена на территории Минусинского района, в указанных истцом координатах, на поверхности почвы земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в судебном заседании не оспаривалось, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на администрацию Минусинского района обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в районе поселка Топольки, координаты места свалки: N 53°38'5.74', Е 091°36'10.90'.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Минусинского района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в районе поселка Топольки, координаты места свалки: N 53°38'5.74', Е 091°36'10.90'.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-219/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
неопределенный круг лиц
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Ответчики
администрации Минусинского района
Другие
Администрация Селванихинского сельского совета
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
minusa.krk.sudrf.ru
21.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Подготовка дела (собеседование)
21.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2020Дело оформлено
10.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее