Решение по делу № 12-702/2022 от 30.09.2022

УИД 04RS0007-01-2022-006079-14                                        Дело № 12-702/2022

РЕШЕНИЕ

14 октября 2022 года                                                                             г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Мотошкина О.В., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ от 22.09.2022 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением Министерством принесена жалоба, согласно которой Министерство просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Министерства прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения, указывая, что решением Железнодорожного районного суда г.ФИО1 от 26.01.2022г., удовлетворены исковые требования ФИО4 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, 10.06.2022г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство. В адрес судебного пристава Министерство направило информацию о невозможности исполнения решения в установленные судебным приставом сроки в силу объективных обстоятельств, в связи с формированием специализированного фонда. В силу приведенных положений должник не имеет возможности исполнить решение суда в установленные сроки при отсутствии вины.

В судебное заседание представитель Министерства социальной защиты населения РБ не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.ФИО1 по <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

Таким образом, ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.ФИО1 на Министерство возложена обязанность предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

10.06.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. ФИО1 по РБ возбуждено исполнительное производство ....

Как следует из постановления от 22.09.2022г. о привлечении к административной ответственности, Министерство не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя от *** об исполнении решения Железнодорожного районного суда г.ФИО1 о предоставлении ФИО4 жилого помещения в течение 30 дней с момента получения требования, в связи с чем, привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ.

Однако, по мнению суда, в действиях Министерства отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Доводы постановления о доказанности вины последнего в совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении исполнительного документа, не могут быть признаны обоснованными, по следующим основаниям.

Ст. 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Суд полагает, что данном случае, правовое значение для установления виновности Министерства в совершении вмененного правонарушения является выяснение вопроса о выделении из бюджета субъекта денежных средств для приобретения указанному лицу благоустроенного жилого помещения.

В силу ч. 8 ст. 8 Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» (далее - Закон Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. № 2897-IV) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Также ст. 9 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. № 2897-IV, гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

Согласно Закона Республики Бурятия от 14 декабря 2019 г. № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Народным Хуралом РБ 05 ноября 2019 г.) исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, а именно на Министерство социальной защиты населения РБ (ст. 11 данного закона).

Ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 2 ст. 83 БК РФ предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

Министерство социальной защиты населения РБ, самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете.

В <адрес> формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынках недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно постановлению Правительства РБ от *** ..., Минстрой РБ осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе, функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительств социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Постановлением Правительства РБ от *** ... «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия» постановлено, что Министерство организует: формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениям: по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Процедуры формирования специализированного жилищного фонда определены «Дорожной картой», утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от *** ...-р.

В нем перечислены мероприятия по передаче жилых помещений, сроки реализации и ответственные исполнители.

Ряд мероприятий подлежат реализации в сроки, установленные Федеральным законом от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из указанных норм видно, что Минсоцзащиты РБ не может единолично разрешить вопрос о приобретении жилья для детей-сирот. Процедура приобретения жилья для специализированного жилищного фонда занимает длительное время, в ней участвуют несколько органов исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, государственные казенные и бюджетные учреждения.

Кроме того, *** Министерство заключило Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений ..., согласно которому общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Бурятия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 году 325 452 400 руб.

В декабре 2021 года Министерством подготовлена и направлена бюджетная заявка на февральскую сессию Народного Хурала РБ о выделении дополнительных средств на единовременную выплату на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в собственность, удостоверяемая сертификатом, в сумме 181 127 200 руб.

*** Министерством в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия направлена информация в потребности в жилых помещениях в размере муниципальных районов и городских округов, приобретаемых на средства федеральной субсидии, также ввиду наличия судебных решений о предоставлении жилых помещений в г. ФИО1 на средства, выделенные из республиканского бюджета, о необходимости приобретения жилых помещений в г. ФИО1.

Таким образом, принимая во внимание, что финансирование должника осуществляется за счет средств бюджета республики, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение в течение установленного пятидневного срока решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории республики специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда по рассматриваемым исполнительным производствам невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Рассматривая настоящее дело, судья также учитывает, что в отношении Министерства вынесено значительное количество постановлений о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 30000 руб. по каждому, что представляет собой серьезную нагрузку на бюджет. Направление бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств области, создает угрозу сбалансированности бюджета.

При этом указанные денежные средства переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, поскольку средства, которые взыскиваются в виде административного штрафа могут быть направлены на фактическое исполнение судебных решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда, что, в свою очередь, будет способствовать восстановлению охраняемых законом жилищных прав особой категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат государственной защите.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Министерство предприняло зависящие от него необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решений суда о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда. При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями Министерства.

Следовательно, имеются основания для признания того обстоятельства, что должник действовал добросовестно, соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него судебными решениями обязанностей.

При этом, как это усматривается из материалов дела, на момент установления судебным приставом-исполнителем срока для исполнения указанного требования данных о наличии в распоряжении должника соответствующего указанному в исполнительном документе свободного от прав иных лиц жилого помещения, поступлении должнику субвенций из бюджета РБ на приобретение такого помещения у судебного пристава-исполнителя не было. Доказательств обратного, материалы дела об административном правонарушении, возбужденного судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства, не содержат. При этом, самостоятельно (с учетом не установления срока исполнения требования решением суда, на основании которого был выдан исполнительный документ) установив 30-дневный со дня получения требования срок исполнения, судебный пристав-исполнитель никаких суждений в обоснование такого срока не привел.

Таким образом, материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть совершение Министерством предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.

Довод о том, что возложенная на Минсоцзащиты РБ обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не ставится в зависимость от отсутствия достаточных финансовых средств или иных условий, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство имеет значение при разрешении материально-правового спора.

Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.

Следует также учитывать положения частей 2, 3 статьи 1.5 КоАП РФ, пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которыми предусмотрено, что обязанность доказывать виновность в установленном Кодексом порядке возложена на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, судей, органы, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, именно на них лежит бремя доказывания виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении настоящего дела начальником отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. ФИО1 доказательств вины министерства в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок не добыто.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

Постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 22.09.2022 г. о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья                               О.В.Мотошкина

12-702/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Мотошкина Ольга Викторовна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
03.10.2022Материалы переданы в производство судье
14.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
04.11.2022Вступило в законную силу
04.11.2022Дело оформлено
14.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее