Судья Касимова А.Н. по делу № 33-7999/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2021 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Шаломовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу администрации города Усолье-Сибирское на определение Усольского городского суда Иркутской области от 20 июля 2021 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 6 февраля 2020 года по гражданскому делу № 2-348/2020 по иску прокурора города Усолье-Сибирское в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №13», администрации города Усолье-Сибирское о понуждении устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Усолье-Сибирское, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» обратились в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 06.02.2020 на срок до 1 июля 2021 года, указав в обоснование заявления, что для полного обеспечения антитеррористической защищенности всех образовательных учреждений города Усолье-Сибирское в соответствии с требованиями постановления Правительства № 1006 требуется 100 898 600 руб., в том числе, на обеспечение учреждений охранной силами частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны требуется 59 332 610,00 руб. ежегодно. Для обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 13» требуется 3 694 154,60 руб., в том числе на обеспечение охраны учреждения силами частных охранных организаций или подразделениями войск национальной гвардии, на оборудование мест охраны, оборудование зоны пропускного режима на входах в учреждение, на приобретение и установку металлоискателей. Общая потребность образовательных учреждений города Усолье-Сибирское в финансовых средствах на исполнение ранее выданных предписали надзорных органов (Госпожнадзор, Роспотребнадзор и иных), проведение текущих и капитальных ремонтов зданий образовательных учреждений составляет 317 414 420,86 рублей. Кроме того, в 2020 году из-за пандемии «COVID-19» образовательными учреждениями города Усолье-Сибирское были потрачены значительные денежные средства на мероприятия, связанные с приобретением моющих и дезинфицирующих средств, масок, рециркуляторов воздуха, бесконтактных термометров и т.д. на общую сумму 184 459,52 руб. При этом, на протяжении многих лет бюджет города Усолье-Сибирское являете дефицитным. Финансирование многих мероприятий, направленных на решение вопросов местногозначения города Усолье-Сибирское, осуществляется не в полной мере. Так, в бюджете города Усолье-Сибирское на 2020 год предусмотрен дефицит бюджета в размере 47 529 702,78 руб. До конца 2020 года бюджет города Усолье-Сибирское из-за пандемии «COVID-19» недополучит налоговые и неналоговые доходы в размере 58 607 000 руб. В целях получения финансовой поддержки для обеспечения исполнение требования постановления Правительства № 1006, администрацией города неоднократно направлялись письма в различные органы государственной власти Иркутской области. В то же время, вопрос о выделении средств из бюджета Иркутской области на указанные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности учреждений образования города Усолье-Сибирское до настоящего времени не решен. Проект программы не вошел в проект Закона Иркутской области об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в связи с чем он не может вступить в силу с 1 января 2021 года поскольку в настоящее время Проект Программы не обеспечен финансированием. При этом, министерством образования Иркутской области в настоящее время рассматривается вопрос о разработке государственной региональной программы, вместо принятия новой государственной программы, в которую будут включены мероприятия обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений Иркутской области. Таким образом, в настоящее время органами исполнительной власти Иркутской области и органами местного самоуправления города Усолье-Сибирское прорабатывается вопрос о возможности финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений г. Усолье-Сибирское, в том числе за счет средств бюджета Иркутской области.
Обжалуемым определением суда в удовлетворении заявления отказано.
В частной жалобе представитель администрации г. Усолье – Сибирское просит отменить определение суда, разрешить вопрос по существу, указывая в обоснование жалобы о несоответствии действительности вывода суда об отсутствии исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда. В заявлении о предоставлении отсрочки указывалось, что на протяжении многих лет бюджет города является дефицитным. Финансирование различных мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения города Усолье-Сибирское осуществляется не в полной мере. Так, в бюджете города Усолье-Сибирское на 2021 год предусмотрен дефицит бюджета в размере 49 649 030,86 рублей. В целях получения финансовой поддержки для обеспечения исполнения требований постановления Правительства № 1006 администрацией г. неоднократно направлялись письмо в различные органы государственной власти Иркутской области. Согласно письмам министерства образования Иркутской области разработан проект государственной целевой программы «Пожарная и антитеррористическая безопасность» образовательных организаций Иркутской области на 2021-2025 годы, который включает все необходимые мероприятия по пожарной и антитеррористической безопасности. Кроме того, судом не учтено, что отсутствуют возражения со стороны прокурора г. Усолье-Сибирское о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Письменных возражений на частную жалобу не поступило.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке либо рассрочке исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить либо рассрочить исполнение решения суда.
По смыслу закона основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных временных препятствиях к совершению исполнительных действий. Отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного постановления, и должник обязан доказать, что предоставленная отсрочка позволит после окончания ее срока исполнить судебное постановление.
В абзаце третьем пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъясняется, что при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочки.
При отсрочке исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть реальными, а не надуманными. В ином случае необоснованное определение суда об изменении сроков станет инструментом затягивания реального исполнения судебного решения и будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Разрешая заявление администрации города Усолье-Сибирское, руководствуясь вышеуказанными процессуальными нормами, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отсрочки исполнения решения суда от 06.02.2020, приведенные в обоснование заявления доводы суд счел не относящимися к указанным основаниям.
Суд апелляционной инстанции с определением соглашается, так как выводы суда в определении подробно мотивированы со ссылкой на нормы процессуального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют положениям ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являющихся составной частью правовой системы России.
Доводы частной жалобы приводились в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, являлись предметом рассмотрения, верно отклонены по основаниям, указанным в определении суда.
Ссылаясь на исключительность обстоятельств, заявитель оставляет без внимания, что отсутствие денежных средств для исполнения решения суда не является таким обстоятельством, поскольку не возникло внезапно и не будет устранено гарантированно в предполагаемый срок. Предоставление отсрочки исполнения решения суда в отсутствие определенности в данном вопросе нивелирует обязательную силу решения суда, повлечет дальнейшее нарушение прав неопределенного круга лиц на антитеррорестическую безопасность.
Довод относительно отсутствия возражения на заявление со стороны прокурора г. Усолье-Сибирское подлежит отклонению, так как указанное обстоятельство основанием для удовлетворения заявления не является.
Определение постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм процессуального права, влекущих его отмену, не установлено. Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого определения, частная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену определения при рассмотрении дела, судом первой инстанции допущено не было.
Таким образом, определение суда отмене не подлежит, а частная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Определил:
определение Усольского городского суда Иркутской области от 20 июля 2021 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 6 февраля 2020 года по гражданскому делу № 2-348/2020 по иску прокурора города Усолье-Сибирское в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №13», администрации города Усолье-Сибирское о понуждении устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Т.Д. Алсыкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.10.2021.